город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2015 г. |
дело N А53-26014/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.01.2015 Попова Е.А.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.10.2015 Фоняков А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зерниста" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2015 по делу N А53-26014/2015 по заявлению Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Зерниста",
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - управление, Россельхознадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Зерниста" (далее - ООО "Зерниста", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2015 заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Зерниста", не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Ростовской области, обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда полностью или в части назначения административного наказания в виде административного штрафа и применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в жалобе общество указывает, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции неверно установлены наличие события административного правонарушения и виновность ООО "Зернисто".
В отзыве на апелляционную жалобу Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Шахтинское хлебоприемное предприятие", 346506, Ростовская область, г. Шахты, пр. Ленинского Комсомола, 1А, на основании распоряжения N ВПП-000024 от 12.01.2015 были получены товарно-транспортные накладные: N 19991 от 27.11.2014, N 19993 от 29.11.2014, в которых отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна (кукурузы), Заказчиком (плательщиком) которого является ООО "Зерниста", г. Ростов-на-Дону, ул.Советская, 61, ИНН 6167090700.
Государственным инспектором Россельхознадзора сделан вывод о том, что ООО "Зерниста" нарушило статью 3, пункт 16 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011, что влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводства в отношении ООО "Зерниста", при участии представителя по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2015 N 06/1-07-146/2015, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия направило материалы административного дела в Арбитражный суд Ростовской области для принятия решения о привлечении ООО "Зерниста" к административной ответственности.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии 5 10257_2917720 с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении обязательных требований технических регламентов в ходе реализации и хранения продукции; объектом правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна", вместе с ТР ТС 015/2011 Технический регламент Таможенного союза О безопасности зерна" (далее - Технический регламент).
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 Технического регламента).
Согласно пункту 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" TP ТС 015/2011 настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Статьей 3 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 регламента предусматриваются следующие требования:
пункт 1 - зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно;
часть 1 пункт 2 - каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента;
пункт 3 - поставляемое зерно, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не может быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В пункте 16 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 указывается, что зерно перевозится бестарным методом, в транспортной таре или потребительской упаковке.
Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:
1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);
2) количестве зерна, в единицах массы;
3) наименовании и месте нахождения заявителя;
4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее - ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.
Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: "генетически модифицированное зерно" или "зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов" или "зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов", с указанием уникального идентификатора трансформационного события.
Маркировка зерна, помещенного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), и зерна в транспортной таре должна содержать информацию, указанную в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта, и информацию о сроке годности и условиях хранения зерна (для зерна, предназначенного на кормовые цели и упакованного в потребительскую упаковку).
Допускается маркировку зерна дополнять надписью: "Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения".
Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
Информацию о наименовании места нахождения изготовителя зерна, расположенного за пределами единой таможенной территории Таможенного союза, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя зерна при условии ее указания на русском языке.
Информация для приобретателя (потребителя), указанная на маркировке, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить его в заблуждение. Надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.
Упаковка должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки".
Материалами административного дела подтверждается, что ООО "Зерниста", являясь Заказчиком и грузоотправителем зерна, в товарно-транспортных накладных N 11991 от 27.11.2014, N 19993 от 29.11.2014 не указало информацию, обеспечивающую прослеживаемость зерна (кукурузы), предусмотренную пунктом 16 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 (место происхождения, назначение зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт).
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного ООО "Зерниста" правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование управления подлежит удовлетворению.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что общество не является субъектом, опровергаются данными, указанными в товарно-транспортных накладных, где ООО "Зерниста" указано заказчиком и грузоотправителем зерна.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом в рассматриваемом случае доказано событие и вина общества в совершенном административного правонарушении, в подтверждение представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 23.09.2015 N 06/1-07-146/2015 и товарно-транспортные накладные, оформленные ООО "Зерниста".
В статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации дано понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В связи с чем, общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, самостоятельно на свой риск, должно было знать о порядке осуществления поставки и транспортировки зерна и с должной степенью внимательности и осмотрительности относиться к процессу его реализации, оформлять товаросопроводительные документы в соответствие с действующим законодательством, тем самым не допускать указанного нарушения. Между тем, обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
ООО "Зерниста" имело возможность соблюсти нарушенные правила, но необходимых действий к этому не предприняло, не указало информацию, обеспечивающую прослеживаемость зерна (кукурузы).
Имеющимися в административном деле доказательствами подтвержден факт нарушения обществом требований федерального законодательства и Технического регламента.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На составление протокола законный представитель общества был надлежащим образом извещен. Протокол составлен в присутствии представителя по доверенности общества - главного бухгалтера Фоняковой Елены Павловны, которой были разъяснены ее права и обязанности и вручена копия протокола. Представитель в протоколе изложила свои пояснения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, общество исключительность случая совершенного правонарушения не обосновало, вину свою не признало, не доказало суду, что приняло меры для недопущения впредь подобного нарушения.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2015 по делу N А53-26014/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26014/2015
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградским областям и Республике Калмыкия, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному нодзору по РО и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Ответчик: ООО "Зерниста"