Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 г. N 08АП-13332/15
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф04-696/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Омск |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А46-9724/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13332/2015) общества с ограниченной ответственностью "Кедр" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.10.2015 по делу N А46-9724/2015 (судья Долгалев Б.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кедр" (ИНН 5504123385, ОГРН 1075504002056)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта от 07.08.2015 N 09/13318
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Синицын С.В. по доверенности от 02.07.2015 сроком до 31.12.2015;
от заинтересованного лица: Немыкина К.С. по доверенности N 54 от 25.06.2015 сроком действия на 1 год;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - ООО "Кедр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (Департамент архитектуры и градостроительства, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б. Хмельницкого в городе Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120304:1040, изложенный в письме от 07.08.2015 N 09/13318.
В качестве способа восстановления нарушенных оспоренным отказом прав заявитель просил о возложении на Департамент архитектуры и градостроительства обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кедр", выдав разрешение на строительство объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120304:1040, со сроком действия 42 месяца, в течение десяти дней с момента вынесения судом решения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.10.2015 по делу N А46-9724/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В обоснование судебного акта было указано, что в рассматриваемой ситуации процедура выдачи разрешения на строительство создаст препятствия для сохранения социально значимых объектов городского парка культуры и отдыха, в связи с чем, отказ обществу в выдаче разрешения на строительство правомерен.
В апелляционной жалобе ООО "Кедр" просит решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя данной апелляционной жалобы, к заявлению приложены все предусмотренные законодательством документы; подобного основания для отказа в выдаче разрешения на строительство градостроительное законодательство не содержит; в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Омска земельный участок находится в зоне для общественно-деловых целей; Генеральный план развития города Омска в спорном месте не содержит как указание на действующие природно-рекреационные комплексы, так и не предполагает их создание в данном месте; проект строительства предусматривает компенсационное озеленение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Департаментом архитектуры и градостроительства представлен отзыв на апелляционную жалобу ООО "Кедр", в котором он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения ссылаясь на то, что в рассматриваемой ситуации процедура выдачи разрешения на строительство неприменима, так как создаст препятствие для сохранения социально значимых объектов городского парка культуры и отдыха.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением от 20.05.2008 N 443-р и от 06.08.2008 N 829-р земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:1040, был образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120304:0070, находящегося в муниципальной собственности Муниципального образования город Омск.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:120304:1040 (с условным номером по Проекту границ 55:36:120304:0070 (:А)) было определено - для строительства торгово-развлекательного комплекса, а разрешенное использование земельного участка, из которого он был образован с настоящим кадастровым номером 55:36:120304:1107 (с условным номером по Проекту границ 55:36:120304:0070 (:Д) - для рекреационных целей.
Согласно пояснительной записки, являющейся составной частью Проекта границ по образованию земельных участков для строительства торгово-развлекательных комплексов, спортивно-развлекательного комплекса, теннисных кортов по ул. Б.Хмельницкого - улице Масленикова в Октябрьском административном округе города Омска (Приложение к распоряжению N 443-р) проект границ был утвержден в соответствии с актом о выборе земельного участка N 10115 площадью 21008 кв.м.
Основанием для утверждения проекта границ явилось заседание комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 24.04.2007.
Решение о предоставлении земельного участка для указанных выше целей было принято постановлением Мэра города Омска N 997-п от 11.11.2008 (в редакции постановления Администрации города Омска N 289-п от 15.04.2010).
В результате между ООО "Кедр" и Департаментом имущественных отношении Администрации города Омска был заключен Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120304:1040, общей площадью 21 008 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, расположенного примерно в 89 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ОАО, ул. Б.Хмельницкого, дом 158 N Д-0-31-91 от 16.06.2012.
Данный земельный участок предоставлен ООО "Кедр" в аренду сроком на 5 лет (до 16.06.2017) для строительства торгово-развлекательного комплекса.
30.07.2015 обществом было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление N 74 о выдаче разрешения па строительство объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 0304:1040.
07.08.2015 Департамент письмом N 09/13318 отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство объекта. Обоснованием отказа послужил довод о том, что одними из основных мероприятий, рекомендованных Генеральным планом города Омска и целях сохранения и развития территорий экологического каркаса города Омска, являются:
- сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов, особо охраняемых природных территорий;
-установление правовых режимов использования озелененных территорий и природных комплексов.
Кроме того, в настоящее время Департаментом имущественных отношении Администрации города Омска подготовлен проект постановления Администрации города Омска о создании ООПТ местного значения - природный рекреационный комплекс "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" в границах "Парка культуры и отдых имени 30-летия ВЛКСМ", общей площадью 861 507 кв. м, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1040, площадью 21 008 кв. м, ранее предоставленный в аренду ООО "Кедр" для строительства торгово-развлекательного комплекса. Данным правовым актом на территории природного рекреационного комплекса "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" предполагается установить дифференцированный режим использовании, при котором на территории Парка строительство капитальных объектов запрещено.
ООО "Кедр" полагая, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства от 07.08.2015 N 09/13318 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.10.2015 по делу N А46-9724/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение обжаловано заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит апелляционную жалобу заявителя подлежащей удовлетворения, а решение суда - подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории города Омска, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, а также продление срока действия указанных разрешений", утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 N 490-п, подпунктом 15 пункта 18 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, Департамент архитектуры и градостроительства - орган местного самоуправления, уполномоченный на разрешение вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых приведен в указанной норме права (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные орган отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, по общему правило, либо отсутствие необходимых документов, которые должны были прилагаться в силу закона к заявлению, либо несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план земельного участка N 55301000-0000000000008746 от 13.05.2014 утвержден Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от 13.05.2014 г. N1080-р предусматривает, что разрешенным использованием земельного участка является: территориальная зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД 1-936). Основные виды разрешенного использования, в том числе, включают в себя, филармонии, концертные залы, кинотеатры, танцевальные залы, дискотеки, торгово-развлекательные комплексы и т.д.
Спроектированный и планируемый к строительству на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120304:1040 объект, входящий в состав торгово-развлекательного комплекса с проектным наименованием - "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" полностью соответствует указанному в градостроительном плане N 55301000-0000000000008746" и кадастровой выписке о земельном участке от 22.07.2015 г. N55/201/15-322339 виду разрешенного использования земельного участка. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Более того, как указано в проектной документации, имеющейся в материалах данного дела и в положительном заключении негосударственной экспертизы проектной документации N 2-1-1-0068-15 от 11.06.2015, данный объект спроектирован преимущественно как "развлекательный центр", рассчитанный на массовое посещение людей, содержащий в себе выставочный зал, многозальный кинотеатр, помещения кафе, зимний сад и др., что прямо обеспечивает создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения согласно пункту 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из текста отказа N 09/13318 от 07.08.2015, заинтересованное лицо ни на одно из перечисленных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не указывало.
Напротив, на вопрос суда апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства пояснил, что к заявлению был приложен полный пакет документов, а представленные документы соответствовали имеющемуся градостроительному плану земельного участка.
Как было выше сказано, обоснованием отказа послужил довод о том, что одними из основных мероприятий, рекомендованных Генеральным планом города Омска и целях сохранения и развития территорий экологического каркаса города Омска, являются сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов, особо охраняемых природных территорий и установление правовых режимов использования озелененных территорий и природных комплексов.
Кроме того, в настоящее время Департаментом имущественных отношении Администрации города Омска подготовлен проект постановления Администрации города Омска о создании природный рекреационный комплекс "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" в границах "Парка культуры и отдых имени 30-летия ВЛКСМ", общей площадью 861 507 кв. м, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1040, площадью 21 008 кв. м.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции указанные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку не предусмотрены в пункте 13 статьи 51 основания Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между заявителем и заинтересованным лицом подписан и действует договор аренды о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1040 под строительство торгово-развлекательного комплекса, заключенный на основании постановления Мэра города Омска N 997-п от11.11.2008 (в редакции постановления Администрации города Омска N 289-п от 15.04.2010) о предоставлении земельного участка для указанных выше целей, которое, в свои очередь, было принято
по акту выбора земельного участка N 10115, утвержденного распоряжениями от 20.05.2008 N 443-р и от 06.08.2008 N 829-р.
Ни один из названных документов не отменен заинтересованным лицом, не оспорен и не признан судом недействительным, в связи с чем, суд апелляционной инстанции исходит из того, что оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.
При этом, суд первой инстанции признал обоснованной ссылку ссылка заинтересованного лица на то, что одним из принципов земельного законодательства и Генерального плана города Омска является установление правовых режимов использования озелененных территорий и природных комплексов, а использование рекреационных земель в соответствии с их целевым назначение является приоритетным.
Действительно, в силу пунктов 18, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация мест массового отдыха населения. При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 указанного Закона должны действовать исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.
Согласно статье 6.1 Закона Омской области от 06.10.2005 N 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области" природные рекреационные комплексы - территории природных комплексов, имеющие особое рекреационное значение, используемые для организации отдыха, туризма, экологического просвещения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения, с установленным режимом особой охраны, основной задачей которого является регулирование антропогенной нагрузки на эти территории.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к природным рекреационным комплексам, подлежат особой правовой защите.
Однако, как следует из кадастрового паспорта земельного участка и градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1040, спорный земельный участок является землями населенных пунктов и входит в зону ОД-1 - зону объектов административно-делового и общественного назначения.
Исходя из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 4 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
В пункте 5 и 6 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В пунктом 1 и 2 статьи 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пункту 3 статьи 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На территории города Омска действует следующий градостроительный регламент - Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета N 201 от 10.12.2008.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск территория, в которую в настоящее время входит в т.ч. земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:1040, предоставленный в аренду ООО "Кедр" по Договору N Д-0-31-91 от 16.06.2012 для строительства торгово-развлекательного комплекса, входит в общественно-деловую зону (ОД), а именно - ОД-1 - зона объектов административно-делового и общественного назначения, как это видно на Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, приведенной в приложении N 1 к Правилам.
Кроме того, еще до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, Департаментом архитектуры и градостроительства было утверждено Распоряжение от 20.05.2008 N 443-р "Об утверждении проекта границ по образованию земельных участков по ул. Б. Хмельницкого - улице Масленикова в Октябрьском административном округе города Омска" (в редакции Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.08.2008 г. N 829-р), исходя из которого, первоначально было определено фактическое перспективное использование земельных участков именно как участков для общественно-деловых целей.
Следовательно, указанная зона предполагает возможность построения в ней капитальных объектов торгово-развлекательного назначения.
В настоящее время изменения в части вышеуказанной территориальной зоны ОД-1 в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск внесены не были, земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:1040 продолжает находиться в составе зоны ОД-1 - зона объектов административно-делового и общественного назначения, при этом указанная зона дополнена номером - ОД 1-936, как это видно на Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, приведенной в приложении N 1 к Правилам (в редакции Решения Омского городского Совета от 22.07.2015 N366), что так же подтверждается градостроительным планом земельного участка N 55301000-0000000000008746 от 13.05.2014, утвержденным Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от 13.05.2014 N1080-р.
Не соответствует материалам дела и утверждение суда о том, что земельный участок входит в территорию, отнесенную к природным рекреационным комплексам.
В соответствии с пунктом 1 и 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
На территории города Омска отсутствует нормативно-правовой акт, который бы устанавливал особо охраняемую природную территорию в границах "Парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ".
Проект постановления Администрации города Омска о создании особо охраняемой природной территории местного значения - природный рекреационный комплекс "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" в границах "Парка культуры и отдых имени 30-летия ВЛКСМ", общей площадью 861 507 кв. м в качестве такого документа судом рассмотрен быть не может, поскольку не принят и не вступил в установленном законом порядке в силу, т.е. не является нормативным правовым актом.
При этом, представленный заинтересованным лицом проект на сегодняшний момент противоречит как Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, согласно которым лишь часть "Парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" отнесена к рекреационной зоне, а часть, в которую включается и земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:1040, продолжает находиться в составе зоны ОД-1, так и Генеральному плану города Омска, на основании которого данные правила разработаны.
Так, в материалы дела представлена "Карта зон действия экологических и санитарно-эпидемиологических ограничений на территории города Омска", входящая в состав Генерального плана города Омска, согласно которой на территории "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" отсутствуют существующие особо охраняемые природные территории, предполагаемые для создания особо охраняемые природные территории и предполагаемые для восстановления особо охраняемые природные территории.
Таким образом, доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:1040 общей площадью 21008 кв. м, используемый ООО "Кедр" в целях строительства торгово-развлекательного комплекса в своей хозяйственной деятельности, является земельным участком, на котором расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, подлежащее особой охране, Департаментом архитектуры и градостроительства в материалы дела не представлено.
Необоснованной является и ссылка заинтересованного лица на то, что выдача разрешения на строительство нарушит сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов.
Подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится в т.ч. утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Во исполнение данных полномочий органов местного самоуправления на территории города Омска Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" утверждены Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.
Согласно статье 120 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска допускается снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников в случае такой необходимости в установленном порядке.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения объектов с кратковременным сроком эксплуатации, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска.
В пункте 7 данной статьи указано, что при выполнении работ по сносу зеленых насаждений заказчик обязан возместить ущерб, нанесенный зеленым насаждениям на территории города Омска, выполнив компенсационное озеленение.
Ущерб за снос зеленых насаждений на территории лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, возмещается в соответствии с нормами действующего законодательства и Решением Омского городского Совета, устанавливающим ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска.
Компенсационное озеленение за снос зеленых насаждений выполняется в местах, согласованных с территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, из следующего расчета: за одно снесенное дерево высаживается три крупномерных саженца дерева, за один кустарник - пять саженцев кустарников.
Решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, капитальных объектов принимается в порядке, установленном Постановлением Администрации города Омска от 10.08.2010 N 683-п "О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории города Омска", которое в свою очередь принято в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Лесным кодексом Российской Федерации, Уставом города Омска, Решением Омского городского Совета "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска".
Как следует из материалов дела, в разделе 2.2.4. "Иные показатели" градостроительного плана земельного участка N 55301000-0000000000008746 от 13.05.2014 указано, что при невозможности сохранения существующих зеленых насаждений, мероприятия по их сносу и восстановлению необходимо осуществить в порядке, определенном Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 г. N45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска", а так же Постановлением Администрации города Омска от 10.08.2010 г. N 683-п "О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории города Омска".
В целях соблюдения указанных норм, по инициативе ООО "Кедр" 03.12.2014 произведено обследование территорий земельного участка с кадастровым номером 55:36:120304:1040, о чем составлен соответствующий акт, на основании которого получено Заключение Комиссии по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске от 26.12.2014 N 259.
По заказу ООО "Кедр" разработан Проект компенсационного озеленения за снос зеленых насаждений на площадке строительства объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г.Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой", заключен Договор на компенсационное озеленение от 31.07.2015.
Положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации на объект - "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" N 2-1-1-0068-15 от 11.06.2015 подтверждается соблюдение в проектной документации требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом, на странице 8 положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации на объект - "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" N 2-1-1-0068-15 от 11.06.2015 указано, что проектом предусмотрено комплексное благоустройство объекта. На проектируемой территории предусмотрены пешеходные зоны, места для отдыха посетителей и т.п.
Озеленение решено посадкой деревьев и кустарников, устройством газона с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений. Компенсационные посадки сносимых зеленых насаждений осуществляет заказчик согласно действующим муниципальным требованиям и на основании заключения N 259 от 26.12.2014.
На странице 18 названной экспертизы отражено, что строительство рассматриваемого объекта не затрагивает природоохранные территории, заповедники, заказники и памятники природы. На данной территории не произрастают редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу, исчезающих видов животных и птиц нет. Строительство проектируемого объекта осуществляется без использования акватории водных объектов.
Таким образом, нарушение планируемым строительством действующего законодательства, которое повлияло бы на сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов судом апелляционной инстанции не выявлено.
Таким образом, Восьмой арбитражный апелляционный суд исходит из того, что апелляционная жалоба ООО "Кедр" является обоснованной, а заявление - подлежащим удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за подачу заявления и 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы, уплаченные заявителем, взыскиваются в его пользу с заинтересованного лица.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 19.10.2015 по делу N А46-9724/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Кедр" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в выдаче разрешения на строительство объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120304:1040, изложенный в письме от 07.08.2015 N 09/13318.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кедр", выдав разрешение на строительство объекта: "Торгово-развлекательный комплекс по ул. Б.Хмельницкого в г. Омске. Многозальный кинотеатр с комплексом кафе и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120304:1040, со сроком действия 42 месяца, в течение десяти дней с момента вынесения судом решения.
Взыскать с Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" 4500 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 92 от 30.10.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9724/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф04-696/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Кедр"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2017 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-696/16
30.11.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13000/16
12.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-696/16
29.12.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13332/15
19.10.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-9724/15