Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2016 г. N Ф05-9387/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А40-17081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Частного акционерного общества "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2015 по делу N А40-17081/2015, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-127)
по заявлению: частного акционерного общества "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовский"
к ответчикам:
1. Государственный Совет Республики Крым;
2. Совет министров Республики Крым;
3. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ;
4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
5. Управление делами Президента Российской Федерации
третьи лица: 1. ООО "Олива-Парк"; 2. ООО Производственно-строительное предприятие "Азовинтэкс"; 3. ООО "Музей исторического культурного наследия "ПЛАТАР"; 4. ГУП Республики Крым "Айвазовское"; 5. ГКУ Республики Крым "Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым"; 6. ФГБУ "Санаторий "Ай-Петри" Управления делами Президента Российской Федерации
о признании недействительными постановлений, распоряжений, приказа и признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Гриненко Т.В. по доверенности от 05.01.2015; |
от ответчиков: |
1) Лукашев М.И. по доверенности от 11.12.2015 2) Тихончук С.Г. по доверенности от 15.12.2014 3) не явился, извещен 4) Давтян А.М. по доверенности от 26.12.2015 5) Брагин Д.А. по доверенности от 10.04.2015 |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен 2) Гриненко Т.В. по доверенности от 01.09.2015 3) Гриненко Т.В. по доверенности от09.10.2015 4) не явился, извещен 5) не явился, извещен 6) не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований частного акционерного общества "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовский" (ЧАО "ЛОК Айвазовский, Общество, заявитель) о признании недействительными:
Постановления государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 204-1/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в части внесения изменения в приложение к данному Постановлению дополнением п. 147 следующего содержания: "Единый имущественный комплекс (в том числе парка-памятник садово-паркового искусства), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п.г.т. Партенит, ул. Васильченко, д. 1, на земельных участках: кадастровый номер - 011034540001:004:0024-1,2208 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0025-22,5861 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0026-0,1576 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0027-0,7363 га" (далее - Единый имущественный комплекс); Распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1202-р от 13 ноября 2014 года о закреплении за Государственным предприятием "Айвазовское" "Единого имущественный комплекса" на праве хозяйственного ведения;
Распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1271-р от 25 ноября 2014 года о передаче "Единого имущественного комплекса" в безвозмездное пользование Управлению делами Президента Российской Федерации;
Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в лице министра Гордецкого А.А. N 161 от 13 ноября 2014 года о создании комиссии по инвентаризационни недвижимого имущества "Единого имущественного комплекса";
а также признании незаконными действий:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом по передаче Единого имущественного комплекса в федеральную собственность с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента.
Управления делами Президента Российской Федерации по принятию в пользование Единого имущественного комплекса Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по передаче имущественного комплекса в федеральную собственность, с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента, отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание не явились: представитель ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и представители третьих лиц - ООО "Олива-Парк", ГУП Республики Крым "Айвазовское", ГКУ Республики Крым "Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым", ФГБУ "Санаторий "Ай-Петри" Управления делами Президента Российской Федерации, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в их отсутствие.
Представитель заявителя и третьих лиц (ООО Производственно-строительное предприятие "Азовинтэкс" и ООО "Музей исторического культурного наследия "ПЛАТАР") в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзывов, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (введена в действие Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N12-ФКЗ) (далее - Закон N6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со ст. 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым, внесение в них изменений.
В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.
Пунктом 3 части 1 статьи 75 Конституции Республики Крым установлено, что к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.
Частями 2, 4 Закона Республики Крым от 15.05.2014 N 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым" Государственный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Крым. Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, данным Законом, Регламентом Государственного Совета.
Как следует из вышеизложенного, принятие Постановлений Государственного Совета Республики Крым, определение их содержания, внесение в них изменений, а также определение процедуры принятия постановлений и внесение в них изменений, относится к исключительной компетенции Государственного Совета Республики Крым.
В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Крым до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Таким образом, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что Российская Федерация на переходной период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.
Государственный Совет Республики Крым в пункте 1 Постановления.N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14) установил, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2474-6/14 от 03.09.2014 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление N 2085-6/14, пункт 1 Постановления N 2085-6/14 после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
Таким образом, как собственность Республики Крым также стало учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14.
Так, Постановлением от 12.11.2014 N 204-1/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республике Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в части внесения изменению в приложение к данному постановлению дополнением п. 147 следующего содержания: "Единый имущественный комплекс (в том числе парка-памятник садово-паркового искусства), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Васильченко, д. 1, на земельных участках: кадастровый номер -011034540001:004:0024 - 1,2208 га, кадастровый номер 011034540001:004:0025 - 22,5861 га, кадастровый номер 011034540001:004:0026 - 0,1576 га, кадастровый номер
011034540001:004:0027 - 0,7363 га" (далее - Единый имущественный комплекс).
Таким образом, с момента включения указанного имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением N 2085-6/14 право собственности на данное имущество возникло у Республики Крым, что подтверждается сведениями, предоставленными из Реестра имущества Республики Крым.
Как правомерно было установлено судом первой инстанции, принимая обжалуемое Постановление Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемое постановление вынесено в соответствии с Законом N 38-ЗРК и Законом N 6-ФКЗ.
С учетом изложенных обстоятельств довод заявителя о несоответствии оспариваемого постановления требованиям федерального законодательства суд первой инстанции правомерно счел несостоятельным.
Ссылка заявителя жалобы на оспариваемые акты Совета министров Республики Крым принятые на основании незаконного акта Государственного Совета Республики Крым, несостоятельна, поскольку согласно части 2 статьи 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Статьей 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, а именно:
- управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управление федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;
- издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым;
- осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым;
- принятие решений о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 данной статьи.
Руководствуясь предоставленными полномочиями, 13.11.2014 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 1202-р, согласно которого, единый имущественный комплекс (в том числе парк - памятник садово-паркового искусства) закреплен за Государственным предприятием "Айвазовское" на праве хозяйственного ведения.
25.11.2014, в соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 7 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 1271-р, которым было установлено передать в безвозмездное пользование Управлению делами Президента Российской Федерации единый имущественный комплекс (в том числе парк-памятник садово-паркового искусства), расположенный по адресу: г. Алушта, пгт Партенит, ул. Васильченко, д.1.
То есть, Совет министров Республики Крым, как орган, к полномочиям которого отнесены функции по правлению и распоряжению имуществом Республики Крым, распорядился вышеуказанным имуществом, закрепив его на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, а затем передал в безвозмездное пользование Управлению делами Президента Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Распоряжения от 13.11.2015 N 1202-р "О закреплении имущества" и от 25.11.2014 N 1271-р "О передаче имущества" были приняты Советом министров Республики Крым в соответствии с предоставленными ему полномочиями, как органом, к полномочиям которого отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом Республики Крым, а также не противоречат положениям 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 7 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым".
При этом доводы заявителя о том, что Совет министров Республики Крым принял в отношении ЧАО "ЛОК "Айвазовское" решения, которые, по сути, означают реорганизацию ЧАО "ЛОК "Айвазовское", судом первой инстанции были правомерно признаны безосновательными, поскольку распоряжением от 16.12.2014 N 1410-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" в Распоряжение N 1202-р были внесены изменения следующего содержания: "в пунктах 1, 2 слова "Государственным предприятием "Айвазовское" ЗАО "ЛОК "Айвазовское" заменить словами "Государственным предприятием "Айвазовское".
Таким образом, Советом министров Республики Крым никаких решений о реорганизации ЗАО "ЛОК "Айвазовское" не принималось, никаких действий по преобразованию или присоединению относительно ЗАО "ЛОК "Айвазовское" (ЧАО "ЛОК "Айвазовское") не проводилось.
Относительно требований заявителя о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом по передаче Единого имущественного комплекса в федеральную собственность с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента, действий Управления делами Президента Российской Федерации по принятию в пользование Единого имущественного комплекса, а также действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по передаче имущественного комплекса в федеральную собственности с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт передачи спорного имущества в федеральную собственность материалами дела не подтверждается.
Распоряжением N 1271-р было установлено передать в безвозмездное пользование единый имущественный комплекс (в том числе парк-памятник садово-паркового искусства) Управлению делами Президента Российской Федерации.
Никаких распоряжений о передачи в федеральную собственность единого имущественного комплекса (в том числе парк-памятник садово-паркового искусства) Советом министров Республики Крым не принималось.
Данное имущество является собственностью Республики Крым, что подтверждается сведениями, предоставленными из Реестра имущества Республики Крым.
Доказательств принятия Советом министров Республики Крым такого распоряжения заявителем не представлено.
В связи с чем, предмет спора в указанной части отсутствует, а положения приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13-07.2009 N 270, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", применению не подлежит.
Кроме того, обосновывая свою позицию по данному делу, в своем заявлении ЧАО ЛОК "Айвазовское" неоднократно указывает, что обжалуемыми актами он полностью лишен принадлежащей ему собственности, а также лишен возможности по реализации права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом и имеет все основания для защиты своих прав в отношении принадлежащего ему имущества.
Таким образом, обратившись в суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ, ЧАО ЛОК "Айвазовское" фактически желает разрешить спор, касающийся права на недвижимое имущество, что противоречит правовым позициям судов высших инстанций, сформированным по данному вопросу, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2015 по делу N А40-17081/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17081/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2016 г. N Ф05-9387/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЧАО "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовское"
Ответчик: Государственный Совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым, УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление делами Президента РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ГКУ Республики Крым "Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ШТАБ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ - НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ГУП Республики Крым "Айвазовское", ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "АЙВАЗОВСКОЕ", ООО "Музей исторического культурного наследия "ПЛАТАР", ООО "ОЛИВА ПАРК", ООО "Олива-Парк", ООО Производственно-строительное предприятие "Азовинтэкс"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9387/15
25.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57155/15
21.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17081/15
10.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9387/15
08.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10678/15
05.02.2015 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17081/15