г. Тула |
|
3 февраля 2016 г. |
Дело N А09-10357/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии в судебном заседании, проводимом до перерыва путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, представителя заявителя - частного образовательного учреждения дополнительного образования "Брасовская техническая школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" рп. Локоть Брасовского района Брянской области, ОГРН 1023200002242, ИНН 3206000377) - Нелюбина Е.Э. (доверенность от 02.09.2015), представителя заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3207012270, ОГРН 1043268499999) - Головина В.Н. (доверенность от 01.06.2015 N 03-48/21), в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Брасовского района Брянской области, в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц после перерыва, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2015 по делу N А09-10357/2015, установил следующее.
Частное образовательное учреждение дополнительного образования "Брасовская техническая школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Брянской области (далее - Инспекция) от 10.06.2015 N 52621 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Также заявитель просит обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением суда от 15.10.2015 требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заинтересованное лицо указывает, что до внесения в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о прекращения права учреждения плательщиком земельного налога является заявитель.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со сведениями, полученными Инспекцией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области учреждению в период с 08.11.2001 по 03.12.2014 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 32:01:280632:0002, расположенный по адресу: Брянская область, Брасовский район, рп. Локоть, ул. Гагарина, д. 5.
Инспекцией были направлены учреждению письма о предоставлении декларации по земельному налогу за 2013 год, в ответ на которые последнее представило пояснения с приложением постановления администрации Брасовского района Брянской области от 17.08.2007 N 190 о прекращении права постоянного пользования земельным участком с кадастровым номером 32:01:280632:0002 в связи с добровольным отказом.
В связи с непредоставлением учреждением налоговой декларации по земельному налогу Инспекцией было принято решение от 10.06.2015 N 52621 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Полагая, что принятое Инспекцией решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при отсутствии в ЕГРП записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком учреждение являлось плательщиком земельного налога в том случае, если бы оно не было арендатором земельного участка и не уплачивало арендные платежи.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При этом порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом статьи 388 НК РФ.
Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В пункте 1 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.11.2001 Брасовской автомобильной школе Брянского областного Совета российской оборонной спортивно-технической организации на основании распоряжения администрации п. Локоть Брасовского района Брянской области от 005.09.2001 N 223 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 64 249 кв. м с кадастровым номером 32:01:2806:32:0002 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: рп. Локоть, ул. Гагарина, 5.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что учреждение является правопреемником Брасовской автомобильной школы Брянского областного Совета российской оборонной спортивно-технической организации.
Постановлением администрации Брасовского района Брянской области от 21.08.2007 N 190 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок площадью 64 249 кв. м с кадастровым номером 32:01:2806:32:0002 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: рп. Локоть, ул. Гагарина, 5, в связи с добровольным отказом. В ЕГРП прекращение права учреждением зарегистрировано не было.
Учреждению в аренду для эксплуатации здания автошколы предоставлен земельный участок общей площадью 17 903 кв. м в границах, указанных в прилагаемом проекте границ земельного участка, сроком на 364 дня.
Договорами от 26.07.2007 N 66 (площадь участка 17 903 кв. м), от 31.01.2008 N 6 (площадь участка 17 903 кв. м), от 22.02.2013 N 29 (площадь участка 10 977 кв. м) учреждению передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:01:280632:0009, расположенный по адресу рп. Локоть, ул. Гагарина, 20 а.
Двадцатым арбитражным апелляционный судом 30.12.2016 у филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области была запрошена информация относительно земельных участков с кадастровыми номерами 32:01:280632:0002 и 32:01:280632:0009, а именно: был ли образован участок 32:01:280632:0009 из участка 32:01:280632:0002 или он является соседним по отношению к нему.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 32:01:280632:0009 (равнозначен земельному участку с кадастровым номером 32:01:280632:9, адрес: рп. Локоть, ул. Гагарина, 20 а) не был образован из земельного участка с кадастровым номером 32:01:280632:2 равнозначен земельному участку с кадастровым номером 32:01:280632:0002, адрес: рп. Локоть, ул. Гагарина, 5).
Из приведенных обстоятельств следует, что предоставление учреждению в аренду земельного участка 32:01:280632:0009, и внесение за него арендной платы, не может освобождать учреждение от уплаты земельного налога за участок с кадастровым номером 32:01:280632:0002 до дня внесения в реестр записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного принятое Инспекцией решение является законным, в связи с чем суду первой инстанции надлежало отказать учреждению в удовлетворении требований о признании его недействительным.
Ходатайств о проведении землеустроительной экспертизы ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций не заявлялось.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования общества оставлению без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2015 по делу N А09-10357/2015 отменить.
В удовлетворении требований частного образовательного учреждения дополнительного образования "Брасовская техническая школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Брянской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 10.06.2015 N 52621, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10357/2015
Истец: ЧОУ ДО Брасовская ТШ ДОСААФ России
Ответчик: МИФНС РФ N 5 по Брянской области
Третье лицо: Администрация Брасовского района Брянской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии" по Брянской обл.