г. Томск |
|
19 декабря 2015 г. |
Дело N А67-5219/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И.И. Терехиной
судей: О.Ю. Киреевой, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии представителей сторон:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: Е.А. Большанина по дов. от 12.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации г.Томска (07АП-10867/2015) на решение Арбитражного суда Томской области от 23.09.2015 по делу N А67-5219/2015 (судья М.В. Пирогов) по иску ОАО "ТомскРТС" (ИНН 701735152, ОГРН 1145543013880) к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации г.Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) и Администрации г. Томска (ИНН 7017004461), при участии третьего лица - АО "ТГК-11" (ИНН 5406323202), о взыскании 392 733,46 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ТомскРТС" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Муниципальному образованию (далее МО) "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации Города Томска о взыскании за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" задолженности за потребленные жилыми помещениями по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, коммунальные услуги (отопление) за период с 01.01.2014 по 31.05.2014 в сумме 392 733,46 руб.
Решением арбитражного суда от 23.09.2015 (резолютивная часть объявлена 16.09.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда Департамент финансов администрации Города Томска в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку он представляет интересы муниципального образования по искам к нему только в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствия иного органа, обладающего необходимыми полномочиями. Надлежащим представителем муниципального образования "город Томск" является администрация г. Томска.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
ОАО "ТомскРТС" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, указывая на то, что интересы муниципального образования "город Томск" по данному иску должен представлять департамент в силу ст.125 ГК РФ, а также п.п.1.2, 1.6, 3.58 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утв. решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва нанего, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 23.09.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальными контрактами N N 2013.116807, 2013.101026 на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в г. Томске МО "Город Томск" были переданы жилые помещения, расположенные по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, в подтверждение чего представлены акты приема-передачи недвижимого имущества (квартир) N2 от 25.11.2013, N 2 от 25.11.2013, N 3 от 09.12.2013 (л.д.85-114 т.1).
ОАО "ТГК-11" на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-59 от 01.06.2007 и соглашения об изменении, дополнении указанного договора аренды от 22.11.2007, заключенного между ним и МО "Город Томск", поставку коммунальных ресурсов (горячей воды и тепловой энергии) потребителям г. Томска, в том числе и по адресу г. Томск, ул. Герасименко, 3/16.
За период с 01.01.2014 по 31.05.2014 на отопление жилых помещений, принадлежащих МО "Город Томск" АО "ТГК-11" затрачено 326, 97639 Гкал на сумму 392 733,46 руб., объем тепловой энергии и ее стоимость подтверждены расшифровкой и расчетом (л.д. 18 - 84 т.1). Стоимость тепловой энергии определялась в соответствии с Приказом Департамента Тарифного регулирования и государственного заказа Томской области N 51/1050 от 31.12.2013 и составила 1 212,41 руб./Гкал.
31.12.2014 между АО "ТГК-11" (цедент) и ОАО "ТомскРТС" (цессионарий) заключили договор уступки права требования, по условиям которого АО "ТГК-11" передает, а ОАО "ТомскРТС" принимает права требования задолженности физических и юридических лиц, указанных в реестре должников, которые являются приложением к договору, в размере 1 117 198 285, 39 руб. (л.д.121-155 т.2, т.3, л.д.1-40 т.4).
В результате ненадлежащего исполнения МО "Город Томск" обязанности по оплате коммунальных услуг до момента отчуждения жилых помещений или передачи их в найм, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности в сумме 392 733,46 руб.
Суд первой инстанции, при удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ответчик, являясь собственником жилых помещений, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет обязанность по оплате фактически отпущенной тепловой энергии.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч.1 ст.544 ГК РФ).
Факт осуществления ОАО "ТГК-11" теплоснабжения указанного многоквартирного дома в спорный период, подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и среднемесячными ведомостями по приборам учета с разбивкой по месяцам, ответчиком не оспаривался. Поскольку собственник не произвел оплату потребленной тепловой энергии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании с Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации г. Томска заявленной суммы задолженности за счет казны муниципального образования.
Довод ответчика о том, что департамент финансов администрации Города Томска является ненадлежащим ответчиком, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорное имущество принадлежало муниципальному образованию и, следовательно, в спорных правоотношениях надлежащим ответчиком является муниципальное образование как собственник спорного имущества.
В соответствии с ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
От имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1 ст. 51 вышеназванного закона).
Как указано в ст.215 ГК РФ, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (ст.125 ГК РФ).
Частью 1 статьи 126, статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем муниципальную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ и разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, со ссылкой на п.п. 1.2, 3.57, 3.58 Положения о Департаменте финансов администрации города Томска, утвержденным решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005, Департамент финансов обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления, составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что Департамент финансов является органом, уполномоченным выступать от имени бюджета муниципального образования "Город Томск", является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 23.09.2015 года по делу N А67-5219/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5219/2015
Истец: ОАО "ТомскРТС"
Ответчик: МО "Город Томск" в лице Администрации г. Томска, Муниципальное образование "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации Города Томска
Третье лицо: АО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N11"