г. Тула |
|
19 декабря 2015 г. |
Дело N А62-3426/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357; ИНН 6732005424), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" (Смоленская область, Рудянский район, д. Любавичи, ОГРН 1086713000296; ИНН 6713008170), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.08.2015 по делу N А62-3426/2015 (судья Бажанова Е.Г.), установил следующее.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее по тексту - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" (далее по тексту - ответчик, общество) о взыскании 755 300 рублей в возмещение субсидии, предоставленной на производство льна - долгунца (производство соломки и тресты), в том числе: в доход областного бюджета 483 607 рублей 80 копеек, в доход федерального бюджета 271 692 рублей 20 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.08.2015 исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" в пользу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в областной бюджет взыскано 328 082 рубля 40 копеек. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлены доказательства соблюдения условий предоставления субсидии, либо наличия объективных обстоятельств, не позволяющих выполнить условия предоставления субсидии. Департаментом в нарушении положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств нарушения ответчиком условий представления субсидии в размере 427 217 рублей 60 копеек.
В апелляционной жалобе ООО "Кварта-Агро" просит решение суда в части удовлетворения требований департамента отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу в указанной части новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что после проведения уборочной компании общество предоставило необходимый пакет документов для получения остатка субсидии, то есть первая и вторая субсидии, выданные ответчику в сумме составляли итоговую сумму субсидии по фактически полученному урожаю льна-долгунца.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Смоленской области действует целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640 (в редакции постановлений администрации Смоленской области от 15.10.2012 N 753 от 22.11.2012 N 893, от 08.02.2013 N 45), а также постановлением администрации Смоленской области от 29.03.2013 N 210 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства" (далее - Порядок).
ООО "Кварта-Агро" обратилось в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию с заявлением о предоставлении субсидии в 2013 году (вх. 01-04876 от 19.06.2013) как сельскохозяйственному товаропроизводителю на повышение доходов в области растениеводства.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (департамент) и ООО "Кварта-Агро" (получатель субсидии) 19.06.2013 заключили договор о предоставлении субсидий N 0016, по условиям которого департамент обязуется предоставить получателю субсидии в 2013 году субсидию на производство соломки и тресты на условиях, установленных Порядком и договором, а получатель субсидии в целях эффективного использования средств субсидии обязуется: в 2013 году посеять лен-долгунец на площади, не менее 300 га, для хозяйств, впервые занимающихся производством льна-долгунца, посеять не менее 100 га.
Также получатель субсидии обязуется предоставлять, в том числе, установленные отчеты в сроки, предусмотренные Порядком предоставления субсидий.
В случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и использованию субсидий, указанных в договоре, получатель субсидии осуществляет возврат субсидии в полном объеме в добровольном порядке (пункт 3.1 договора).
В силу пункта 3.5 договора в случае невозвращения в добровольном порядке субсидии на повышение доходов в области растениеводства, возникший спор разрешается в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно расчету причитающейся субсидии на производство льна - долгунца (производство соломки и тресты) в виде аванса в счет будущего производства соломки и тресты ожидаемая посевная площадь льна - долгунца в 2013 году - 300 га, планируемая урожайность в 2013 году - 6,1 ц/га, ожидаемый валовый сбор соломки и тресты в переводе на льноволокно - 183 тонны.
Платёжным поручением от 20.06.2013 N 3006 из областного бюджета ответчику перечислено 328 082 рубля 40 копеек.
Общество 13.12.2013 также обратилось с заявлением о предоставлении субсидий в 2013 году (вх. N 01-10786) согласно справке - расчету на предоставление субсидии за 4 квартал 2013 года, исходя из фактических показателей (посевная площадь под урожай 2013 года - 300 га; валовый сбор льна - долгунца - 108 тонн), размер субсидии составил 427 217 рублей 60 копеек, в том числе 155 525 рублей 40 копеек - из областного бюджета и 271 692 рубля 20 копеек - из федерального бюджета.
Данная субсидия перечислена ответчику по платежным поручениям от 24.12.2013 N 1822354 и от 24.12.2013 N 7931.
Полагая, что обществом нарушены условия предоставления субсидий, департамент направил в его адрес претензию о возврате бюджетных средств (исх. N 1612-02 от 21.04.2015), которая оставлена обществом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" в пользу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в областной бюджет 328 082 рублей 40 копеек, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее по тексту - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Смоленской области от 29.03.2013 N 210 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства".
В силу пунктов 5, 6, 10, 12 Порядка предоставление субсидий на повышение доходов в области растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) осуществляется в целях проведения комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв.
Субсидии на повышение доходов в области растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", относящимся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, не находящимся в стадии ликвидации или состоянии банкротства, осуществляющим сельскохозяйственное производство на территории Смоленской области и находящимся на учете в налоговом органе на территории Смоленской области.
Получатель субсидии на повышение доходов в области растениеводства в течение 10 рабочих дней после размещения приказа по ставке на сайте департамента представляет в департамент справку-расчет о причитающихся субсидиях на повышение доходов в области растениеводства по форме, утвержденной приказом начальника департамента.
В случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий на повышение доходов в области растениеводства, средства указанных субсидий подлежат добровольному возврату на лицевой счет департамента, открытый в департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.
Средства субсидий на повышение доходов в области растениеводства, предоставленные с нарушением условий, установленных при их предоставлении, и выявленные по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в областной бюджет в полном объеме.
При отказе от добровольного возврата субсидий на повышение доходов в области растениеводства их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Субсидии предоставляются с целью увеличения производства продукции льноводства и степени переработки льняного сырья в Смоленской области для обеспечения предприятий текстильной промышленности высококачественным конкурентоспособным льносырьем, а также в целях создания экономических условий, направленных на стимулирование развития на территории Смоленской области производства льна, что не может быть признано аналогичным понятию "ожидаемые результаты хозяйственной деятельности" (пункты 5, 6.2 Порядка N 409).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
На основании части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик получил первую субсидию по заявлению от 19.06.2013 N 01-04876 из областного бюджета в размере 328 082 рублей 40 копеек из расчета ожидаемой посевной площади льна - долгунца в 2013 году - 300 га, планируемой урожайности в 2013 году - 6,1 ц/га, ожидаемого валового сбора соломки и тресты в переводе на льноволокно - 183 тонны (платежное поручение от 20.06.2013 N 3006).
Между тем в нарушение условий предоставления субсидии обществом допущено снижение урожайности до 108 тонн по отношению к расчету 183 тонны, что подтверждается сведениями, содержащимися в приложении N 2 к договору, что не оспорено ответчиком.
Доказательств соблюдения условий предоставления субсидии либо наличия объективных обстоятельств, не позволяющих выполнить условия предоставления субсидии, не представлено.
С учетом изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ООО "Кварта-Агро" возникло обязательство по возврату в бюджет 328 082 рублей 40 копеек, полученных в 2013 году в качестве субсидирования затрат на производство льна-долгунца.
Поскольку доказательств, подтверждающих возврат субсидий в сумме 328 082 рублей 40 копеек общество не представило, суд первой инстанции правомерно взыскал указанную сумму с общества в пользу департамента.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что перечисление обществу из бюджета денежных средств в размере 328 082 рублей 40 копеек в качестве субсидий подтверждает предоставление обществом надлежащего пакета документов для получения указанных субсидий, не может быть принят во внимание ввиду доказанности факта неправомерного получения обществом субсидий в размере 382 082 рублей 40 копеек.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.08.2015 по делу N А62-3426/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3426/2015
Истец: Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью "Кварта-Агро", ООО "Кварта-Агро"