г. Самара |
|
12 февраля 2016 г. |
Дело N А65-22842/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т. и Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.
с участием:
от заявителя - Ахметов Р.М. (доверенность 18.06.2015),
от ответчика - Ахмадиева Н.Р. (доверенность 04.02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 года по делу N А65-22842/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Имашева Максима Рафиковича, г.Набережные Челны
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны,
о признании недействительным решения N 2482 от 07.07.2015 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Имашев Максим Рафикович обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны Республики Татарстан, в котором с учетом уточнения, просил признать недействительным решение N 2482 от 07.07.2015 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 года по делу N А65-22842/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой вынесено решение N 2482 от 07.07.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 2 266 080 руб. и пени в размере 184 126 руб. 85 коп. Кроме этого, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 453 216 руб.
Как следует из материалов дела, заявителю в спорный период на праве долевой собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны. В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 269 721 руб., исходя из кадастровой стоимости участков, установленной вступившим в законную силу Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013.
Указанным Постановлением апелляционной инстанции определена следующая кадастровая стоимость земельных участков, долевым собственником которых в спорный период являлся заявитель:
- земельного участка с кадастровым номером 6:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:100, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 093 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:106, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 097 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:44, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 552 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:103, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 367 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:102, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 370 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:101, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 427 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:105, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 245 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:99, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 357 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:98, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 431 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:97, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 4 938 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:45, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 164 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:109, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 454 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:46, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 5 949 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:107, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 8 871 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:52, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 11 316 000 руб.
Однако, оспариваемым решением инспекции, налог исчислен в общей сумме 2 535 801 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 25.08.2015 N 2.14-0-19/01758ЗГ@ решение N 2482 от 07.07.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
При этом, положения главы 31 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) не содержат норм, регулирующих порядок исчисления земельного налога в случае, если налогооблагаемая база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости, равно как и норм, запрещающих в этом случае исчисление налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода, на что указано, в частности, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7701/12 от 06.11.2012.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Вместе с тем, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае материалами дела подтверждается, что Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2014 года по делу N А65-14963/2013 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52 с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Постановление суда апелляционной инстанции по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2014 года внесена в кадастр 17.09.2014 г., что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 16.04.2015 N 6627-13.
Поскольку установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, установленная Постановлением апелляционной инстанции стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении заявителем земельного налога с начала налогового периода.
Следовательно, размер земельного налога за 2014 год, подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиком по земельным участкам, долевым собственником которых является заявитель (1/3 доли), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2014 года по делу N А65-14963/2013, составляет в общей сумме 269 721 руб., в том числе:
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:100 - 7 674 рубля (2 093 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:106 - 7 689 рублей (2 097 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:44 - 9 357 рублей (2 552 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:103 - 12 346 рублей (3 367 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:102 - 12 357 рублей (3 370 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:101- 12 566 рублей (3 427 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:105 - 15 565 рублей (4 245 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:99 - 15 976 рублей (4 357 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:98 - 16 247 рублей (4 431 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:97 - 18 106 рублей (4 938 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:45 - 18 935 рублей (5 164 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:104 - 7 073 рубля (1 929 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:109 - 19 998 рублей (5 454 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:46 - 21 813 рублей (5 949 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:107 - 32 527 рублей (8 871 000 руб. х 1,1 % :3);
- по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090205:52 - 41 492 рублей (11 316 000 руб. х 1,1 % :3).
Таким образом, произведенное ответчиком доначисление земельного налога за 2014 год и соответствующих налоговых платежей суд первой инстанции правомерно признал необоснованным, противоречащим позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума N 28 от 30.06.2015 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение является незаконным.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 года по делу N А65-22842/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22842/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2017 г. N Ф06-18438/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Имашев Максим Рафикович ,г.Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральная налоговая Служба по г. Набережные Челны , г. Набережные Челны
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (Управление Росреестра по РТ), г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18438/17
01.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14851/16
13.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22842/15
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8039/16
12.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18489/15
16.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22842/15