Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2016 г. N Ф07-1092/16 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А26-6250/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Копыловой Л.С., судей Медведевой И.Г., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Емелькиной А.Н.
при участии:
от Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия: Новожиловой Е.А. по доверенности от 11.01.2016,
от ИФНС России по г. Петрозаводску: Амирбеевой М.В. по доверенности от 11.01.2016,
от Государственного комитета Республики Карелия по транспорту: Кучица С.А. по доверенности от 12.11.2015, Падчина И.В. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-24978/2015, 13АП-24984/2015) Государственного комитета Республики Карелия по транспорту и ИФНС России по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2015 по делу А26-6250/2015 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
третьи лица:
1. Республика Карелия в лице уполномоченного органа по ликвидации государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов",
2. Государственный комитет Республики Карелия по транспорту,
3. Государственный Комитет Республики Карелия по управлению имуществом и организации закупок,
4. Ликвидатор государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" Савениус Дмитрий Валентинович,
о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов",
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - ответчик, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2151001119510 о прекращении деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (далее - Государственное учреждение), недействительными решения от 06.07.2015 N 3933А о государственной регистрации прекращения деятельности ГУ Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами и записи N 2151001119510 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ГУ РК Северо-Западная база авиационной охраны лесов".
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен ликвидатор Государственного учреждения Республики Карелия "Северо - Западная база авиационной охраны лесов" Савениус Дмитрий Валентинович (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.08.2015, принятым в отсутствие привлеченного 3-его лица, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными, решение о регистрации в связи с ликвидацией - недействительным, регистрирующий орган обязан устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя.
Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ИФНС России по г. Петрозаводску поданы апелляционные жалобы, в которых просили решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании апелляционного суда 24.11.2015 при применении части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ были установлены основания для применения части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ и перехода к рассмотрению заявления по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Савениуса Дмитрия Валентиновича о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Савениусу Д.В. копия определения о назначении судебного заседания направлялась по адресу ликвидированного юридического лица - Петрозаводск, ул. Боровая, 4, с которого корреспонденция была возвращена органом почтовой связи.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства. Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Для выяснения адреса физического лица суд первой инстанции мог направить запрос в миграционную службу, предложить участвующим в деле лицам объяснить и уточнить адрес, указанный в заявлении. По адресу: 185031, Россия, Петрозаводск, пр. Октябрьский, д. 12, кв. 9 корреспонденция физическому лицу не направлялась. Отсутствие информации об извещении Савениуса Д.В. о судебном заседании, назначенном на 10.08.2015, препятствовало его проведению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Кроме того судом первой инстанции допущено нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, поскольку Государственный комитет Республики Карелия по транспорту, который в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.09.2013 N 6390р-П "О передаче в ведение Государственного комитета Республики Карелия по транспорту учреждений Республики Карелия" обеспечивает выполнение функций и полномочий учредителя государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" и чьи права и законные интересы затрагиваются судебным актом, не был привлечен к участию в деле.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции от 17.08.2015 подлежит отмене по безусловным основаниям, установленным пунктами 2, 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Определением от 24.11.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. На основании статьи 51 АПК РФ и с учетом мнения участвующих в деле лиц привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет Республики Карелия по транспорту.
Определением апелляционного суда от 15.12.2015 по итогам исследования поступивших документов и уставных документов Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", с учетом мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд на основании статьи 125, пункта 3 статьи 126 ГК РФ и в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, учредителя ГУ Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" - публично-правовое образование Республику Карелия и Государственный Комитет Республики Карелия по управлению имуществом и организации закупок, осуществлявший в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.06.2000 N 414-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия" и с последним абзацем пункта 1.1 и раздела 4 Устава ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" права собственника имущества учреждения, закрепленного на праве оперативного управления.
Будучи извещенными о применении части 6.1 статьи 268 АПК РФ лица, участвующие в деле, представили письменные объяснения, дополнительные доказательства.
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок заявил о рассмотрении дела в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ.
Неявка 3-их лиц без самостоятельных требований Савениуса Дмитрия Валентиновича и публично-правового образования Республика Карелия не препятствует рассмотрению дела по части 6.1 статьи 268 АПК с применением части 5 статьи 156 АПК.
В судебном заседании 19.01.2016 представитель Пенсионного фонда поддержал требования о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2151001119510 о прекращении деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", как не соответствующих Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в действующей редакции; незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску от 06.07.2015 N 3933А о государственной регистрации прекращения деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в действующей редакции; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения путем восстановления сведений о Государственном учреждении Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" как о действующем юридическом лице. Указал, что регистрирующий орган не обратил внимание на то, что в ликвидационный баланс Государственного учреждения не была включена многомиллионная задолженность перед Пенсионным Фондом РФ, которая числилась в промежуточном ликвидационном балансе, притом, что никакого погашения не производилось. Оценивает указанное обстоятельство как недостоверные сведения, заявленные при ликвидации юридического лица вследствие неправильного формирования ликвидационного баланса. У Государственного учреждения имелось не только особо ценное имущество, которым распоряжается собственник Государственного учреждения, но также иное, в том числе дебиторская задолженность, за счет которого могли производится расчеты, но кредиторская задолженность не погашена ни в какой части. Задолженность перед Пенсионным фондом непосредственно влияет на трудовые права граждан, в том числе имеющих право на досрочный выход на пенсию, вследствие чего Пенсионный фонд считает необходимым оспорить неправомерное завершение ликвидации Государственного учреждения.
ИФНС по г. Петрозаводску возражала относительно заявления, ссылаясь на соблюдение установленного нормами ГК РФ и Постановления Правительства Республики Карелия N 228П порядка ликвидации Государственного учреждения. Отметила, что даже при наличии в ликвидационном балансе задолженности перед кредиторами, исходя из ограниченного содержания пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции от 21.07.2014 N 241-ФЗ (далее - Закон о регистрации) отказать в государственной регистрации ликвидации не могли. Предполагали, что заявлены достоверные сведения. По факту исследования письменных доказательств, в том числе материалов подлинного регистрационного дела представитель не отрицал, что сведений об изменении в составе активов и пассивов юридического лица с ликвидационным балансом не предоставлялось, но считает, что подобных сведений и не требовалось, согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации.
З-е лицо без самостоятельных требований Государственный комитет Республики Карелия по транспорту выступил на стороне ответчика, возражая против удовлетворения требований Пенсионного фонда, отметив, что внесение записей в ликвидационный баланс основано на распорядительных актах собственника. Даже если имущества Государственного учреждения недостаточно для расчетов с кредиторами, оно не может быть признано банкротом, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 64 ГК РФ в действующей редакции. Обязанности проверять основания формирования ликвидационного баланса у регистрирующего органа нет. Распорядительные акты представителя собственника не оспорены, данных о недобросовестных действиях при ликвидации Государственного учреждения не имеется, и применительно к действующим нормам права кредиторская задолженность перед Пенсионным фондом считается погашенной.
В письменных объяснениях Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок возражал относительно заявления Пенсионного фонда, указывая на факт отсутствия у Государственного учреждения имущества, за счет которого могли производиться расчеты с кредитором, обратившимся в суд за оспариванием регистрационных действий.
Выслушав участвующий в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, апелляционный суд находит обращение Пенсионного фонда в порядке главы 24 АПК РФ по факту внесения ИФНС по г. Петрозаводску записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" обоснованным и подлежащим удовлетворению в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.07.2014 года N 409р-П принято решение о ликвидации Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов".
Приказом Государственного комитета Республики Карелия по транспорту от 02.07.2014 года N 69 утверждена ликвидационная комиссия.
11 июля 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии. Уведомление о принятии решения о ликвидации Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" с предложением кредиторам в течение двух месяцев обратиться к ликвидатору с требованиями опубликовано 30.07.2014 года в журнале "Вестник государственной регистрации" N 30.
Регистрирующим органом 31.12.2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Согласно промежуточному ликвидационному балансу, включена задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам в размере 26512533 руб. 37 коп. по состоянию на 17.12.2014.
Письмом от 18.06.2015 года N 13-11-3/344 Управление направило Ликвидатору Государственного учреждения Республики Карелия "Северо - Западная база авиационной охраны лесов" Савениусу Дмитрию Валентиновичу требование о включении в ликвидационный баланс учреждения задолженности по страховым взносам и пени в размере 28985721 руб. 12 коп. За период с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса и до даты предоставления ликвидационного баланса поступления по страховым взносам, пени и штрафам отсутствовали.
Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту 29.06.2015 утвержден ликвидационный баланс учреждения. Задолженность по уплате страховых взносов и пени отражена в размере 0 руб. 00 коп. 29.06.2015 ликвидатор Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" Савениус Д.В. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), приложив "нулевой" ликвидационный баланс.
Письмом N 13-11-3/360 от 30.06.2015 Управление Пенсионного фонда уведомило регистрирующий орган о наличии у Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" не погашенной задолженности по страховым взносам и штрафным санкциям в сумме 28985721 руб. 12 коп.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на основании представленных ликвидатором документов 06.07.2015 приняла решение N 3933 А о государственной регистрации прекращения деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, на основании которого 06.07.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2151001119510 о ликвидации Учреждения.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия полагая, что действия и ненормативный акт регистрирующего органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и общественные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, в котором просило признать незаконными действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2151001119510 о прекращении деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", и недействительным решение от 06.07.2015 N 3933 А о государственной регистрации прекращения деятельности ГУ Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что обусловило право ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия на обращение за судебной защитой.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 20-25 Закона о регистрации, применительно к Республике Карелия и Порядком принятия решений о создании, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Республики Карелия, а также утверждения уставов государственных учреждений Республики Карелия и внесения в них изменений, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.10.2010 N 228П.
Исходя из пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/2011, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому формирование ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации. Сходное разъяснение в части оценки достоверности ликвидационного баланса содержится в Определении Верховного Суда РФ от 27.05.2015 по делу N 310-ЭС14-8980, А64-6348/2013.
При этом достоверность сведений о результатах ликвидационных мероприятий, вносимых в ликвидационный баланс, является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Наличие кредиторской задолженности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" перед Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия подтверждается материалами дела и не оспаривается никем из участвующих в деле лиц.
Невозможность признания учреждения несостоятельным (банкротом), предусмотренная пунктом 1 статьи 64 ГК РФ в редакции ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ, не создает предпосылок для абсолютного усмотрения собственника при принятии решений при осуществлении ликвидационных мероприятий с очевидным предпочтением относительно сохранения собственных имущественных прав перед удовлетворением кредиторской задолженности.
Согласно сведениям в промежуточном ликвидационном балансе Государственного учреждения, по состоянию на 17.12.2014 у юридического лица имелась кредиторская задолженность в сумме 93449117,87 руб., из которой 26512533 руб. 37 коп - задолженность перед Пенсионным фондом, и имущество на сумму, превышающую 46 млн. руб.
Притом, что ликвидационные мероприятия ограничены по времени, и вместо перехода к осуществлению выплат кредиторам согласно пунктам 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с учетом предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) очередностью и в соответствии с пунктом 3 статьи 64 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) - исходя из объема выявленного ликвидационной комиссией имущества в соотношении с кредиторской задолженностью - собственник имущества Государственного учреждения в период с февраля по июнь 2015 года принял ряд распорядительных актов о перераспределении большей части имущества государственного учреждения между иными юридическими лицами, которым в том числе делегированы функции, ранее выполнявшиеся Государственным учреждением, и списании ряда объектов вещных и обязательственных прав.
О ненадлежащем ходе ликвидационных мероприятий регистрирующий орган был уведомлен Пенсионным фондом письмом 30.06.2015, что позволяло Инспекции ФНС по г. Петрозаводску обратить внимание на расхождения между цифрами промежуточного и ликвидационного балансов, и при отсутствии объективно подтвержденных сведений об основаниях их изменения до нулевых показателей использовать право отказа в завершении ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Апелляционный суд отклоняет доводы ответчика и 3-их лиц о погашении кредиторской задолженности с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица притом, что по нормативному регулированию это утверждение верно, но в рассматриваемом случае не соответствуют фактическим обстоятельствам, так как кредиторская задолженность перед Пенсионным фондом уже была обнулена на 29.06.2015, а запись о ликвидации внесена позднее - 06.07.2015.
Завершением ликвидации путем внесения сведений в ЕГРЮЛ Пенсионному фонду были созданы препятствия для реализации права на привлечение собственника имущества Государственного учреждения к субсидиарной ответственности, так как согласно толкованию норм материального права в пунктах 4, 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств", особенность состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику, и поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит оспариваемые действия и решение регистрирующего органа в отношении внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" не соответствующими нормам статей 21, 23 Закона о регистрации, вследствие чего нарушенные права заявителя подлежат восстановлению путем внесения корректировок в ЕГРЮЛ относительно правоспособности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов".
Государственная пошлина не взыскивается в силу того, что стороны спора от уплаты таковой освобождены.
Руководствуясь статьями 176, 110, 268 ч. 6.1, 270 ч. 4 п. 2, п. 4, 201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 17.08.2015 отменить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2151001119510 о прекращении деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в действующей редакции.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску от 06.07.2015 N 3933А о государственной регистрации прекращения деятельности Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в действующей редакции.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, ведущих к восстановлению записей о Государственном учреждении Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" как о действующем юридическом лице.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6250/2015
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
Третье лицо: Ликвидатор ГУ РК "Северно-Западная авиабаза" Савениус Дмитрий Валентинович, Государственный комитет Республики Карелия по транспорту
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1162/17
07.02.2017 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6250/15
15.12.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13366/16
15.12.2016 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6250/15
07.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21974/16
15.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1092/16
26.01.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24978/15
10.11.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24982/15
17.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6250/15