г. Томск |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А03-17002/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной,
судей: Т.В. Павлюк, Е.В. Афанасьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Солонешенского района Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 декабря 2015 года по делу N А03-17002/2015 (судья О.В. Трибуналова)
по заявлению Администрации Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края (ИНН 2273002530, ОГРН 1022201905989, с. Солонешное Алтайского края)
к Администрации Солонешенского района Алтайского края (ИНН 2273002674, ОГРН 1022201908651, с. Солонешное Алтайского края)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 14.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края (далее - заявитель, Администрация Солонешенского сельсовета) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к административной комиссии администрации Солонешенского района Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2015 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края от 10.09.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" (далее Закон N 46-ЗС).
Решением суда от 01.12.2015 заявленные Администрацией Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края требования удовлетворены: постановление Администрации Солонешенского района Алтайского края по делу об административном правонарушении от 14.08.2015 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу решением, административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.12.2015, постановление административной комиссии при Администрации Солонешенского района от 14.08.2015 оставить без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на наличие у административной комиссии администрации Солонешенского района Алтайского края полномочия для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 31.07.2015 про проведении рейдовых мероприятий на соблюдение правил благоустройства и содержания территории МО Солонешенский сельсовет Солонешенского района АК было установлено, что на Мемориальном комплексе войнам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945, принадлежащем на праве собственности МО Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края, расположенного по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное ул. Партизанская, 1 "б", а так же на прилегающей к указанному объекту территории находится мусор, а именно: пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, пустые пачки из под сигарет, окурки и т.д., чем нарушены пункты 4.1 и 4.3 раздела 4 Правил благоустройства и содержания МО Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края.
По факту выявленных нарушений 03.08.2015 начальником отдела ЖКХ администрации Солонешенского района составлен протокол об административном правонарушении.
14.08.2015 административной комиссией при администрации Солонешенского района вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении муниципального образования Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС, в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, администрация Солонешенского сельсовета обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС; вместе с тем пришел к выводу о том, что муниципальное образование Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края не может быть субъектом административной ответственности, административная комиссия при администрации Солонешенского района Алтайского края является органом, не уполномоченным на привлечение к административной ответственности за данное административное правонарушение, в связи с чем отменил оспариваемое постановление.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается выводом суда первой инстанции о наличии в действиях события административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Закон Алтайского края N 46-ЗС устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алтайского края (преамбула данного Закона).
В силу статьи 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС нарушение Правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушений выступают общественные отношения, возникающие в процессе выполнения работ и оказания услуг населению.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении предусмотренного порядка организации благоустройства городских округов и иных поселений.
Субъектом правонарушения выступает уполномоченное лицо, допустившее указанные нарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В силу пункта 4.1 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края (далее - Правила благоустройства), утвержденных решением Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края от 02.04.2012 N 23 физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, рекомендуется обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящих Правил и порядком сбора, вывоза отходов производства и потребления, утверждаемых органами местного самоуправления, а также постановлением администрации Солонешенского сельсовета от 25.10.2013 N 199 "Об утверждении порядка определения границ прилегающих территорий".
Организация сбора и вывоза мусора с иных территорий осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией.
В силу пункта 4.3 Правил благоустройства на территории муниципального образования Солонешенский сельсовет не рекомендуется накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Лицам, разместившим отходы производства и потребления в несанкционированных местах, рекомендуется за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок рекомендуется производить за счет лиц, обеспечивающих уборку данной территорий в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать, в том числе, рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (в том числе из жилых общественных зданий), уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Материалами дела подтверждается, что 31.07.2015 при проведении рейдовых мероприятий на соблюдение правил благоустройства и содержания территории МО Солонешенский сельсовет, должностными лицами администрации Солонешенского района Алтайского края на территории Мемориального комплекса войнам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945, расположенного по адресу Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Партизанская, 1 "б" и на прилегающей территории был обнаружен бытовой мусор и опавшая листва, чем нарушены пункты 4.1, 4.3 раздела 4 Правил благоустройства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, представленные в материалы дела доказательства (акт от 31.07.2015 с фототаблицами, протокол об административном правонарушении 03.08.2015, пояснения свидетелей), суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС.
Судом первой инстанции также установлено, что оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности муниципальное образование, которое ни в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Закона N 46-ЗС, ни Устава муниципального образования не может являться субъектом административной ответственности, соответственно в рассматриваемом случае административным органом не установлены все элементы состава административного правонарушения.
Поскольку недоказанность состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления административного органа от 14.08.2015 и его отмене на основании части 2 статьи 211 АПК РФ.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что привлечение к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства находится в компетенции должностных лиц муниципального образования Солонешенский сельсовет, поскольку указанные Правила благоустройства приняты решением совета народных депутатов МО Солонешенский сельсовет, следовательно, административная комиссия при администрации Солонешенского района Алтайского края является органом, не уполномоченным на привлечение к административной ответственности за данное административное правонарушение, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Алтайского края от 10.03.2009 N 12-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских, сельских поселений (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями:
1) по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законом Алтайского края от 10 июля 2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края";
2) по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Алтайского края от 10 июля 2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 10.03.2009 N 12-ЗС при осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обеспечивают деятельность созданных ими административных комиссий и рассмотрение ими дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением районного Совета народных депутатов Солонешенского района Алтайского края от 10.06.2013 N 133 утвержден состав административной комиссии при администрации Солонешенского района Алтайского края, утверждено Положение об административной комиссии при администрации Солонешенского района, согласно пункту 1.1 которого административная комиссия при администрации Солонешенского района коллегиальный орган административной юрисдикции, образуемый для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Алтайского края от 10.03.2009 N 12-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях", от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.2 указанного Положения функциями административной комиссии является содействие укреплению законности и предупреждению административных правонарушений на территории администрации Солонешенского сельсовета Солонешенского района, Алтайского края.
Руководство и контроль за деятельностью комиссии осуществляет администрация Солонешенского района (пункт 9.1 Положения).
С учетом изложенного, при отсутствии административной комиссии при администрации Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края административная комиссия администрации Солонешенского района Алтайского края наделена полномочиями по привлечению соответствующих лиц к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС.
В этой связи, доводы апелляционной жалобы о наличии у административной комиссии администрации Солонешенского района Алтайского края полномочий для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края N 46-ЗС соответствующих лиц, суд апелляционной инстанции считает обоснованными.
Вместе с тем ошибочные выводы суда в части оценки полномочий административной комиссии не повлекли принятие неправильного решения судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно вывода суда первой инстанции о том, что привлеченное к административной ответственности оспариваемым постановлением административного органа муниципальное образование Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края не может являться субъектом административной ответственности, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении и безусловным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 декабря 2015 года по делу N А03-17002/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Солонешенского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17002/2015
Истец: Администрация Солонешенского сельсовета Солонешенского района АК
Ответчик: Администрация Солонешенского района АК.