г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2015 г. |
Дело N А56-51251/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кузьминой А.А. по доверенности от 23.06.2015
от ответчика (должника): Бойковой Т.А. по доверенности от 16.01.2015 N 03-11/11, Сафроновой Н.Е. по доверенности от 16.01.2015 N 03-11/13
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27992/2015) ООО "Мется Свирь"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2015 по делу N А56-51251/2015 (судья Салтыков С.С.), принятое
по заявлению ООО "Мется Свирь"
к МИФНС России N 4 по Ленинградской области о признании недействительным решений от 20.03.2015 NN103,1547
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мется Свирь" (ОГРН 1024701614123, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 20.03.2015 N 1547 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 20.03.2015 N 103 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость в размере 991 235,74 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Налогоплательщик полагает, что суд первой инстанции применил не подлежащие применению подпункты 2 и 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, услуги по организации перевозки из пункта отправления Ленинградская область, Подпорожский район, п. Важины, ул. Курьерная, 48 до пункта назначения Морской порт Санкт-Петербурга оказывались на территории Российской Федерации, в связи с чем к спорным операциям не применима ставка 0 процентов. Кроме того, Общество указывает, что включение экспедиторами в стоимость услуги, оказываемой при перевозках груза от п. Важины до г. Санкт-Петербурга, налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов и уплата данного налога в полном объеме в бюджет свидетельствуют о наличии у ООО "Мется Свирь" права на возмещение НДС.
В судебном заседании представитель Общества доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Общество в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2014 года, в которой к возмещению заявлен НДС в сумме 76 759 938 рублей.
Налоговым органом приведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации по результатам которой составлен акт N 8892 от 02.02.2015. На акт проверки представлены возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией приняты решения:
N 103 от 20.03.2015 об отказе в возмещении НДС в сумме 991 236 рублей;
N 1547 от 20.03.2015 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в котором отражено неправомерное применение Обществом налоговых вычетов в сумме 991 235,74 рубля.
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов в сумме 991 236, 74 рубля послужили выводы инспекции о том, что Общество в проверяемом периоде завысило суммы налоговых вычетов по НДС на суммы налога по ставке 18%, которые были предъявлены Обществу контрагентами в счетах-фактурах при приобретении транспортно-экспедиционных услуг, непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных налогоплательщиком в таможенном режиме экспорта, налогообложение которых осуществляется по ставке 0%. Кроме того, по мнению налогового органа, фактически услуги по перевозке грузов оказаны частными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, не предусматривающими исчисление и уплату НДС, в связи с чем основания для применения вычетов по операциям транспортно-экспедиционного обслуживания с ООО Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" отсутствуют.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 29.05.2015 N 16-21-11/06284 оставлена без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения инспекции не соответствуют требованиям налогового законодательства и нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативных актов налогового органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на соответствие оспариваемых решений требованиям НК РФ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В пункте 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Как следует из материалов дела Обществом (поставщик) с иностранными покупателями заключены контракты на поставку пиломатериалов:
от 24.02.2012 N 120/12, покупатель "Мена Вуд Лтд" (Финляндия);
от 27.02.2012 N 122/12 покупатель "Метсялиито Кооператив Мется Свирь Сейлз" (Финляндия). В соответствии с условиями контрактов транспортные расходы до порта в г.Санкт-Петербург несет Общество; аренду судов оплачивает иностранный покупатель.
По условиям договоров в обязанности Общества входила доставка реализуемых на экспорт пиломатериалов в порт Санкт-Петербурга на условиях FCA-порт.
Согласно INCOTERMS-2010 условия поставки FCA "Free Carrier" ("Франко перевозчик" указанное название места) означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте. Если поставка осуществляется в помещении или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара.
В целях осуществления доставки товара в порт Санкт-Петербурга Обществом заключены договоры транспортно-экспедиционного обслуживания с ООО "Делос24" (D-4-2014 от 28.02.2014), ООО "Компания Рикон" (D-3-2013 от 28.02.2013, D-3-2014 от 28.02.2014), ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" (D-6-2013 от 28.02.2013, D-6-2014 от 28.02.2014), по условиям которых экспедиторы приняли на себя обязанности выполнить и организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом на территории РФ по маршруту п.Важины - г. Санкт-Петербург с привлечением третьих лиц (транспортных компаний, индивидуальных предпринимателей - перевозчиков).
В обязанности экспедиторов в соответствии с условиями заключенных договоров входила организация доставки пустых контейнеров с терминала в Санкт-Петербурге на территорию завода п. Важины, и перевозка контейнера с территории Завода в порт Санкт-Петербурга для дальнейшей погрузки на судно, портом назначения которого является территория иностранного государства. Таможенное оформление груза осуществляется при погрузке контейнера в п. Важины.
По оказанным ООО "Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" услугам Обществом в налоговой декларации за 3 квартал 2014 года заявлены налоговые вычеты в общей сумме 991 235,74 рубля.
В обоснование правомерности применении налоговых вычетов Обществом в налоговый орган предоставлены договоры транспортно-экспедиционного обслуживания, счета-фактуры с НДС по ставке 18%, акты выполненных работ, международные накладные CMR.
По встречным мероприятиям налогового контроля контрагенты ООО "Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" подтвердили как наличие хозяйственных отношений с налогоплательщиком, так и факт оказания транспортно-экспедиционных услуг с привлечением третьих лиц (экспедиторов, перевозчиков).
Налоговый орган, оценив представленные налогоплательщиком документы по взаимоотношениям с ООО "Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт", установил, что экспедиторы в данном случае несли расходы по организации доставки экспортируемых товаров в рамках заключенных договоров. По мнению налогового органа, заявленный Обществом налоговый вычет относится к услугам, оказанным в отношении товаров, находящихся под таможенным режимом экспорта, в связи с чем у экспедиторов отсутствовали основания для включения в стоимость услуг НДС по ставке 18%, поскольку указанные операции подлежат обложению НДС по ставке 0%, что исключает право налогоплательщика на предъявление спорного налога к вычету.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" данным Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
В пункте 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), содержится перечень экспедиторских документов: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Из содержания договоров D-4-2014 от 28.02.2014, D-3-2013 от 28.02.2013, D-3-2014 от 28.02.2014, D-6-2013 от 28.02.2013, D-6-2014 от 28.02.2014, приложений к ним, товарно-транспортных накладных следует, что порт Санкт-Петербург являлся не промежуточным пунктом следования экспортных товаров при их международной перевозке с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой, а пунктом назначения при осуществлении перевозок по территории Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, действовавшей с 01.01.2011) установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях статьи 164 Кодекса к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый - второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Анализ указанных положений норм материального права позволяет сделать вывод о том, что согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.
В связи с этим вознаграждение, получаемое экспедитором по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров за оказание транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных указанным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, установленных п. 3.1 ст. 165 Кодекса.
Как следует из материалов дела в рамках заключенных Обществом договоров транспортной экспедиции была осуществлена перевозка груда от пункта отправления п.Важины (Российская Федерация) до пункта назначения г. Санкт-Петербург (Российская Федерация).
Поскольку транспортно-экспедиционные услуги ООО "Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" услуги не соответствуют определению международной перевозки (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), правовые основания для применения к спорным операциям ставки НДС 0 процентов отсутствуют.
Доводы инспекции о том, что оказанные им услуги по перевозке являются частью международной перевозки, а потому подлежат обложению по ставке 0 процентов независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения, подлежат отклонению.
Из буквального прочтения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса не следует, что международная перевозка - перевозка, при которой для каждого перевозчика пункт отправления или пункт назначения должен находиться за пределами РФ.
При этом, под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком, оказывающим данные услуги.
В данном случае, услуги по перевозке экспортируемого груза, предусмотренные договорами, осуществлены экспедиторами по территории Российской Федерации.
Из Кодекса прямо следует, что услуги по перевозке между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (от места погрузки расположенного на территории Российской Федерации до порта, который признается местом отправления для международной перевозке, на территории Российской Федерации), товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, не относятся к услугам по международной перевозке товаров, в связи с чем, к операциям по реализации таких услуг норма подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса не применяется.
Довод инспекции о том, что при применении налоговой ставки 0 процентов, законодатель исходит из достижения цели перевозки, и не из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным перевозчиком, является ошибочным.
Основное условие для применения нулевой ставки налога - оказание услуг, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации, в данном случае отсутствует.
Поскольку налогоплательщиком в соответствии с договором оказаны услуги перевозчика по перевозке груза между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, такая перевозка не может быть признана международной, а реализация услуг по такой перевозке подлежит обложению НДС по ставке 18 процентов.
Выводы инспекции об оказании экспедиторами услуг в рамках международной перевозки, признанные правомерными судом первой инстанции, основанные на факте помещения товара под таможенный режим экспорта и оформления CMR в п. Важины при передаче товара экспедиторам, апелляционным судом признаются основанными на неправильном применении норм материального права.
До 01 января 2011 года в подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по НДС в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, при применении ставки НДС 0% определяющее значение имел факт оказания услуг в отношении товара, помещенного по таможенные режимы экспорта/импорта (ставка 0%), не помещенного по соответствующие режимы (18%).
С 01 января 2011 года подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при условии, что под международной перевозкой является транспортировка где пункт отправления или пункт назначения должен находиться за пределами РФ.
Исходя из заключенных Обществом контрактов с иностранными покупателями, налогоплательщик принял на себя обязательства по доставке товара в порт на условиях FCA-порт Санкт-Петербурга. При этом, перевозка товара из порта Санкт-Петербург до места назначения, находящегося за пределами территории Российской Федерации, осуществляется покупателем самостоятельно.
Согласно INCOTERMS-2010 условия поставки FCA "Free Carrier" ("Франко перевозчик" указанное название места) предусматривает обязанность продавца передать товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте.
Таким образом, помещение товара под режим экспорта до осуществления перевозки товара по маршруту п.Важины (Российская Федерация) - г. Санкт-Петербург (Российская Федерация), обусловлено требованиями международного права, что в свою очередь не свидетельствует о том, что движение товара по указанному маршруту является частью международной перевозки. Оформление CMR является последствие помещения товара по таможенный режим, поскольку оформление ТТН при таких обстоятельствах не производится.
Исходя из условий международных соглашений, заключенных Обществом с иностранными партнерами (FCA-порт Санкт-Петербурга), условий заключенных договоров транспортной экспедиции, маршрута движения товара, следует вывод о том, пунктом начала международной перевозки товара является порт Санкт-Петербург, а транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара по территории Российской Федерации до порта Санкт-Петербург, не относятся к международной перевозке, в связи с чем подлежат налогообложению по ставке 18%.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-8242/13 по делу N А27-12452/2012.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 следует, что, оценивая обоснованность заявленных вычетов по НДС, необходимо исходить не только из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, но также устанавливать реальность финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента.
Как установлено материалами дела, факт приобретения налогоплательщиком транспортно-экспедиционных услуг подтвержден всеми необходимыми первичными документами, надлежащим образом оформленными и содержащими достоверные сведения, а также отражен в книге покупок предпринимателя. Реальность операций подтверждена также встречными мероприятиями налогового контроля.
Следовательно, в целях применения налоговых вычетов и возмещения НДС налогоплательщик выполнил требования статей 169, 172 НК РФ, а также подтвердил реальность осуществленных им хозяйственных операций.
Доводы инспекции о том, что деятельность контрагентов носит посреднический характер подлежит отклонению.
Под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (статья 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").
В соответствии с классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, к транспортно-экспедиционным услугам относятся: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В силу пункта 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
На основании изложенного транспортно-экспедиционная деятельность признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.
При этом, в соответствии с указанными нормами материального права по договору транспортной экспедиции экспедитор осуществляет именно организацию перевозки с привлечением третьих лиц, в том числе иных экспедиторов, перевозчиков, а не перевозку грузов, в соответствии с договором перевозки.
Таким образом, экспедитор в рамках договора транспортной экспедиции не обязан лично осуществлять перевозку груза.
Доводы инспекции о том, что источник для возмещения НДС не сформирован и не мог быть сформирован, так как контрагенты основную часть перечисленных налогоплательщиком средств перечисляло перевозчикам (применяющим специальные налоговые режимы), апелляционный суд отклоняет, как несоответствующие фактическим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела ООО "Делос24", ООО "Компания Рикон", ЗАО "Эмонс Мультитранспорт" применяют общий режим налогообложения и являются плательщиками НДС. Операции по реализации Обществу транспортно-экспедиционных услуг отражены контрагентами в налоговой и бухгалтерской отчетности, с рассматриваемых операций исчислен НДС к уплате.
Таким образом, то обстоятельство, что экспедиторы к перевозке привлекали третьих лиц, применяющих специальные налоговые режимы, не свидетельствует об отсутствии источника возмещения НДС.
Проанализировав условия договоров и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что налогоплательщик подтвердил реальность хозяйственных операций и их надлежащее документальное оформление, а налоговый орган не доказал наличие согласованных неправомерных действий Общества и его контрагентов, или наличия иных обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области от 20.03.2015 N 1547 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 20.03.2015 N 103 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, обязании Инспекции возместить НДС в размере 991 235,74 руб. - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2015 по делу N А56-51251/2015 отменить.
Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области от 20.03.2015 N 1547 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 20.03.2015 N 103 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 4 по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость в размере 991 235,74 руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области в пользу ООО "Мется Свирь" (ОГРН 1024701614123) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в сумме 7500 рублей.
Возвратить ООО "Мется Свирь" (ОГРН 1024701614123) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 4097 от 23.10.2015 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51251/2015
Истец: ООО "Мется Свирь"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по Ленинградской области