г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2015 г. |
Дело N А56-27733/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Потуданский М.Б. по доверенности от 28.10.2013
от заинтересованного лица: Павленко О.В. по доверенности от 11.12.2015, Меньшаков А.О. по доверенности от 11.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24680/2015) Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2015 по делу N А56-27733/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Трансойл"
к Северо-Западному Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д.18А; далее - заявитель, ООО "Трансойл", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.117, лит.А; далее - Управление) о признании недействительным предписания N 49/67/л от 11.02.2015.
Решением суда от 18.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления от 04.02.2015 N 67 должностными лицами Управления в период с 10 по 11.02.2015 была проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области лицензионного контроля.
В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности на железнодорожном транспорте, зафиксированные в акте проверки от 11.02.2015 N 49/67/л.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 11.02.2015 N 49/67/л, которым Обществу было предложено в срок до 11.03.2015 устранить допущенные нарушения.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с позицией ООО "Трансойл", указавшего на неосуществление в настоящее время деятельности по перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов в качестве перевозчика. Суд посчитал, что факты нарушения лицензионных требований, указанные в предписании, отсутствуют.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)
лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом;
лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (частью 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ).
В ходе осуществления деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, которые включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 8 Закона N 99-ФЗ).
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у лицензиата объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Проводимые в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ проверки делятся на плановые и внеплановые.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В силу части 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (пункт 2 части 8).
В силу части 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Настоящая проверка проведена в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, поскольку Общество, являясь лицензиатом, имеет действующую лицензию на осуществление перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов серии ПОГ N 7806615, от 09.10.2013 Реестр лицензий находится в открытом доступе на сайте по адресу http://railwav.rostransnadzor.ru (деятельность; реестры).
Информация о проведении проверки была размещена на сайте Генеральной прокуратуры, о проведении проверки Общество было уведомлено надлежащим образом и в установленные законом сроки, с чем заявитель не спорит.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 17-ФЗ) установлено, что перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" предусмотрено, что в состав лицензируемой деятельности входят работы (услуги) по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, осуществляемой по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
Суд первой инстанции указал, что в ходе проверки Управлением факт заключения Обществом с третьими лицами договоров перевозки опасных грузов по путям общего пользования в качестве перевозчика не установлены, в связи с чем предъявление со стороны Управления к Обществу требования предоставить договор с владельцем инфраструктуры при фактическом отсутствии ведения деятельности по перевозке опасных грузов является незаконным.
В силу пункта 2.1 устава Общество может осуществлять деятельность как по перевозке грузов, так и по организации перевозок, оказанию услуг транспортировки и транспортно-экспедиторских услуг. Как указал суд первой инстанции, в настоящее время в договорных отношениях с третьими лицами Общество не выступает в качестве перевозчика, не осуществляет перевозочную деятельность по путям общего пользования. Согласно выписке Петербургкомстата ООО "Трансойл" осуществляет основной вид деятельности 63.40 (код ОКВЭД) - "Организация перевозок грузов", иными словами, деятельность по осуществлению транспортной экспедиции и предоставлению железнодорожного подвижного состава для транспортировки грузов, а не перевозка грузов. Дополнительным доказательством того, что данный вид деятельности является для заявителя основным, служат и уведомления ФСС РФ о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2013, 2014 годы.
Между тем, Обществу выдана лицензия на перевозку опасных грузов (серии ПОГ N 7806615 от 09.10.2003) в порядке переоформления с 2003 года.
На основании пункта 1 статьи 12 Закона N 17-ФЗ, статьи 50 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" (далее - Положение о лицензировании), такой лицензиат должен обладать договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры, заключенный с владельцем инфраструктуры. Однако, данный договор заявителем не представлен.
На основании пункта 1 статьи 12 Закона N 17-ФЗ, подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании в качестве лицензионного требования, предъявляемого к лицензиату, предусмотрено наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Задачами проведения аттестации работников являются: обеспечение безопасности движения; повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.
Исходя из буквального толкования данного требования, главным условием его выполнения является занятость работника на работах, непосредственно связанных с движением поезда.
Управление при проведении проверки потребовало представить документы о наличии в штате Общества машинистов тепловозов и электровозов. Данное требование, по мнению заявителя, является необоснованным, так как противоречит указанному подпункту "е" пункта 4 Положения о лицензировании и ограничивает круг должностных лиц, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, исключительно машинистами тепловозов и электровозов.
В ходе проверки было установлено отсутствие в штате лицензиата работников, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов (машинисты тепловозов и электровозов).
Согласно общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 2015 года именно деятельность машинистов и помощников машинистов связана с движением поездов.
В подтверждение выполнения данного лицензионного требования Управлению предъявлены протоколы об аттестации диспетчеров - сотрудников Общества, а также документы о повышении их квалификации и копии трудовых книжек.
Однако, на основании требований пункта 1 приложения N 10 к приложению N 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - ПТЭ РФ), диспетчер поездной руководит движением поездов на путях общего пользования, отвечает за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку. Согласно общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 2015 года обязанности диспетчера включают в себя оперативное регулирование хода производственных, транспортных и других видов основной деятельности.
То есть, диспетчер дает указания, касающиеся движения поездов, тогда как фактически обеспечивают перевозку опасных грузов машинисты и помощники машинистов, именно их деятельность связана с движением поездов.
На основании главы II ПТЭ РФ локомотивная бригада - работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, а также мотор-вагонных поездов, то есть работники, обеспечивающие перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов. Вместе с тем информация про работников, деятельность которых связана с движением поездов, отсутствует, что является нарушением исчерпывающих перечней лицензионных требований.
Как отмечено выше, Общество имеет действующую лицензию на перевозку опасных грузов (серии ПОГ N 7806615 от 09.10.2003) в порядке переоформления с 2003 года.
На момент проведения настоящей проверки отсутствовала информация о прекращении лицензированного вида деятельности со стороны Общества, а имеющаяся лицензия подтверждала факт готовности к выполнению лицензируемого вида деятельности в любое время.
Общество само в заявлении в суд указывает, что обладает и не намеренно отказываться от использования лицензии в будущем (л.д.5).
Лицензиат вправе осуществлять лицензированный вид деятельности с соблюдением исчерпывающих перечней лицензионных требований, основанных на законодательстве Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования. В связи с чем в любое время действия лицензии лицензиат должен подтвердить и представить контролирующим органам документы, подтверждающие соблюдение исчерпывающих перечней лицензионных требований.
Процедура уведомления о прекращении деятельности регламентирована пунктом 14 статьи 20 Закона N 99-ФЗ: лицензиат не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
В установленном порядке Общество своевременно не уведомляло о прекращении деятельности по осуществлению перевозки железнодорожным транспортом опасных грузов и в такой ситуации само не спорит, что может выполнять такую деятельность в любое время в соответствии с имеющейся лицензией.
Действие лицензии не прекращено, лицензия из реестра лицензий не исключена. Требования же законодательства с исчерпывающими перечнями лицензионных требований, предъявляемые к лицензиатам, являются обязательными для исполнения, в ходе настоящей проверки предъявлены требования по лицензируемому виду деятельности - перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов. Требования предписания касаются наличия документов и обстоятельств, должных быть у лицензиата по действующей лицензии. Управление проверяло у лицензиата наличие документов, которые он должен иметь в силу установленных к данному виду деятельности лицензионных требований.
В противном случае, при позиции, занятой заявителем и поддержанной судом первой инстанции, нарушаются принципы, цели и задачи лицензионного контроля.
Кроме того, в отношении доводов заявителя о неосуществлении в настоящее время спорной деятельности следует отметить их противоречивость, поскольку в выписках из пояснений к бухгалтерской отчетности от 14.04.2014, от 14.04.2015 заявитель указывает, что основной вид деятельности по настоящее время - транспортные услуги в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте нефти, нефтепродуктов и нефтехимии, ссылаясь, в том числе, на спорную лицензию (л.д.93, 96).
При такой совокупности обстоятельств, учитывая, что оспоренное предписание не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей и ограничений, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом исхода дела в апелляционной инстанции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по госпошлине относятся на его счет, по апелляционной жалобе - не взыскиваются, поскольку жалоба подана лицом, освобожденным от уплаты госпошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2015 по делу N А56-27733/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27733/2015
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: Северо-Западное Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта