Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2017 г. N Ф01-466/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А17-4504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 по делу N А17-4504/2016, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17" (ИНН: 3702137523, ОГРН: 1033700073472)
к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании недействительным решения от 15.03.2016 N 857,
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17" (далее - МБОУ "Средняя школа N 17", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 15.03.2016 N 857 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 заявленные требования МБОУ "Средняя школа N 17" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд, считает, что в указанных статьях установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, в которых такой вид выплат, как единовременное пособие молодым специалистам не указан.
Фонд указывает, что спорные выплаты не являются государственным пособием, так как установлены законодательством городского округа Иваново, а не федеральным законодательством. Кроме того, целью выплат является компенсация расходов специалистов на повышение квалификации, между тем страхователь доказательств того, что специалисты несли такие расходы, не представил.
В отзыве на апелляционную жалобу МБОУ "Средняя школа N 17" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, Учреждение явку своего представителя в судебное заседании не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка в отношении МБОУ "Средняя школа N 17" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. В ходе проверки Фондом установлено, что МБОУ "Средняя школа N 17" в проверяемом периоде не уплатило страховые взносы с сумм, выплаченных пособий молодым специалистам.
Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2016 N 10 (л.д. 30-33).
15.03.2016 Фондом вынесено решение N 857 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением Учреждению предложено уплатить пени в сумме 19 рублей 52 копеек (л.д. 26-29).
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области, руководствовался положениями Закона N 125-ФЗ, статьями 15, 16, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Однако наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Согласно пункту 1 статьи 20.2 данного Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, распоряжением Администрации города Иванова от 19.06.2009 N 253р "О долгосрочных целевых программах", в целях привлечения в учреждения социальной сферы города Иванова талантливой и квалифицированной молодежи, повышения престижа труда работников муниципальных учреждений социальной сферы, Постановлением Администрации г.Иванова от 12.10.2012 N 2261 утверждена долгосрочная целевая программа "Поддержка молодых специалистов муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова в 2013 - 2015 годах".
Согласно указанной Программы поддержка молодых специалистов осуществляется в том числе в виде единовременных муниципальных выплат компенсационного характера (по окончании первого года работы - 10,0 тыс. рублей, по окончании второго года работы - 15,0 тыс. рублей, по окончании третьего года работы - 20,0 тыс. рублей) с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов.
Программой установлено, что ежемесячные и единовременные выплаты компенсационного характера осуществляются учреждением без предъявления работником документов, подтверждающих его расходы на повышение квалификации.
На основании статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой в целях привлечения в муниципальные учреждения социальной сферы города Иванова талантливой и квалифицированной молодежи, повышения престижа труда работников социальной сферы принято решение от 26.12.2012 N 523 "О компенсационных выплатах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, повышение квалификации молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова" о предоставлении молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова компенсационных выплат, в том числе, на повышение квалификации указанной категории специалистов в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных Администрацией города Иванова.
Постановлением Администрации города Иванова 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий" на 2014 - 2018 годы.
Согласно специальной подпрограммы "Поддержка молодых специалистов" Программа поддержки молодых специалистов осуществляется, в том числе, в форме предоставления единовременных муниципальных выплат компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов. Выплаты производятся по окончании первого года работы - 10,0 тыс. рублей, по окончании второго года работы - 15,0 тыс. рублей, по окончании третьего года работы - 20,0 тыс. рублей.
Единовременная муниципальная выплата компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов является мерой социальной поддержки.
При этом условия выплат установлены в приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка молодых специалистов", данная выплата осуществляется не всем без исключения работникам, а только тем молодым специалистам, которые соответствуют определенным специальной подпрограммой требованиям, в пункте 6 указано, что муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются без предъявления документов подтверждающих расходы на повышение квалификации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Материалами дела подтверждается, судом первой инстанции установлено и не оспаривается Фондом, что спорные выплаты Учреждение производило на основании Постановления Администрации города Иванова от 12.10.2012 N 2261 и Постановления Администрации города Иванова 30.10.2013 N 2370.
Таким образом, основанием данной выплаты является не трудовой договор, а нормативный акт исполнительного органа субъекта РФ, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Учреждения и не включены в систему оплаты труда, поэтому выплаты молодым специалистам не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств иного правового статуса произведенных Учреждением спорных выплат Фондом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ивановской области правомерно признал недействительным решение Фонда от 15.03.2016 N 857.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 28.09.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 по делу N А17-4504/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4504/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2017 г. N Ф01-466/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17"
Ответчик: ГУ - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ