г. Москва |
|
15 февраля 2016 г. |
Дело N А41-45121/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 го.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области - Гусева М.Н., по доверенности от 11 января 2016 года N 7,
от Акционерного общества "Каширский молл" - Елисеева М.А., по доверенности от 13 июля 2015 года N 24; Абрамов А.В., по доверенности от 10 марта 2015 года; Байкова О.С., по доверенности от 11. марта 2015 года N 10, Коневский А.В., по доверенности от 10 марта 2015 года, Абрамов А.В., по доверенности от 10 марта 2015 года,
от третьего лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московской области N 14- представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 года по делу N А41-45121/14, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Акционерного общества "Каширский молл" об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Московской области и обязании устранить допущенные нарушения, третье лицо - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России по Московской области N 14,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" (далее - АО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 подлежащим включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Минимущества от 20 декабря 2013 года N 1631);
- признать бездействие Минимущества, выраженное во невключении нежилого помещения в кадастровым номером 50:21:0000000:28262 в печень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Минимущества от 20 декабря 2013 года N 1631) незаконным с 20 декабря 2013 года;
- обязать Минимущество включить нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:00000000:28262 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Минимущества от 20 декабря 2013 года N 1631), направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, и разместить его на официальном сайте Минимущества в сети Интернет;
- признать бездействие Минимущества, выраженное в непредставлении ответа на письмо ЗАО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" от 12 мая 2014 года N 141, незаконным и обязать Минимущества дать ЗАО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 года N 141 вопросов (л.д. 71 т. 2).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России по Московской области N 14 (далее - МРИФНС N 14).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 года, требования общества были удовлетворены частично, а именно: признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в непредставлении ответа на письмо ЗАО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" от 12 мая 2014 года N 141, и на Министерство имущественных отношений Московской области возложена обязанность дать ЗАО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 года N 141 вопросов; в остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При этом судом кассационной инстанции было указано, что при новом рассмотрении суду надлежит учесть, что на дату определения 20 декабря 2013 года Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорное помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 было учтено в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера 10 декабря 2012 года, и сведения о его кадастровой стоимости внесены 19 ноября 2013 года в ГКН в установленном законе порядке, и что Распоряжение Минимущества от 20 декабря 2013 года N 1631, определившее Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость не отвечает критериям нормативного правового акта, с учетом этого дать надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным с 20 декабря 2013 года бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное во в не включении нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенных Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631. Министерство имущественных отношений Московской области обязано включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенных Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, направить измененный Перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения указанного нежилого помещения и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети Интернет. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в непредставлении ответа на письмо ЗАО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" от 12 мая 2014 года N 141. Министерство имущественных отношений Московской области обязано дать АО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 года N 141 вопросов. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Минимущество МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от МРИФНС N 14 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя МРИ ФНС N 14, извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжением Минимущества от 20 декабря 2013 года N 1631 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Заявитель, являясь правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, общей площадью 382 049, 7 кв.м., этаж 01, 02, 03, -1, -2, с местонахождением объекта: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, пос. совхоза им. Ленина, 24 км, МКАД, владение 1, о чем в ЕГРП 21 января 2013 года сделана запись регистрации N 50-50-21/143/2012-169, считает, что указанный объект подлежал включению в указанный Перечень.
В этой связи общество 12 мая 2014 года за исх. 141 направило в Минимущество обращение, в котором просило внести исправление в Перечень и включить в него:
- помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262;
- помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28261;
- и исключить из Перечня помещения с кадастровыми номерами 50:21:0000000:12808, 50:21:0000000:11148, 50:21:0000000:11149, 50:21:000000:11150, 50:21:0000000:637, 50:21:0040112:1873, т.к. они не являются составной частью помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, т.к. это приведет к двойному налогообложению.
Ссылаясь на бездействие Минимущества по указанному выше обращению, АО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В то же время суд не нашел оснований для удовлетворения требований общества о признании зданий подлежащими включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку данный способ защиты нарушенного права при рассмотрении дел в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не предусмотрен.
Арбитражный апелляционный суд согласен с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании указанных норм права Минимуществом МО, как органом центральной исполнительной государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно - земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области, издано распоряжение от 20 декабря 2013 года N 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
При рассмотрении спора судом установлено, что общество является собственником нежилого помещения общей площадью 382 049,7 кв.м. с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 (условный номер 50-50-21/143/2012-169), расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, пос. совхоза им. Ленина, 24 км МКАД, владение 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2013 года серии 50-AДN N 151887.
Указанное помещение является частью здания торгово-развлекательного комплекса "VEGAS" с кадастровым номером 50:21:0000000:4914, которое включает в себя, помимо названного, помещение площадью 5878,6 кв.м. с кадастровым номером 50:21:0000000:28261, также находящееся в собственности Общества.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРП, кадастровым паспортом на помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:2826, подтверждено, соответствие его требованиям, предусмотренным подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
По мнению налогового органа, спорное помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, также удовлетворяет условиям отнесения к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (л.д. 234 -236 т.2).
Вместе с тем, сведения о наличии его в Перечне объектов, утвержденных Распоряжением Минимуществом Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 материалы дела не содержат.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств и отражено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2015 года по настоящему делу, сведения о кадастровой стоимости спорного помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 внесены в ГКН 19 ноября 2013 года. Данное подтверждается письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 июля 2014 года N 15-00964/14, согласно которому, объект недвижимости с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 учтен в государственном кадастре недвижимости 10 декабря 2012 года со следующими характеристиками: вид объекта - помещение, назначение - нежилое, площадь - 382 049, 7 кв.м.; кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки (по состоянию на 01 августа 2012 года) и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, на основе результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства от 18 апреля 2013 года N 476 (л.д. 20 т. 2).
Следовательно, на дату определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (20 декабря 2013 года) спорное помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 было учтено (10 декабря 2012 года) в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера, и наличием сведений о его кадастровой стоимости с 19 ноября 2013 года.
Таким образом, помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Минимущества Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631.
Согласно, пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, не включенные в Перечень по состоянию на 01 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Как правильно установлено судом, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Минимущества от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559, не содержит сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, что указывает на нарушение прав общества, подлежащих защите и восстановлению в судебном порядке.
Апелляционный суд также не может согласиться с доводами министерства об отсутствии возможности восстановить нарушенные права общества ввиду того, что распоряжение от 20 декабря 2013 года N 1631 является нормативным правовым актом.
Спорный Перечень по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку пункты данного перечня относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего данный акт рассчитан на однократное применение.
Внесение изменений в ненормативные правовые акты законодательно не запрещено, а в случае с дополнением и (или) изменением Перечня такая возможность допускается самим Минимуществом МО, о чем свидетельствуют Распоряжения Минмособлимущества от 10 февраля 2015 года N 12ВР-130, от 02 июля 2015 года N 12ВР-1057, от 13 апреля 2015 года N 12ВР-577.
Кроме того, в настоящем случае обязанность по внесению изменений возлагается на государственный орган судом, что исключает административную процедуру принятия решений о дополнении перечня, в том числе, необходимость применения положений пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
Довод министерства о том, что оспариваем бездействием не нарушены права общества, поскольку его положение не ухудшается в силу того, что и в предыдущий налоговый период оно платило налог, исходя из остаточной стоимости зданий, апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
Согласно представленным обществом документам, остаточная стоимость зданий значительно превышает его кадастровую стоимость, в связи с чем уплата налога, исчисляемого по данным кадастровой стоимости, улучшает положение общества как собственника объектов и плательщика налогов. Соответственно, не включение их в рассматриваемый перечень повлечет уплату налога в спорный налоговый период в большем размере, что ухудшает положение налогоплательщика.
В то же время суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований общества о признании зданий подлежащими включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку данный способ защиты нарушенного права при рассмотрении дел в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не предусмотрен.
При этом также апелляционный суд принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N N А41-17527/15, N А41-17532/15, А41-17661).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 года по делу N А41-45121/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45121/2014
Истец: ЗАО "Каширский молл"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: МИ ФНС России по Московской области N14, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8290/15
15.02.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14342/15
13.10.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45121/14
21.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8290/15
30.04.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1957/15
18.02.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45121/14