г. Москва |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А40-97876/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Москвина Л.А., Захарова С.Л. |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-97876/2015 судьи Дейна Н.В. (147-787)
по заявлению ЗАО "Алекс Корпорэйшн" (ОГРН 1027739589569)
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо ДГИ г. Москвы
о признании отказа незаконным
при участии:
от заявителя: |
Незаметдинов О.А. по дов. от 20.05.2015 N АК-02/2015; |
от ответчика: |
Штарк Н.Г. по дов. от 30.12.2014 N 26026/2014; |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Алекс Корпорэйшн" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, ответчик) от 08.05.2015 г. N 12/075/2014-288 об отказе регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004010:107, расположенный по адресу: г. Москва, Долгоруковская, д. 21, стр. 1.
В качестве третьего лица по делу привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 требования заявителя удовлетворены: отказ Управления Росреестра по Москве от 08.05.14 N 12/075/2014-288 - признан незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести регистрацию права собственности за ЗАО "Алекс Корпорэйшн" на земельный участок, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004010:3643 в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционный жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно. Ответчик считает, что к отношениям, возникающим по поводу приобретения прав собственности на земельные участки, расположенные в границах города Москвы до их изменения 27.12.2011, положения статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ не применяются. ЗАО "Алекс Корпорэйшн" не может быть предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004010:3643, так как Общество уже реализовало свое право, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции от 01.01.2014). Управлением указано, что в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заинтересованное лицо вправе уточнить границы земельного участка, а также исправить ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости. Формирование земельного участка под частью здания не соответствует требованиям законодательства, в частности ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
ЗАО "Алекс Корпорэйшн" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В отзыве на апелляционную жалобу Обществом указано, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок у ответчика не имелось, так как основанием регистрации является правовой акт государственного органа -Департамента городского имущества г. Москвы. Из буквального смысла содержания Закона N 43-ФЗ, положения ст. 24 Закона N 43-ФЗ распространяют свое действие не только на присоединенные территории, но и на все земельные участки, расположенные в границах города Москвы.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЗАО "Алекс Корпорэйшн" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить решение суда - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент городского имущества г. Москвы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направил. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснениями, данными в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица по делу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательства по делу, доводов апелляционной жалобы, позиции заявителя, не нашел оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (ДЗР г. Москвы) от 13.12.2011 года N 3368-01 ДЗР 27 декабря 2011 года между ЗАО "Алекс Корпорэйшн" и ДЗР г. Москвы был подписан договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0004010:107), находящегося под зданием.
Договор был зарегистрирован 17.02.2012 г.
Проект межевания территории квартала, ограниченного улицей Чаянова, Весковским переулком, Долгоруковской улицей, Оружейным переулком, улицей Фадеева N 01.08.104.2008 утвержден распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 80 от 02.02.2009 г.
Получив удостоверенную Москомархитектурой копию Проекта межевания территории квартала, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось 25 декабря 2013 года в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с сопроводительным письмом и заявлением (peг. номер 33-5-39600/13-(0)-0) на оказание государственной услуги по формированию смежного земельного участка, предусмотренного Проектом межевания территории квартала и выдачей Заявителю Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории на земельный участок, прилегающий к Зданию по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1, согласно утвержденного Проекта межевания квартала.
17 января 2014 года за номером 219 Департаментом городского имущества г.Москвы было издано Распоряжение "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1.
На основании изданного Распоряжения N 219 от 17.01.2014 года был подготовлен Межевой план, и Департаментом городского имущества города Москвы было подано Заявление о постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка общей площадью 117 кв. метров, которому 13 марта 2014 года был присвоен кадастровый номер 77:01:0004010:3643 и адрес г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1.
13 марта 2014 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве выдало Заявителю Кадастровый паспорт на новый участок.
Получив Кадастровый паспорт на земельный участок, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось 20 марта 2014 года в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с сопроводительным письмом и заявлением (peг. номер 33- 5- 903 3/14-(0)-0) на оказание государственной услуги о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004010:3643 по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 (далее - Земельный участок).
17 апреля 2014 ДГИ вынесено Распоряжение N 1704-01 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Алекс Корпорэйшн" распоряжение N 1704-01 ДГИ в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 и передан обществу на подпись договор купли продажи земельного участка.
21 мая 2014 года общество оплатило стоимость выкупа земельного участка и после предоставления Платежного поручения Департамент выдал Распоряжение N 1704-01 от 17.04.2014 и подписанный со своей стороны договор купли-продажи.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения ЗАО "Алекс Корпорэйшн" 18.12.2014 в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект- земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004010:3643.
08.05.2015 г. на основании абз.4, 10 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Росреестра вынесено Решение N 12/075/2014-288 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1. Причиной отказа Управление указало, что общество ранее уже реализовало свое право, предусмотренное ст. 36 Земельного Кодекса РФ на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004010:107 для целей эксплуатации нежилого здания, предоставленного по Распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.12.2011 N3368-01 ДЗР. Также Управлением указано, что в данном случае неприменимы положения Федерального закона от 05.04.2013 N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу Федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Москве, ЗАО "Алекс Корпорэйшн" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
Проверка представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 22.03.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 4.2.1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП) Департамент обладает полномочиями на принятие решения о заключении договора купли-продажи в отношении спорного земельного участка.
На основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (ДЗР г. Москвы) от 13.12.2011 года N 3368-01 ДЗР 27 декабря 2011 года между ЗАО "Алекс Корпорэйшн" и ДЗР г. Москвы был подписан договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 21, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0004010:107).
В дальнейшем Департаментом выдано распоряжение от 17.01.2014 г. N 219 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1, смежного с земельным участком, имеющим кадастровый номер 77:01:0004010:107, и установлено следующее разрешенное использование земельного участка - объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок является смежным с земельным участком (кадастровый номер 77:01:0004010:107), принадлежащим заявителю на праве собственности, на котором расположено здание общества.
Согласно утвержденному распоряжением Департамента от 02.02.2009 N 80 проекту межевания территории квартала N 01.08.104.2008, указанный смежный земельный участок относится к территории, необходимой для эксплуатации здания.
17 апреля 2014 ДГИ вынесено Распоряжение N 1704-01 о предоставлении ЗАО "Алекс Корпорэйшн" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, вл. 21, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004010:3643, для эксплуатации здания под административные цели.
В материалы дела не представлены доказательства, опровергающие указанные обстоятельства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае предоставление земельного участка заявителю в собственность регулируется специальными нормами п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о неприменении к отношениям, возникающим по поводу приобретения прав собственности на земельные участки, расположенные в границах города Москвы до их изменения 27.12.2011, положений статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, были предметом рассмотрения суда первой инстанции
Суд, истолковав положения статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, обоснованно пришел к выводу, что положения названной статьи распространяют свое действие не только на присоединенные территории, но и на все земельные участки, расположенные в границах города Москвы.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения статьи 24 Федерального закона N 43-ФЗ, которыми собственнику объекта недвижимости предоставлены права на приобретение смежного земельного участка, направлены на реализацию положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость рационального использования земли.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-97876/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97876/2015
Истец: ЗАО "Алекс Корпорэйшн"
Ответчик: Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации, кадастар и картографии Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по гор. Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы