г. Владимир |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А79-4212/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 26.01.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.10.2015 по делу N А79-4212/2015, принятое судьей Борисовым Д.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" (ИНН 2129060730, ОГРН 1062128180641) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску Чувашской Республики о признании недействительным решения от 21.01.2015 N 09-22/1316, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "СУОР".
В судебном заседании до перерыва приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" - Ваньев И.И. конкурсный управляющий на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.11.2011 по делу N А79-4759/2009, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску Чувашской Республики - Алексеенко М.Ю. по доверенности от 11.01.2016 N03-08/00002, Григорьева О.А. по доверенности от 28.12.2015 N03-08/10363.
Общество с ограниченной ответственностью "СУОР", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.01.2016 был объявлен перерыв до 21.01.2016 в 11 час. 45 мин.
После перерыва, лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.11.2009 по делу N А79-4759/2009 общество с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" (далее - ООО "ИСК", Общество, налогоплательщик, заявитель) признано банкротом, в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску Чувашской Республики (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год, представленной Обществом в налоговый орган 31.07.2014, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.11.2014 N 09-22/1488 дсп.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений Общества, Инспекцией вынесено решение от 21.01.2015 N 0922/1316, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 20 865 руб. 80 коп. Указанным решением Обществу предложено также уплатить транспортный налог за 2013 год в сумме 521 645 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 68 780 руб. 64 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики от 11.03.2015 N 60 апелляционная жалоба ООО "ИСК" оставлена без удовлетворения, решение Инспекции утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 21.01.2015 N 0922/1316, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.10.2015 заявление удовлетворено частично, решение Инспекции признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 98 руб. 20 коп., предложения уплатить транспортный налог в сумме 2 455 руб. и пени в сумме 237 руб. 64 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в арбитражный суд с жалобой, в которой сослалось на неправильное применение норм материального права и просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
Налогоплательщик обращает внимание суда на то, что в рассматриваемом случае транспортные средства не являются объектом обложения транспортным налогом у ООО "ИСК", поскольку с 25.01.2013 фактически находились во владении ООО "СУОР" (покупателя) на основании заключенного с ним договора купли-продажи транспортных средств.
Заявитель указывает на отсутствие у него возможности перерегистрировать транспортные средства в связи с передачей паспортов на них новому собственнику.
В судебном заседании до перерыва представитель Общества поддержал позицию налогоплательщика.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании до перерыва представители Инспекции поддержали позицию налогового органа.
Общество с ограниченной ответственностью "СУОР" (далее - ООО "СУОР") отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "СУОР".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве и дополнениях к нему, заслушав в судебном заседании до перерыва представителей ООО "ИСК" и налогового органа, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Кодекса).
По смыслу названных норм права регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения. Таким образом, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть для целей применения главы 28 НК РФ наличие у налогоплательщика объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении и от 29.09.2011 N 1267-О-О, а также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 15.12.2011 N 12223/10).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок регистрации транспортных средств в органах Госавтоинспекции определен в Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила N 1001).
В соответствии с пунктом 24.5 Правил N 1001 (в редакции приказа МВД России от 20.01.2011 N 28) регистрация транспортных средств по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится по заявлению нового собственника по месту его жительства. Снятие с учета осуществляется без обращения нового собственника по месту прежней регистрации транспортного средства.
В отношении зарегистрированных транспортных средств по заявлению прежнего собственника и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортных средств, при отсутствии подтверждения регистрации за новым собственником по истечении 30 суток со дня заключения таких сделок действующая регистрация транспортных средств прекращается.
Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент), действующий с 15.10.2013, подпункт 60.4 которого предусматривает в качестве основания прекращения регистрации транспортного средства, в том числе заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Из материалов дела усматривается, в представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по транспортному налогу Обществом не исчислен транспортный налог в размере 521 645 руб. за 11 месяцев 2013 года по 84 транспортным средствам.
Как установлено судом, в рамках конкурсного производства ООО "ИСК" проведены торги по продаже имущества Общества, по итогам которых между ООО "ИСК" (продавец) и ООО "СУОР" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 26.12.2012 движимого и недвижимого имущества, в том числе 110 транспортных средств.
Во исполнение условий договора 25.01.2013 покупателю переданы транспортные средства, передача оформлена актом.
В соответствии с пунктом 4.2 договора продавец обязался предоставить все необходимые документы для оформления прав покупателя на имущество, а также совершить иные действия, необходимые с его стороны для оформления прав покупателя в течение трех рабочих дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи.
28.02.2013 покупателю по акту приема-передачи переданы документы на транспортные средства (паспорта транспортных средств).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год, Инспекция, согласно сведениям, поступившим из РЭО ГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарску в соответствии с приказом МВД России и ФНС России от 31.10.2008 N 948/ММ-3-6/561 "Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы", установила, что в 2013 году за ООО "ИСК" зарегистрированы 84 транспортных средства.
Налогоплательщик не представил в материалы дела доказательства обращения в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о прекращении регистрации транспортных средств за ООО "ИСК" в 2013 году.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.11.2014 по делу N А79-3786/2014 установлено, что в РЭО ГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарску в целях снятия транспортных средств с учета конкурсный управляющий ООО "ИСК" обращался 29.05.2014 и 24.09.2014, то есть за пределами рассматриваемого налогового периода. Кроме того, заявителю отказано в снятии с регистрационного учета транспортных средств со ссылкой на пункт 24 Административного регламента в связи с отсутствием или несовпадением регистрационных данных.
Судом первой инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих об уклонении нового собственника - ООО "СУОР" от регистрации приобретенных транспортных средств.
Представитель ООО "СУОР" в суде первой инстанции пояснил, что оно смогло перерегистрировать всего 18 единиц техники только после заключения новых договоров купли-продажи, отдельно на каждое транспортное средство.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.11.2014 по делу N А79-3786/2014 установлено, что ООО "СУОР" предприняты все зависящие от него меры для перерегистрации транспортных средств, а несоответствие регистрационных данных или их отсутствие не является обстоятельством, за которое отвечает данное общество. Обстоятельства, установленные судом в рамках рассмотрения данного дела учтены судом первой инстанции.
ООО "ИСК" не воспользовалось нормативно установленным способом прекращения регистрации при наличии у него информации о том, что покупатель не зарегистрировал приобретенные транспортные средства.
Регистрация транспортных средств носит заявительный характер.
Неисполнение заявителем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств, зависящей от его волеизъявления, не может являться основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога.
Поэтому Общество, как лицо за которым зарегистрированы транспортные средства, является плательщиком налога в 2013 году и обязано исчислить налог в установленном порядке.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что акты о списании автотранспортных средств от 25.03.2014, 13.05.2015, 30.09.2014, 01.10.2014, 29.10.2014, 19.11.2014 утверждены конкурсным управляющим ООО "ИСК" Ваньевым И.И. Списание автотранспортных средств и последующее обращение в органы ГИБДД произведены самим Обществом, что подтверждается письмом РЭО ГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарску от 14.04.2014 N 12/3136.
Однако, их списание произведено после проверяемого налогового периода.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа и суда о том, что ООО "ИСК" является плательщиком транспортного налога в 2013 году в отношении 84 транспортных средств до прекращения их регистрации за Обществом, является правомерным.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований в указанной части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, и не опровергают законности и обоснованности принятого им судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "ИСК" удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 20.11.2015 N 82, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.10.2015 по делу N А79-4212/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Индустриально-строительный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.11.2015 N 82.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4212/2015
Истец: ООО "Индустриально-строительный комбинат"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "СУОР", Первый арбитражный аплляционный суд