город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2016 г. |
дело N А32-40445/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Герасименко А.Н.
судей Сулименко Н.В., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Краснодарскому краю: представитель Грецкая А.С. по доверенности от 06.08.2015, от открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб": директор Карпов И.М. лично
от открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб": представитель Шубный Н.И. по доверенности от 20.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 по делу N А32-40445/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Краснодарскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Краснодарскому краю, о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю от 15.08.2014 N 10246 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 13.10.2014 N 21-12-945.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" обжаловало решение суда первой инстанции от 24.09.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило его отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела. По мнению заявителя жалобы, общество выполнило свои обязанности по определению налоговой базы, в целях соблюдения действующего земельного законодательства, во исполнение решения арбитражного суда от 14.04.2014 (оставленного без изменений постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2014), представило в налоговый орган налоговую декларацию без занижения стоимости земельных участков. Нарушений пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391 НК РФ заявителем не допущено, в связи с чем, общество не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 по делу N А32-40445/2014 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" зарегистрировано в качестве юридического лица за ИНН 2341007458, ОГРН 1022304292394.
Открытому акционерному обществу "Ленинградскагропромснаб" принадлежат на праве собственности земельные участки под кадастровыми номерами: 23:19:0106367:15; 23:19:0106367:16; 23:19:0106367:17.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2009 серии 23-АЕ N 754555 обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:19:0106367:15, площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская, ул. Производственная, 7.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.12.2008 серии 23-АЕ N 296715 обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:19:0106367:16, площадью 4 400 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская, ул. Производственная, 7. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.12.2008 серии 23-АЕ N 296716 обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:19:0106367:17, площадью 56 300 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская, ул. Производственная, 7.
Согласно свидетельству о регистрации права земельные участки отнесены по категории земли к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности (земли промышленности).
Общество 22.01.2014 года представило первичные декларации по земельному налогу, согласно которым Обществом исчислен налог исчислен из следующей кадастровой стоимости:
- 23:19:0106367:15 составила 27 220 рублей;
- 23:19:0106367:16 составила 115 186 рублей;
- 23:19:0106367:17 составила 1 476 186 рублей.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки декларации общества по земельному налогу за 2013 год инспекция составила акт камеральной налоговой проверки от 05.05.2014 N 10001.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, материалы проверки, возражения общества, а также материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекция приняла решение от 15.08.2014 N 10246 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому, обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 831 726 рублей, начислены пени в размере 24 648 рублей 23 копеек. Кроме того, общество привлечено к ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 83 145 рублей штрафа.
Не согласившись с решением от 15.08.2014 N 10246 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, общество обратилось с апелляционной жалобой в управление.
Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 13.10.2014 N 21-12-945 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением инспекции от 15.08.2014 N 10246 и решением управления от 13.10.2014 N 21-12-945, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что при проведении камеральной налоговой проверки и принятии решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией соблюдены права налогоплательщика, оснований для признания оспоренных решений налоговых органов недействительными на основании пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Кодекса).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 1 данных Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из приведенных норм следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, за исключением случаев, если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекс).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" установлен средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель указанной категории. Согласно приложению N 2 к данному Постановлению кадастровая стоимость одного квадратного метра земель промышленности 2-й группы в Ленинградском районе составляет 947,72 рублей.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730 опубликовано в полном объеме 03.09.2009 в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов Краснодарского края - газете "Кубанские новости" N 148, вступило в силу 14.09.2009 и действовало в 2013 году.
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2008.
По состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- 23:19:0106367:15 составила 947 720 рублей;
- 23:19:0106367:16 составила 4 169 968 рублей;
- 23:19:0106367:17 составила 53 356 636 рублей.
Принимая во внимание, что указанная кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена вступившим в законную силу нормативным актом Краснодарского края; сведения о кадастровой стоимости, установленной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730, внесены в Государственный кадастр недвижимости, при исчислении земельного налога за 2013 год общество должно было применять кадастровую стоимость земельных участков, установленную указанным нормативным актом.
Несогласие с размером кадастровой стоимости земельных участков явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием определить кадастровую стоимость указанных земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Довод налогоплательщика о том, что земельный налог за 2013 год подлежал исчислению с учетом кадастровой стоимости земельных участков, которая указана в кадастровых паспортах, выданных 30.12.2008, не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а потому обоснованно отклонен судом первой инстанции с учетом ранее рассмотренного дела с аналогичными обстоятельствами А32-40446/2014.
Суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку доводу налогоплательщика о том, что при исчислении земельного налога за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу А32-21691/2013, и обоснованно отклонил его, приняв во внимание нижеследующее.
Согласно пункту 3 статьи 66 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Законом N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" включена глава III. 1 "Государственная кадастровая оценка".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11 и 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Ссылки общества на положения абзаца 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ, в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, подлежат отклонению поскольку Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ вступил в силу с 01.01.2015 (статья 5).
Судом апелляционной инстанции также учтено, что в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014 положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Данный Федеральный закон N 225-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вступил с момента его официального опубликования - 22.07.2014.
Из материалов дела следует, что несогласие с размером кадастровой стоимости земельных участков послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков, равной их рыночной стоимости в 2013 году.
Решением Арбитражного суда от 14.04.2014 по делу А32-21691/2013, оставленным в силе постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014, по состоянию на 01.01.2008 определена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости с кадастровыми номерами:
- 23:19:0106367:15 в размере 54 000 рублей;
- 23:19:0106367:16 в размере 236 000 рублей;
- 23:19:0106367:17 в размере 3 020 000 рублей.
В рассматриваемом случае заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка было подано и рассмотрено до вступления в силу указанного федерального закона, в виду того, что ч. 2 ст.176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Ввиду чего новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2014 по делу N А32-21691/2013 равная рыночной, не может служить налогооблагаемой базой за 2013 год.
Поскольку пункт 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ связывает применение положений данного закона с рассмотрением судом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а не с вступлением в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения этого заявления, то вступление в законную силу решения суда после 22.07.2014 г. правового значения не имеет, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении АС Поволжского округа от 15.12.2015 г. по делу N А12-42203/2014.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Вместе с тем п. 4 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Вышеприведенные нормативные акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, ввиду чего не имеют обратной силы.
Положения п. 4 ст. 5 НК РФ в рассматриваемом случае также неприменимы, поскольку вышеприведенные нормативные акты не содержат общих правил об обратной силе, а предусматривают специальные положения о порядке их применения, которые не распространяются на спорную ситуацию.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений изменение стоимости земельного участка решением суда в целях исчисления земельного налога, не может быть в данном случае учтено для целей налогообложения 2013 года.
Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решением суда по делу N А32-21691/2013 кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступивших в законную силу судебных актов и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, поэтому кадастровая стоимость спорных земельных не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2013 год.
Таким образом, налоговым органом обоснованно применены положения Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730 при исчислении земельного налога за 2013 год.
Довод подателя апелляционной жалобы о необходимости применения выводов для целей рассмотрения данного спора, изложенных в определении ВС РФ от 15.12.2015 г. N 303-ЭС15-9343 не принимается судом апелляционной инстанции, так как в указанном деле, заявление истца об изменении кадастровой стоимости на момент вступления в законную силу федерального закона N 225-ФЗ рассмотрено не было.
Общество заявило довод о том, что налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности за неуплату земельного налога на основании статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает заявленный довод необоснованным, исходя из нижеследующего.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, являются обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождают последнего от налоговой ответственности.
Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, могут быть иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
В качестве обстоятельства, исключающего его ответственность, общество указывает на правовую неопределенность в вопросе о том, с какого момента в целях исчисления земельного налога применяется кадастровая стоимость, установленная решением суда в размере рыночной стоимости земельного участка.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для применения статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации. Из обстоятельств дела следует, что доначисление земельного налога за 2013 год не было обусловлено применением кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением арбитражного суда. Земельный налог доначислен и применены налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в связи с тем, что при исчислении земельного налога по первичным налоговым декларациям за 2013 год налогоплательщик применил неактуальную кадастровую стоимость земельного участка, которая была установлена утратившим законную силу нормативным актом.
Учитывая это обстоятельство, основания для освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату земельного налога отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что оспариваемое решение инспекции соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации.
В свою очередь, в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 13.10.2014 N 21-12-945 суд также считает необходимым отказать ввиду следующего.
Установление факта нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя, а также несоответствие его закону являются обязательными условиями для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным.
В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Как следует из материалов дела, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю от 15.08.2014 N 10246 оставлено без изменения оспариваемым решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 13.10.2014 N 21-12-945, а жалобы общества - без удовлетворения.
Таким образом, управлением не принимались новые решения, которыми бы нарушались права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагались на него какие-либо обязанности, создавались иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания, по которым общество просило признать недействительным оспариваемое решение управления, и доводы, приводимые им, сводились к несогласию с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю от 15.08.2014 N 10246.
Таким образом, у суда не имеется оснований для признания недействительным оспариваемого решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 13.10.2014 N 21-12-945.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2014 по делу N А50-2763/2013, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 по делу N А32-35254/2012, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2015 по делу N А32-40446/14.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы, ответчиком уплачена государственная пошлина по платежному поручению N 422 от 25.09.2015 г. в размере 3000 руб.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с пп. 3 п.1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций размер государственной пошлины составляет 3 000 рублей.
Таким образом, апелляционные жалобы на решение арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, поданные с 01.01.2015, оплачиваются госпошлиной в размере 1500 рублей.
С учетом изложенного ОАО "Ленинградскагропромснаб" из федерального бюджета надлежит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2015 по делу N А32-40445/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ленинградскагропромснаб" из федерального бюджета (ИНН 2341007458) 1500 рублей излишне уплаченной по платежному поручению N 997 от 26.10.2015 г. государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40445/2014
Истец: ОАО "Ленинградскагропромснаб", ОАО Ленинградскагропромснаб
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФНС по КК