г. Хабаровск |
|
26 января 2016 г. |
А37-1328/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия": представителя Иванова Н.В.;
от Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта: представителей Лебедзь А.А., Клыпо М.А.;
от Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия"
на решение от 15.10.2015
по делу N А37-1328/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия"
к Северо-Восточному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
о признании незаконным бездействий
третье лицо Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания Якутия" (ОГРН 1041402039403, ИНН 1435149030; далее - общество, авиакомпания) обратиось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным бездействия Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - управление, Северо-Восточное МТУ), выразившегося в не организации и не проведении расследования авиационного инцидента с воздушным судном Boeing 757-200 VP-BFG, выполнявшего рейс SYL-732 ОАО "Авиакомпания "Якутия" 21.06.2013 по маршруту Анадырь-Москва (Внуково); об обязании организовать и провести расследование авиационного инцидента.
К участию в дело привлечено Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.
Решением суда от 15.10.2015 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить и признать незаконным бездействия управления, обосновав неполным выяснением всех обстоятельств спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержаны в судебном заседании представителем общества.
Управление в отзыве и заседании суда второй инстанции просило оставить жалобу без удовлетворения, судебное решение - без изменения, как законное и обоснованное.
Третье лицо участия не принимало, отзыв не представило.
Судебное разбирательство откладывалось.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом дополнений от 17.12.2015 и отзыва на нее, заслушав участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 21.06.2013 на воздушном судне Boeing 757-200 VP-BFG выполнялся рейс SYL-732 ОАО "Авиакомпания "Якутия" по маршруту Анадырь-Москва (Внуково).
Во время взлета из аэропорта Анадырь на малой высоте произошло попадание в двигатель воздушного судна птицы. Поскольку параметры двигателя находились в норме, судно продолжило набор высоты, сообщив диспетчеру о возможном столкновении с птицей, после чего попросило сообщить результаты осмотра взлетно-посадочной полосы.
Согласно выписке из радиообмена "диспетчер-экипаж" от 24.06.2013 диспетчер сообщил на борт информацию об обнаружении останков птицы на полосе. Командир воздушного судна принял решение продолжать рейс.
После посадки в аэропорту Внуково при осмотре воздушного судна обнаружены следы попадания птицы (пух и пятна крови) в двигатель N 1, но признаков повреждения двигателя не обнаружено. В связи с чем, в соответствии с объяснением, данным инспектором по безопасности полётов ОАО "Авиакомпания "Якутия" Бова А.Н., оповещение начальника государственной инспекции по безопасности полётов в аэропорту Внуково (Росавиация) о попадании в двигатель N 1 птицы и предварительном отсутствии последствий произведено устно, по служебному телефону.
Далее, при проведении бороскопии двигателя N 1 (инструментальный осмотр состояния тракта) обнаружены повреждения рабочих лопаток ротора компрессора высокого давления, восстановительный ремонт которого составил 1 343 056,97 долл.США.
Полагая, что произошедшее является авиационным инцидентом, авиакомпания 24.05.2015 обратилась в управление с просьбой организовать и провести расследование в установленном законом порядке.
Поскольку на 02.07.2015 расследование уполномоченным органом не организовано и не проведено, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Таким образом, данной нормой процессуального закона установлен срок давности для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Из материалов дела усматривается, что обществом оспаривается бездействие управления, выразившегося в не организации и не проведении расследования авиационного инцидента с воздушным судном Boeing 757-200 VP-BFG, выполнявшим рейс по маршруту Анадырь-Москва (Внуково).
Авиационное событие с данным воздушным судном, связанное с попаданием птицы в двигатель при взлете из аэропорта Анадырь, произошло 21.06.2013.
Факт повреждения двигателя установлен авиакомпанией 23.06.2013 при проведении бороскопии двигателя N 1, а также отражен в отчете по итогам служебного расследования общества.
22.07.2013 названный отчет по электронной почте направлен в Северо-Восточное МТУ, а 31.07.2013 - дополнительные пояснения по нему.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (далее - ПРАПИ-98) указано, что авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в Приложении N 1.
Согласно пункту 18 Приложения N 1 к данным правилам столкновение с птицами или другими объектами в полете, приведшее к повреждению элементов планера, двигателя или нарушения режима его работы, является авиационным инцидентом, подлежащим обязательному расследованию с представителями Федеральной авиационной службы и ее региональными органами.
На основании пункта 3.1.1 ПРАПИ-98 расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента.
Общий срок расследования авиационного происшествия не должен превышать 10 суток.
Материалами дела подтверждено, что в июле 2013 года авиакомпания обратилась в управление, направив отчет служебного расследования. Однако соответствующей информации о совершении уполномоченным органом действий, предписанных ПРАПИ-98, не получило.
Следовательно, вывод арбитражного суда, что уже в августе 2013 года авиакомпании стало известно о нарушении ее прав, признается обоснованным.
Надлежащую правовую оценку первой инстанции получила ссылка общества на то, что об имевшем место неправомерном бездействии со стороны Северо-Восточное МТУ ОАО "Авиакомпания "Якутия" узнала лишь после неполучения ответа на свое письмо от 23.05.2015, адресованное управлению. При этом обоснованно суд расценил это как возможность продления срока на обжалование спорного бездействия, имевшего место в 2013 году.
При таких обстоятельствах, вывод о том, что со стороны заявителя по делу имел место пропуск срока на обращение в арбитражный суд, признается обоснованным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что срок формирования комиссии по расследованию инцидента не установлен, следовательно, нельзя согласиться с выводом о несоблюдении срока на обращение за судебной защитой, отклоняется апелляционным судом.
Действительно, пунктом 3.1.1 ПРАПИ-98 не предусмотрен такой срок. Вместе с тем, как указывалось выше, данной нормой предусмотрен общий срок расследования авиационного происшествия, который не должен превышать 10 суток.
Поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы все материалы дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 15.10.2015 по делу N А37-1328/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Авиакомпания "Якутия" излишне уплаченную по платежному поручению от 22.10.2015 N 877 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1328/2015
Истец: ОАО "Авиакомпания "Якутия"
Ответчик: Северо-Восточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агенства воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-984/16
27.04.2016 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1328/15
26.01.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6579/15
19.01.2016 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1328/15
15.10.2015 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1328/15