г. Ессентуки |
|
10 февраля 2016 г. |
Дело N А63-4292/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2015 по делу N А63-4292/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича, ст. Лысогорская, ОГРНИП 315265100005031, к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, г. Георгиевск, ОГРН 1042600074472, администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, п. Новоульяновский, ОГРН 1022601172549, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) Юрковский Евгений Анатольевич, г. Георгиевск, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сопин Юрий Владимирович, г. Георгиевск, о признании незаконным отказа от 27 февраля 2015 года администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края в части отказа в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Сергеевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7; об обязании администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Сергеевичу подписанного проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7 (судья Жирнова С.Л.), при участии в судебном заседании: от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича - Галкиной О.И., доверенность от 01.02.2016; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Александр Сергеевич (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, г. Георгиевск (далее - администрация района) о признании незаконным отказа от 27.02.2015 администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края в части отказа в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Сергеевичу в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства" площадью 4 784 000 кв.м, с кадастровым номером 26:25:030702:7, местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, участок находится примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от п. Новоульяновский; об обязании администрацию Ульяновского муниципального образования Георгиевского района Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Сергеевичу (ОГРНИП 315265100005031) подписанного проекта договора аренды сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства" площадью 4 784 000 кв. м, с кадастровым номером 26:25:030702:7, местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, участок находится примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от п. Новоульяновский (уточненные требования).
В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. Определением арбитражного суда от 28.09.2015 к рассмотрению приняты уточненные требования в окончательном варианте, рассматриваемые судом по существу.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края (администрация сельсовета). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) Юрковский Евгений Анатольевич и индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сопин Юрий Владимирович.
Решением суда от 06.11.2015 в заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и создает препятствия для осуществления главой КФХ экономической деятельности.
Администрация района, направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя истца и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках дела N А63-10197/2014 на основании постановления главы администрации Георгиевского муниципального района от 27.03.2006 N 93 между администрацией района (арендодатель) и крестьянским хозяйством "Зевс" в лице главы Сопина В.В. (арендатор) заключен договор N 54 от 27.03.2006 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 482,7 га с кадастровым номером 26:25:030702:0007, расположенный (имеющего адресные ориентиры) примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Новоульяновский, расположенного за пределами участка, Ставропольский край, Георгиевский район, для использования в целях сельскохозяйственного производства (далее - договор).
По акту приема-передачи от 16.08.2006 земельный участок передан арендатору.
Пунктом 2.1 договора срок аренды установлен по 31.05.2015.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.11.2006 за номером 26-26-25/014/2006-349.
В 2008 году в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности КХ "Зевс" в связи с регистрацией главы КФХ Сопина В.В. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с этим соглашением от 01.03.2009 в договор внесены изменения в наименование арендатора, которое изменено на индивидуального предпринимателя главу крестьянского хозяйства Сопина Владимира Владимировича.
Кроме того данным соглашением пункт 3.2 договора изложен в новой редакции, предусматривающей внесение арендной платы за каждый квартал вперед до 10 числа третьего месяца соответствующего квартала соответствующего года в полном объеме.
Соглашение от 01.03.2009 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав 10.03.2010 за номером 26-26-08/010/2010-568.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2014 по делу N А63-10197/2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2015 года с главы КФХ Сопина В.В. в пользу администрации района взыскано 183 285 рублей 83 копейки задолженности по арендной пате, а также расторгнут договор аренды земельного участка N 54 от 27.03.2006 площадью 482,7 га с кадастровым номером 26:25:030702:0007.
25.02.2015 глава КФХ Иванов А.С. обратился с заявлением в администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:2:030702:7, для сельскохозяйственного производства. Указанное заявление поступило в администрацию района 27.02.2015, что подтверждается входящим штампом, при этом никакие документы кроме кадастрового паспорта к заявлению приложены не были (т. 1, л.д. 13).
27.02.2015 администрация района письмом N 02/742 отказала главе КФХ в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что предоставление испрашиваемых земельных участков возможно после проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Посчитав выраженный в письме от 27.02.2015 N 02/742 администрации района отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, глава КФХ обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. При этом статья 12 Закона о фермерском хозяйстве не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении специальным субъектам (фермерам) земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлена возможность осуществления передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в установленном ЗК РФ порядке в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В целях обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления управления и распоряжения находящимися в их ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления статьей 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений на указанные органы возложены обязанности по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, по уполномочиванию на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специального органа, а также по обеспечению подготовки информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременной публикации.
Установленный названной нормой порядок включает в себя подачу заинтересованным в предоставлении земельного участка в аренду заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее -уполномоченный орган), утверждение и выдачу органом местного самоуправления заявителю подготовленной с учетом зонирования территорий схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в аренду и заключение соответствующего договора с заявителем.
Таким образом, по общему правилу предоставлению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения должна предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременная публикация.
Исключением является предоставление земельных участков специальным субъектам.
Статья 81 ЗК РФ определяет, что гражданам, изъявившим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 данного Закона (пункт 2 названной статьи в редакции, действовавшей в спорный период).
Таким образом, не всякое заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения является заявлением, поданным в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ, и основанием для проведения специальной процедуры, предусмотренной названной статьей.
Заявление, не соответствующее вышеназванным требованиям, не может являться основанием для предоставления участка в аренду с использованием специального порядка, в частности без обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявление главы КФХ Иванова А.С. от 25.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7 не соответствуют требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ, поскольку не содержат обоснование размеров испрашиваемого земельного участка, к ним не приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства и иные документы, предусмотренные нормами действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с договором аренды земель сельскохозяйственного назначения N 54 от 27.03.2006 и дополнительным соглашением к нему от 01.03.2009 земельный участок общей площадью 482,7 га с кадастровым номером 26:25:030702:0007 был передан главе КФХ Сопину В.В. в аренду на 10 лет, по 31.05.2015.
Названный договор и соглашение к нему были зарегистрированы в установленном законом порядке. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2014 по делу N А63-10197/2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2015 года договор аренды земельного участка N 54 от 27.03.2006 площадью 482,7 га с кадастровым номером 26:25:030702:0007 был расторгнут. Указанное решение вступило в законную силу 10 марта 2015 года.
Таким образом, на момент обращения главы КФХ Иванова А.С. в администрацию района (25.02.2015) земельный участок с кадастровым номером 26:25:030702:7 находился в аренде у главы КФХ Сопина В.В., и администрация района не могла им распорядиться.
Также с 01.03.2015 вступила в действие новая редакция ЗК РФ, а так же внесен ряд изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
На сегодняшний день порядок предоставления земельных участков в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности регламентирован статьей 39.18 ЗК РФ, предусматривающий выставление земельных участков на торги.
Согласно статье 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Земельный участок с кадастровым номером 26:2:030702:7 находится на территории Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, в связи с чем право распоряжения этим участком принадлежит администрации сельсовета.
Доказательств обращения в администрацию сельсовета с заявление о предоставлении спорного участка в аренду глава КФХ Иванов А.С. не представлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску относится заявителя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2015 по делу N А63-4292/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4292/2015
Истец: Иванов Александр Сергеевич
Ответчик: Администрация Георгиевского муниципального района СК, Администрация Георгиевского муниципального района Ставропльский край
Третье лицо: ИП глава КФХ Сопин Юрий Владимирович, ИП глава КФХ Юрковский Евгений Анатольевич, Каракай Ирина Тимофеевна, Крестьянско-фермерское хозяйство "Сопин В. В. ", КФХ "Сопин В. В.", администрация Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, КХ "Пирит"