г. Чита |
|
19 января 2016 г. |
Дело N А58-3095/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Военторг-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2015 по делу N А58-3095/2014 по иску открытого акционерного общества "Военторг-Запад" (ИНН 7838429337, ОГРН 1097847204795, г. Санкт-Петербург, Проспект Загородный, 35,3 ЛИТ Н) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, 19), к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435110272, ОГРН 1021400001644, г. Якутск, ул. Аммосова, 8) о признании права собственности, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646, г. Якутск, ул. Ярославского, 37) (суд первой инстанции: судья Шамаева Т.С.),
установил:
открытое акционерное общество "Военторг-Запад" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о признании права собственности на здание комбината бытового обслуживания площадью 1422 кв.м, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, пгт. Тикси, ул. Военный городок, д. 202, кадастровый номер 14:21:110002:2307.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.10.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.2015 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.10.2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. В обоснование суд указал, что регистрация права хозяйственного ведения на спорное имущество в установленном законом порядке произведена не была, следовательно, право на данное имущество у истца не возникло. Отсутствие права оперативного управления повлекло за собой отсутствие права собственности истца на спорное здание на основании договора о присоединении от 11 мая 2012 года и передаточного акта от 14.05.2012. Право собственности Республики Саха (Якутия) на спорное здание было зарегистрировано на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 04.11.2012 N 3452 и передаточного акта, утвержденного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 22.01.2013. На момент приватизации спорного объекта земельный участок под зданием не был сформирован как самостоятельный объект гражданских прав, не имел утвержденных границ и уникального кадастрового номера, позволяющего определить его как самостоятельный объект недвижимого имущества. Границы кадастрового квартала были определены 29.05.2013. Вопрос о приватизации земельного участка под зданием не был разрешен при принятии решения о приватизации имущественного комплекса ФКП "5113 Центральная торгово-закупочная база" ввиду отсутствия самого объекта приватизации как такового.
АО "Военторг-Запад", не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что в материалах дела имеются доказательства наличия согласия собственника имущества на его передачу в уставный капитал истца, в частности передаточный акт подлежащего приватизации федерального казенного предприятия "5113 Центральная торгово-закупочная база", утвержденный заместителем Министра обороны Российской Федерации. Истец, завершив процесс реорганизации, является собственником объекта с 31.08.2012. Ответчик не имел права издавать в отношении спорного объекта какие-либо иные приказы.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 1359 от 15.09.2008 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" приказом Министра обороны Российской Федерации N 629 от 09.07.2009 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа" произведена реорганизация в форме преобразования федерального казенного предприятия Управление торговли Ленинградского военного округа" в открытое акционерное общество "Управление торговли Ленинградского военного округа" (в настоящее время ОАО "Военторг-Запад").
20.07.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании путем реорганизации в форме преобразования открытого акционерного общества "Управление торговли Ленинградского военного округа" и утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа".
Согласно утвержденному заместителем Министра обороны Российской Федерации передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "5113 Центральная торгово-закупочная база" от 24.07.2009 в состав перечня объектов, подлежащих приватизации, под номером 37 включено здание торгово-бытового комплекса по адресу: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, п. Тикси, д. 202.
На основании договора о присоединении б/н от 11.05.2012 открытое акционерное общество "5113 Центральная торгово-закупочная база" прекратило свою деятельность путем присоединения к открытому акционерному обществу "Управление торговли Ленинградского военного округа".
Передаточным актом от 14.05.2012 б/н, открытое акционерное общество "5113 Центральная торгово-закупочная база" передало открытому акционерному обществу "Управление торговли Ленинградского военного округа" имущество, в том числе денежные, основные и оборотные средства в соответствии с приложением N 1.
Согласно названному приложению в состав имущества включено здание торгово-бытового комплекса (комбинат бытового обслуживания), нежилое, 3-этажное, общей площадью 1422 кв.м, по адресу: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, п. Тикси, д. 202.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.07.2013 серия 14-АБ от 072065, а также выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.2014, от 20.02.2014 спорное здание находится в собственности Республики Саха (Якутия).
Государственная регистрация права собственности на указанное здание произведена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 3452 от 04.11.2012 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Республики Саха (Якутия)", передаточного акта от 22.11.2013.
Обществу было отказано в регистрации права собственности на спорное здание, в связи с наличием в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Республики Саха (Якутия) на спорный объект недвижимости.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, утверждая, что является собственником спорного здания как правопредшественник открытого акционерного общества "5113 Центральная торгово-закупочная база" и открытого акционерного общества "Управление торговли Ленинградского военного округа".
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество в соответствии со статьей 13 Закона о приватизации является одним из способов приватизации имущественного комплекса предприятия.
В свою очередь, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления от 29.04.2010 N 10/22 Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Статьей 11 Закона о приватизации установлено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, путем указания всех видов подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Из изложенного следует, что федеральное казенное предприятие "5113 Центральная торгово-закупочная база" не входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, определенном ст. 11 Федерального закона "Об обороне". При этом к созданным до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным казенным предприятия применяются нормы об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (п.6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ данный закон был введен в действие через шесть месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 31.01.1998.
На территории г.Москвы пунктом 2 распоряжения мэра г.Москвы от 08.04.1998 N 341-РМ учрежден Московский городской комитет (Московский комитет по регистрации прав), которому было поручено осуществлять государственную регистрацию прав.
Пунктом 1 распоряжения мэра г.Москвы от 08.04.1998 N 341-РМ утверждена Программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г.Москвы на период до 2000 года, разделом III которой предусматривалась обязанность Москомимущества передать исполняемые им функции по регистрации прав и сделок, архивные дела, базы данных Московскому комитету по регистрации прав.
Соглашение о передаче Московским комитетом по регистрации прав функций, документации и иных материалов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество подписано между комитетом и Москомимуществом 25.11.1998.
Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц федеральное казенное предприятие "5113 Центральная торгово-закупочная база" создано 28.09.1999.
Учитывая, что на момент нахождения спорного имущества в федеральной собственности и во владении ФКП "5113 Центральная торгово-закупочная база" Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ вступил в силу, регистрирующие органы были сформированы, поэтому право оперативного управления ФКП "5113 Центральная торгово-закупочная база" на данное имущество подлежало регистрации.
Регистрация права оперативного управления на спорное имущество в установленном законом порядке произведена не была, следовательно, право на данное имущество у истца не возникло, соответственно, оснований для признания права собственности истца на спорное здание на основании договора о присоединении N б/н от 11 мая 2012 года и передаточного акта от 14.05.2012, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по вышеуказанным мотивам.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случая, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о приватизации приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Спорное здание могло быть приватизировано без приватизации занимаемого зданием земельного участка, в том случае, если земельный участок был изъят из оборота или ограничен в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела правовое значение имеет отнесение земельного участка к землям, изъятым из оборота, на момент совершения сделки приватизации спорного здания, поскольку соответствие сделки действующему законодательству проверяется с учетом обстоятельств, существовавших в момент ее совершения.
Никаких доказательств, что земельный участок, на котором находится спорный объект недвижимости, относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, не представлено.
Кроме того, суд правильно учел, что на момент приватизации спорного объекта земельный участок под зданием не был сформирован как самостоятельный объект гражданских прав, не имел утвержденных границ и уникального кадастрового номера, позволяющего определить его как самостоятельный объект недвижимого имущества. Границы кадастрового квартала были определены 29.05.2013.
Вопрос о приватизации земельного участка под зданием не был разрешен при принятии решения о приватизации имущественного комплекса ФКП "5113 Центральная торгово-закупочная база" ввиду отсутствия самого объекта приватизации как такового.
В этой части никаких доводов в апелляционной жалобе не приводилось, и соответствующих доказательств не представлялось.
Учитывая, что в нарушение части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 28 Закона о приватизации приватизация спорного здания была произведена без одновременной приватизации земельного участка, занимаемого таким зданием, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2015, принятое по делу N А58-3095/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3095/2014
Истец: ОАО "Военторг-Запад"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2296/16
22.03.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1805/16
19.01.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6327/14
26.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3095/14
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1826/15
19.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6327/14
06.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3095/14