г. Вологда |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А66-3360/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 июля 2015 года по делу N А66-3360/2015 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", Тверская область, г. Торжок (ОГРН 1026901917745, ИНН 6915001280; место нахождения: 172010, Тверская область, город Торжок, улица Больничная, дом 30; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области суд с заявлением к Филиалу N 2 Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Торжок (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; место нахождения: 170008, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; далее - Отделение ФСС) о признании недействительными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачету суммы 76 838 руб. 92 коп., решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.02.2015 N 16, требования о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 06.02.2015 N 12.
Решением суда признаны недействительными решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачету суммы 37 791,29 руб., решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.02.2015 N 16 в части уплаты недоимки в сумме 1103,10 руб., штрафа в сумме 220,56 руб. и соответствующих пеней, требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 06.02.2015 N 12 в части возмещения расходов, не принятых к зачету, в сумме 37 791,29 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Учреждение в апелляционной жалобе с учётом её дополнения просит решение суда отменить и принять новый судебный акт; признать недействительными решение от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту суммы 76 838 руб. 92 коп., решение от 06.02.2015 N 16 в части уплаты недоимки в сумме 2800 руб. 88 коп., штрафа - 560 руб. 18 коп. и соответствующих пеней, требование от 06.02.2015.
Указывает, что обязанность работодателя изготавливать и хранить копии трудовых книжек не предусмотрена трудовым законодательством; Учреждением было заявлено ходатайство об уточнении основания заявленного требования в части оспаривания факта включения в базу для начисления страховых взносов суммы 12 405,32 руб., выплаченной Матросовой Н.Ю. в качестве пособия на усыновление, которое в нарушение статьи 159 АПК РФ оставлено судом без рассмотрения. Учреждение не оспаривает факт непринятия к зачёту этой суммы, но считает незаконным включение её в базу для начисления страховых взносов и начисление на эту сумму недоимки в размере 359 руб. 75 коп., штрафа 71 руб. 95 коп. и соответствующих пеней, поскольку пособие не является заработной платой. Считает незаконным непринятие к зачёту расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 36 912 руб. 77 коп., решение от 06.02.2015 в части начисления недоимки 1070 руб. 45 коп., штрафа 214 руб. 09 коп. и соответствующих пеней, а также недоимки в сумме 274 руб. 45 коп., начисленной на пособие, выплаченное за счёт средств работодателя (9464 руб.12 коп.), штрафа - 54 руб. 90 коп. и соответствующих пеней. Указывает, что судом не рассмотрен вопрос начисления недоимки, пеней и штрафа на выплаченные в качестве пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня за счёт средств работодателя: поскольку требования на сумму 37 791 руб. 29 коп. удовлетворены, должны быть удовлетворены и требования о начислении недоимки, штрафа и пеней на средства, выплаченные в качестве пособий за счёт средств работодателя за первые три дня; к сумме 37 791 руб. 29 коп. за счёт средств работодателя выплачено пособий на сумму 4754 руб. 82 коп., недоимка составила 137 руб. 88 коп., штраф 27 руб.58 коп. и соответствующие пени.
Отделение ФСС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение суда - отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как видно из материалов дела, Отделением ФСС проведена документальная выездная проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт N 231 от 19.12.2014 и вынесены решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.02.2015 N 12 и решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 06.02.2015 N 16.
Решением от 06.02.2015 N 12 Отделение ФСС не приняло к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Учреждением с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 122 869 руб. 85 коп.
Решением от 06.02.2015 N 16 Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 10 659,76 руб.; ему предложено уплатить недоимку в сумме 53 298,80 руб., пени в размере 149,94 руб.
На основании решения от 06.02.2015 N 12 Учреждению выставлено требование от 06.02.2015 N 12,в соответствии с которым заявителю следует возместить расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в сумме 122 869 руб. 85 коп.
Учреждение не согласилось с оспариваемыми решениями и требованием и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным решение от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту суммы 37 791 руб. 29 коп. в связи с представлением Учреждением документов, подтверждающих страховой стаж работников. В остальной части в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту суммы 76 838 руб. 92 коп. отказано.
Как видно из заявления Учреждения оспариваемая сумма 76 838 руб. 92 коп. включает сумму 74 704 руб. 06 коп., которая не принята к зачёту в связи с непредставлением документов, подтверждающих правильность исчисления трудового стажа для назначения пособия по временной нетрудоспособности, и сумму 2134 руб. 86 коп., которая была возмещена в период проведения проверки.
В решении суда не указаны мотивы, по которым отказано в удовлетворении требований в части признания недействительным решения от 06.02.2015 N 12 и требования от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту суммы 2134 руб. 86 коп. и требования о возмещении расходов в указанной сумме.
Оспаривая решение от 06.02.2015 N 12 и требование от 06.02.2015 N 12 в указанной части, Учреждение признаёт факт необоснованного предъявления суммы 2134 руб. 86 коп. к зачёту, но указывает, что данная сумма возмещена им до принятия Отделением ФСС решения 06.02.2015 N 12 и требования от 06.02.2015 N 12. В подтверждение данного довода заявитель ссылается на решение от 06.02.2015 N 16, в котором отражён факт возмещения этих расходов.
Апелляционный суд считает данный довод ошибочным. В действительности в решении от 06.02.2015 N 16 (стр.2) отражено, что в период проверки работником произведено возмещение не принятых к зачёту расходов в сумме 2134 руб. 86 коп.
Как пояснил представитель Отделения ФСС в судебном заседании, указанная сумма возмещена работником Учреждения работодателю - Учреждению. Толковать изложенное в решении от 06.02.2015 N 16 по данному факту по-иному оснований не имеется.
В отзыве (том 2, листы 19 - 20), дополнении N 2 к отзыву на апелляционную жалобу Отделение ФСС указывает, что расходы страхователя на выплату пособий в сумме 2134 руб. 86 коп., произведённые в 2013 году, отражены им в отчётности за 2013 год как произведённые на выплату страхового обеспечения и на эту сумму необоснованно уменьшены расходы 2014 года. Данный довод подтверждён реестром больничных листов за декабрь 2014 года (том 2, лист 36), в котором суммы 1283 руб. 45 коп. и 851 руб. 41 коп. (всего 2134 руб. 86 коп.) отражены со знаком "-".
Поскольку 2014 год не входил в проверяемый период, Отделение ФСС правомерно при принятии решения от 06.02.2015 N 12 и требования от 06.02.2015 N 12 включило сумму 2134 руб. 86 коп. в сумму, не принятую к зачёту и предложенную к возмещению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Учреждения по данному эпизоду не имеется.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 06.02.2015 N 12 и требования от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту расходов в сумме 36 912 руб. 77 коп. и требования возместить указанные расходы подлежит отмене.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Согласно части 4, 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона страхователи обязаны вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату застрахованным лицам.
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) отнесены к органу, осуществляющему контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ.
Частью 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Отделением ФСС не приняты к зачёту расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 74 704 руб. 06 коп. в связи с непредставлением документов, подтверждающих правильность исчисления трудового стажа для назначения пособия по временной нетрудоспособности. В ходе судебного разбирательства Учреждение представило документы. подтверждающие страховой стаж работников, которым выплачены пособия в сумме 37 791 руб. 29 коп. В отношении остальной суммы - 36 912 руб. 77 коп. требуемые документы не представлены, в связи с чем в удовлетворении требований Учреждения в части признания недействительным решения от 06.02.2015 N 12 и требования от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту расходов в сумме 36 912 руб. 77 коп. и требования о возмещении расходов в указанной сумме отказано.
Суд первой инстанции отклонил довод Учреждения о том, что страхователь не обязан хранить копии трудовых книжек уволенных работников, поскольку отсутствие документов, подтверждающих страховой стаж уволенных работников, делает невозможным осуществление Фондом социального страхования Российской Федерации контроля за правильностью выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 этого Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 17 Закона N 165-ФЗ на страхователей возложена обязанность предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ необходимые для выплаты страхового обеспечения средства выделяются страхователю в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем в территориальный орган Фонда социального страхования необходимых документов. Перечень таких документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утверждённому приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утверждённой форме, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В данном случае сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, определены заявителем на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников. При проверке Отделению ФСС были представлены листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий. Трудовые книжки работников представлены не были, поскольку на момент проведения проверки эти лица уволены, и трудовые книжки либо их копии отсутствуют.
Апелляционный суд считает, что листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточными документами для подтверждения наличия у Учреждения права на возмещение 74 704 руб. 06 коп. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Таким образом, Учреждение представило документы согласно приведенному перечню, и каких-либо доводов об их ненадлежащем оформлении либо наличии в них недостоверных сведений, Отделение ФСС не заявило.
В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета стажа), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 20 Правил подсчета стажа определено, что документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пункте 5 данных Правил.
Согласно частям 1 и 3 статьи 66, статье 309 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно части 2 этой статьи форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 40, 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), работодатель с целью учета трудовых книжек обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки работников. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Пунктом 43 Правил установлено, что трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Приведенными нормами законодательства о труде и об обязательном страховании не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников. Отделение ФСС не привело ссылки на какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие для работодателя (страхователя) такую обязанность. В связи с этим довод Отделения ФСС о необходимости страхователя представить копии трудовых книжек уволенных работников, подлежит отклонению.
Таким образом, при отсутствии иных причин Отделение ФСС не вправе отказать страхователю в возмещении расходов по этому основанию.
Кроме того, Учреждение представило в материалы дела копии трудовых книжек его бывших работников Матвеевой О.В., Голышевой О.Н., Ершова Н.В., Константиновой Л.А., Куликова М.В., Хухрова Е.П., Маматиной Т.И., Гудкиной Л.Н., Мельник О.Н., Джузбаевой Н.А., Цветковой Т.В., Белковой Г.А. Каких-либо нарушений в порядке подсчета страхового стажа данных работников Отделение ФСС не установило. Отделение ФСС не ссылается и на наличие у него оснований полагать, что при подсчете стажа остальным работникам согласно Учреждением были допущены нарушения.
Приведённая правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2011 года по делу N А05-2144/2011 и соответствует сложившейся судебной практике.
Поскольку Отделение ФСС не доказало наличие оснований для отказа в возмещении 36 912 руб. 77 коп. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, решение от 06.02.2015 N 12 в части отказа в принятии к зачёту расходов в сумме 36 912 руб. 77 коп. и требование от 06.02.2015 N 12 в части возмещения указанных расходов подлежат признанию недействительными.
Решением от 06.02.2015 N 16 Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 53 298 руб. 80 коп., пени, заявитель привлечён к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции с учётом представления документов, подтверждающих стаж работников, и уменьшения в связи с этим не принятой к зачёту суммы расходов на 37 791 руб. 29 коп. признал сумму недоимки подлежащей уменьшению на 1102 руб. 80 коп, а также подлежащими уменьшению соответственно штраф и пени согласно представленному Отделением ФСС расчёту (том 2, лист 102), что отражено в мотивировочной части решения суда. Согласно резолютивной части решения суда оспариваемое решение от 06.02.2015 N 16 признано недействительным в части недоимки в сумме 1103 руб. 10 коп., штрафа в сумме 220 руб. 56 коп. и соответствующих пеней. В удовлетворении требований о признании недействительным решения от 06.02.2015 N 16 в остальной части отказано.
Отделением ФСС решение суда не обжаловано.
Учреждение в апелляционной жалобе указывает на необоснованность начисления недоимки в сумме 2800 руб. 88 коп., соответствующих штрафа в сумме 560 руб.18 коп. и пеней.
Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленный подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, составляет 2,9%.
Недоимка в сумме 2800 руб. 88 коп. по расчёту заявителя включает: 1) страховые взносы в сумме 2166 руб. 37 коп., начисленные на сумму 74 704 руб. 06 коп., соответствующую выплаченной работникам в качестве пособия по временной нетрудоспособности сумме без представления документов, подтверждающих страховой стаж (74 704 руб. 06 коп. х 2,9% = 2166 руб. 42 коп., что указывает на допущенную заявителем арифметическую ошибку); 2) страховые взносы в сумме 274 руб. 46 коп., начисленные на сумму 9464 руб. 12 коп., соответствующую выплаченной работникам за счёт средств работодателя в качестве пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности сумме без представления документов, подтверждающих страховой стаж (9464 руб. 12 коп. х 2,9%); 3) страховые взносы в сумме 359 руб. 75 коп., начисленные на сумму 12 405 руб. 32 коп., выплаченную в качестве пособия при усыновлении ребёнка Матросовой Н.Ю. (12 405 руб. 32 коп. х 2,9%); 4) недоимку в сумме 0 руб. 30 коп., начисленную в результате технической ошибки.
В суде первой инстанции заявитель указывал на необоснованное начисление недоимки по эпизоду доначисления страховых взносов в сумме 74 704 руб. 06 коп. в размере 2166 руб. 42 коп.
Суд первой инстанции, признав недействительным решение от 06.02.2015 N 16 в части недоимки в сумме 1103 руб. 10 коп. по эпизоду начисления недоимки в сумме 74 704 руб. 06 коп., отказал в признании недействительным решения в части остальной недоимки - в сумме 1063 руб. 32 коп. (2166 руб. 42 коп. - 1103 руб. 10 коп.).
Поскольку Учреждением правомерно предъявлены к зачёту расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 74 704 руб. 06 коп., оснований для начисления страховых взносов на указанную сумму не имеется.
Таким образом, суд неправомерно отказал в признании недействительным решения от 06.02.2015 N 16 в части недоимки в сумме 1063 руб. 32 коп. Указанные требования подлежат удовлетворению. Решение суда в части отказа в удовлетворении данных требований следует отменить.
В заявлении в суд первой инстанции, а также уточнении заявления (том 2, листы 21 - 22) Учреждение оспаривало начисление недоимки в сумме 2792 руб. 23 коп., в том числе: 1) 2166 руб. 42 коп. по эпизоду начисления страховых взносов на сумму 74 704 руб. 06 коп., в отношении которой не представлены документы, подтверждающие страховой стаж; 2) 265 руб. 76 коп. - страховые взносы, начисленные на сумму 9164 руб. 18 коп., соответствующую выплаченной работникам за счёт средств работодателя в качестве пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности сумме без представления документов, подтверждающих страховой стаж; 3) недоимка в сумме 0 руб. 30 коп., начисленную в результате технической ошибки; 4) страховые взносы в сумме 359 руб. 75 коп., начисленные на сумму 12 405 руб. 32 коп., выплаченную в качестве пособия при усыновлении ребёнка Матросовой Н.Ю.
В дополнении к апелляционной жалобе Учреждение уточнило сумму оспариваемой недоимки по эпизоду доначисления страховых взносов на сумму, соответствующую сумме выплаченной работникам за счёт средств работодателя в качестве пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности сумме без представления документов и указало, что оспаривает недоимку в размере 274 руб. 46 коп., а не 265 руб. 76 коп., как указывалось в заявлении в суд первой инстанции.
В качестве основания для оспаривания решения от 06.02.2015 N 16 в суде первой инстанции в части начисления недоимки в сумме 265 руб. 76 коп. Учреждение указало на доначисление страховых взносов на сумму 9164 руб. 18 коп., выплаченную за счёт средств работодателя.
В мотивировочной части решения суда первой инстанции данный эпизод не отражён.
В дополнении к апелляционной жалобе Учреждение указывает на незаконность доначисления страховых взносов в сумме 274 руб. 46 коп., начисленных на сумму 9464 руб. 12 коп., выплаченную за счёт средств работодателя.
В силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, установленные только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Таким образом, апелляционный суд вправе проверить оспариваемое решение по указанному эпизоду только в отношении недоимки в сумме 265 руб. 76 коп., соответствующих штрафа и пеней. У суда первой инстанции, исходя из требований Учреждения, не было оснований для признания решения от 06.02.2015 N 16 недействительным по данному эпизоду в части недоимки в сумме 274 руб. 46 коп., а не 265 руб. 76 коп.
Поскольку апелляционным судом установлена незаконность требования Отделением ФСС представления копий трудовых книжек в отношении уволенных работников, которым выплачены пособия по временной нетрудоспособности и других оснований для вывода о незаконности действий Учреждения по выплате пособий по временной нетрудоспособности Отделением ФСС не заявлено, Отделение ФСС неправомерно доначислило страховые взносы в размере 265 руб. 76 коп. на сумму 9164 руб. 18 коп., выплаченную в качестве пособий за счёт средств работодателя.
Решение от 06.02.2015 N 16 в части предложения уплатить недоимку в размере 265 руб. 76 коп. следует признать недействительным. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 06.02.2015 N 16 в части предложения уплатить недоимку в размере 265 руб. 76 коп. подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В мотивировочной части решения суда первой инстанции также не отражён эпизод, связанный с ошибочным завышением в решении от 06.02.2015 N 16 недоимки на сумму 0 руб. 30 коп.
В дополнении к апелляционной жалобе Учреждение указывает на незаконность решения от 06.02.2015 N 16 в части начисления недоимки в сумме 0 руб. 30 коп., соответствующего штрафа и пеней, ссылаясь на факт признания Отделением ФСС данной технической ошибки.
В материалах дела действительно имеются письменные пояснения представителя Отделения ФСС (том 2, лист 102), в которых указано: "в решении N 16 недоимка в сумме 3501,61 руб. должна быть 3501,31 руб. (техническая ошибка)."
Однако в дополнении N 2 к отзыву на апелляционную жалобу тот же представитель Отделения факт технической ошибки не признаёт, указывая, что сумма доначисленных страховых взносов 3501,61 руб. определена верно.
Из решения от 06.02.2015 N 16 (стр.4) видно, что страховые взносы в сумме 3501,61 руб. начислены на сумму 120 744,99 руб. Учитывая тариф в размере 2,9%, следует признать, что сумма страховых взносов 3501,61 руб. определена Отделением ФСС правильно (120 744,99 руб. х 2,95 = 3501,61 руб.).
Учреждение считает, что недоимка должна быть начислена на сумму не принятых к зачёту расходов - 120 734 руб.99 коп., определяя данную сумму расходов как разницу между суммой не принятых к зачёту расходов 122 869 руб. 85 коп. и возмещённой в ходе проверки суммой расходов - 2134 руб. 86 коп. Таким образом, по расчёту заявителя недоимка составит 3501 руб. 31 коп. (120 734 руб.99 коп. х 2,9%).
Апелляционный суд считает такой расчёт Учреждения ошибочным, поскольку правомерность неначисления страховых взносов на сумму 2134 руб. 86 коп. не подтверждена материалами дела.
Напротив, Учреждение признало факт необоснованной выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2013 году в указанном размере. Денежные средства выплачены в качестве пособия не в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что данная выплата имеет социальную природу и является выплатой, на которую страховые взносы не начисляются (статья 9 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, излишнее начисление страховых взносов в сумме 0 руб. 30 коп., соответствующего штрафа и пеней не подтверждено материалами дела, в связи с чем оснований для признания недействительным решения от 06.02.2015 N 16 в данной части не имеется.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).
В связи с необоснованным доначислением страховых взносов Учреждение неправомерно привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы доначисленных страховых взносов, ему также необоснованно начислены соответствующие суммы пеней.
По эпизоду доначисления страховых взносов в сумме 2166 руб. 42 коп. в связи с непринятием к зачёту расходов в сумме 74 704 руб. 06 коп. суд первой инстанции признал недействительным решение от 06.02.2015 N 16 в части штрафа в сумме 220 руб. 56 коп. и соответственно отказал в части штрафа в сумме 212 руб. 72 коп. (2166 руб. 42 коп. х 20% - 220 руб. 56 коп.). В связи с необоснованным доначислением страховых взносов по указанному эпизоду, начисление соответствующего штрафа также неправомерно; решение от 06.02.2015 N 16 подлежит признанию недействительным в части штрафа в сумме 212 руб. 72 коп.
Штраф, соответствующий остальной сумме недоимки 265 руб. 76 коп., в отношении которой суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении требований заявителя, составляет 53 руб. 15 коп. (265 руб. 76 коп. х 20%).
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения от 06.02.2015 N 16 в части предложения уплатить недоимку в сумме 1329 руб. 08 коп. (1063 руб. 32 коп. + 265 руб. 76 коп.), привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 265 руб. 87 коп. (212 руб. 72 коп. + 53 руб. 15 коп.) и начисления соответствующих пеней.
Решение суда в данной части подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
Судом первой инстанции правомерно отклонён довод заявителя о незаконности решения N 16 от 06.02.2015 в полном объёме в связи с нарушением пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ (неотражение в оспариваемом решении обстоятельств допущенного нарушения, доказательств, подтверждающих соответствующие факты (первичные документы), поскольку в решении N 16 от 06.02.2015 имеются ссылки на Приложение N 1 к акту выездной проверки, где изложены нарушения, выявленные в ходе проверки, со ссылкой на нормы закона.
По эпизоду доначисления страховых взносов на сумму 12 405 руб. 32 коп., выплаченную Учреждением Матросовой Н.Ю. в качестве пособия при усыновлении ребёнка апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фонд в ходе проверки установил, что Учреждение в нарушение пункта 33 раздела 5 приказа от 23.12.2009 N 1021н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" выплатило единовременное пособие при усыновлении ребёнка Матросовой Н.Ю., в связи с чем не принята к зачёту сумма пособия - 12 405 руб. 32 коп., на указанную сумму начислены страховые взносы в размере 359 руб. 75 коп., соответствующие штраф и пени.
Учреждение не оспаривает правомерность непринятия к зачёту выплаченной суммы, однако считает, что основания для начисления на неё страховых взносов, привлечения к ответственности в виде штрафа и начисления пеней отсутствуют, поскольку выплаченная сумма не является заработной платой.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В данном случае выплата денежных средств Матросовой Н.Ю. произведена не на основании какого-либо локального акта, либо нормативного правового акта, а вследствие ошибочного применения законодательства. Денежные средства выплачены в качестве пособия не в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что данная выплата имеет социальную природу и является выплатой, на которую страховые взносы не начисляются (статья 9 Закона N 212-ФЗ).
Спорная выплата начислена и произведена плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в рамках трудовых отношений и, следовательно, является объектом обложения страховыми взносами. Следовательно, оснований для невключения Учреждением в облагаемую базу по страховым взносам названной выплаты не имеется. Таким образом, Отделение ФСС правомерно доначислило страховые взносы, соответствующие выплаченной сумме, а также начислило пени и штраф.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 июля 2015 года по делу N А66-3360/2015 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными решения филиала N 2 Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Торжок, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 36 912 руб. 77 коп., требования о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 06.02.2015 N 12 в части расходов в сумме 36 912 руб. 77 коп., решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.02.2015 N 16 в части предложения уплатить недоимку в сумме 1329 руб. 08 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 265 руб. 87 коп. и начисления соответствующих пеней отменить.
Признать недействительными решение филиала N 2 Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Торжок, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.02.2015 N 12 в части непринятия к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 36 912 руб. 77 коп., требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 06.02.2015 N 12 в части расходов в сумме 36 912 руб. 77 коп., решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.02.2015 N 16 в части предложения уплатить недоимку в сумме 1329 руб. 08 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 265 руб. 87 коп. и начисления соответствующих пеней.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с филиала N 2 Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Торжок, в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" 1500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3360/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница
Ответчик: ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N2 Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации