г. Самара |
|
27 января 2016 г. |
Дело N А65-21120/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан - представителя Бадыковой А.Р. (доверенность от 06.10.2015 N 08-17301),
от общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" - представителя Есенкова В.В. (доверенность от 12.01.2016 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2015 года по делу N А65-21120/2015 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал", г. Бугульма, (ОГРН 1031610005745, ИНН 1645016886), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), о признании предписания N 246/1 от 06.07.2015 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании предписания N 246/1 от 06.07.2015 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что в ходе проверки было выявлено пользование недрами с нарушением условий лицензии ТАТ 00738 ВЭ, оспариваемое предписание выдано с формулировкой, не противоречащей действующему законодательству.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Должностными лицами ответчика на основании приказа от 22.05.2015 N 241 проведена плановая выездная проверка заявителя, по результатам которой составлен акт N 246 от 06.07.2015, заявителю выдано предписание N 246/1 от 06.07.2015 следующего содержания: "По лицензии ТАТ 00738 ВЭ добычу подземных вод осуществлять в соответствии с проектным документом, утвержденным и согласованным в установленном порядке". Срок исполнения данного предписания установлен до 06.10.2015.
Заявитель, полагая, что предписание противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд, ссылаясь также на то, что предписание является неисполнимым и не содержащим конкретные указания, четкие формулировки.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанной нормы следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
Предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В качестве основания для вынесения оспариваемого предписания ответчиком указаны пункты 2, 3, 8 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного приказом Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, пункт 3.3.1 лицензионных условий к лицензии ТАТ 00738 ВЭ, пункт 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ "О недрах".
Как верно указал суд, названные пункты Положения устанавливают, в чем заключается подготовка проектной документации и кем осуществляется, а также предусматривают виды пользования недрами, по которым осуществляется согласование документации Комиссией. Само Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Однако, оно не содержит каких-либо обязательных требований по разработке такой документации.
Пункт 3.3.1 Лицензионных условий, которым предусмотрена обязанность владельца лицензии соблюдать требования Закона Российской Федерации "О недрах", установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, фактически носит отсылочный характер.
Пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусматривает обязанность пользователя недр выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.
Статьей 23.2 Закона о недрах предписано, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Указание в акте проверки допущенных заявителем нарушений не может само по себе свидетельствовать о том, что именно эти нарушения должны быть устранены проверенным юридическим лицом в рамках исполнения оспариваемого предписания.
Таким образом, как верно указал суд, в рассматриваемом случае из содержания указанных в предписании положений невозможно установить, какую именно проектную документацию и на какие объекты необходимо разработать обществу в целях устранения допущенных нарушений.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что допущенная в оспариваемом предписании неопределенность, выразившаяся в неуказании конкретных действий, которые необходимо осуществить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, не позволяет признать такое предписание соответствующим требованиям действующего законодательства.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Исследовав доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что предписание N 246/1 от 06.07.2015 не соответствует положениям Закона о недрах, Закону N 294-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, правомерно признано незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что разработка и утверждение технического проекта на добычу подземных вод предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными условиями недропользования вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами; использованные в предписании формулировки вытекают из требований статьи 23.2 Закона РФ "О недрах", отклоняются судом апелляционной инстанции. В данном случае оспариваемое предписание признано судом первой инстанции незаконным на том основании, что его содержание не позволяет определить, в чем именно состоит допущенное заявителем нарушение и каким образом он должен его устранить, то есть предписание является неисполнимым вследствие неопределенности его содержания. Само по себе использование административным органом формулировок из закона не опровергает данных обстоятельств и не может свидетельствовать о законности оспариваемого предписания.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2015 года по делу N А65-21120/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21120/2015
Истец: ООО "Бугульма-Водоканал", г. Бугульма
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Татарстан, г. Казань