г. Ессентуки |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А22-2061/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Заура Абакаровича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 по делу N А22-2061/2015,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Заура Абакаровича (ИНН 080201471191, ОГРН 307081631300061),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1040872150406),
третье лицо - Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Ики - Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66, (судья Шевченко В.И.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Заура Абакаровича - Корнушкаев К.В по доверенности от 31.12.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиева Ю.П. по доверенности N 03-06 от 13.01.2016,
от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Ики - Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия - Бочкаев Б.Ф. по доверенности от 20.05.2015,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедов Заур Абакарович (далее - Заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Ответчик, Управление) о признании сообщения от 30.04.2015 N 08/015/003/2015-639 об отказе в государственной регистрации Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66 незаконным и об обязании осуществить регистрацию Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 в удовлетворении требований отказано. Арбитражный суд пришел к выводу, что соглашение к договору аренды земельного участка, в регистрации которого Заявителю отказано, не дает права на предоставление предпринимателю земельного участка без проведения торгов.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедов Заур Абакарович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм права. У суда не было оснований для применения положений ч.ч. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ, в рассматриваемом случае проведения торгов не требуется; соглашение о продлении срока действия договора аренды заключено в период действия договора; нарушений земельного законодательства предпринимателем не допускалось.
Управление Росреестра просило оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Представитель Комитета просил оставить решение суда без изменения, считает, что с заявлением индивидуальный предприниматель - глава КФХ должен был обратиться за месяц до истечения срока договора, а не ранее; заключается договор, а не соглашение об изменении договора.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Индивидуальный предприниматель Магомедов Заур Абакарович ИНН 080201471191 является главой КФХ, что подтверждается записью о регистрации от 09.11.2007, согласно выписке из ЕГРИП (том 1 л.д. 16).
В средствах массовой информации опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка из категории "земли сельско-хозяйственного назначения" с кадастровым номером 08:02:40 01 01:0553 (том 1 л.д. 73).
Постановлением Администрации Ики - Бурульского РМО РК N 855 от 25.12.2007 "О предоставлении земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Кавказ-2" Магомедову З.А в границах Светловского СМО Аки-Бурульского района РК", принятом в соответствии с ст.22, п.1 ст. 34, ст. 81 Земельного кодекса РФ, ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании личного заявления при отсутствии претендентов предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью -1037,2 га с кадастровым номером 08:02:40 01 01:0553, участок находится примерно в 5,7 км по направлению на запад от ориентира п. Светлый Светловского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия (том 1 л.д. 72).
25.12.2007 между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия и главой КФХ "Кавказ-2" Магомедовым З.А. заключен договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности за N 66 со сроком действия до 25.12.2017 года (том 1 л.д.6-10).
Договор аренды земельного участка N 66 от 25.12.2007 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.08.2008 номер регистрации 08-08-01/010/2007-577 (том 1 л.д. 64-71).
В соответствии с п. 1.1. договора КИЗО администрации Ики - Бурульского РМО РК (Арендодатель) представляет, а ответчик (Арендатор) принимает в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 08:02:40 01 01: 0553, расположенный примерно в 5,7 км по направлению на запад от ориентира п. Светлый Светловского СМО Ики - Бурульского района РК, общей площадью 1037,2 га для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. 2.1. договора срок аренды участка установлен с 25 декабря 2007 года по 25 декабря 2017 года.
На основании Постановления главы администрации Ики - Бурульского РМО РК от 17.03.2015 N 121 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка N 66 от 25.12.2007", 17.03.2015 КИЗО администрации Ики - Бурульского РМО РК и глава КФХ Магомедов З.А. заключили соглашение к договору аренды земельного участка находящегося в государственной собственности N 66 от 25.12.2007 о внесении следующих изменений в содержание договора:
- пункт 2.1. договора изложить в следующей редакции "2.1. Срок действия договора аренды земельного участка устанавливается с 29 мая 2007 г. по 28 мая 2056 г.",
- пункты 4.5.3., 4.5.4, 6.2.5, 6.2.7 договора исключить (том 1 л.д. 88).
18.03.2015 предприниматель обратился в Управление Росреестра по РК с заявлением о государственной регистрации Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66 (том 1 л.д. 84).
Уведомлением от 30.03.2015 N 08/015/003/2015-639 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановлена до 30.04.2015 (том 1 л.д. 83).
Сообщением от 30.04.2015 N 08/015/003/2015-639 Управление Росреестра по РК отказало заявителю в государственной регистрации Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66 на основании абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.7.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства; текст соглашения и договора содержат внутренние противоречия в отношении срока действия договора.
Не согл сившись с сообщением Упр вления от 30.04.2015 N 08/015/003/2015\639 предприним тель М гомедов З.А. обр тился в рбитр жный суд с н стоящим з явлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в том числе, и договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе для проведения правовой экспертизы (пункт 1 статьи 13, пункт 2 статьи 16 Закона). В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи (не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом), пунктом 5 статьи 25.2 (не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность), пунктом 2 статьи 25.3 (не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости) настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 13 Закона о государственной регистрации при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отказывая в регистрации дополнительного соглашения, Управление Росреестра исходило из положений п. 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса о том, что земельные участки, предназначенные для сенокошения и выпаса скота предоставляются на срок до трех лет.
Управление также указало, что, несмотря на то, что в договоре указано разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", за основу берется разрешенное использование именно сельскохозяйственные угодья. В соответствии со статьей 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Суд первой инстанции, проверяя данный довод, руководствовался следующим.
В соответствии с п/п 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п. 12 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 101-ФЗ для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
В ходе проведения правовой экспертизы представленного на государственную регистрацию соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 установлено, что срок договора аренды земельного участка продлен на срок до сорока девяти лет.
Суд указал, что согласно приложению N 2 к договору аренды земель, экспликации земель, предназначенных в аренду предпринимателю Магомедов З.А. представленный в аренду земельный участок, предназначен для использования в качестве пастбища, выпаса сельскохозяйственных животных.
Довод Управления о том, что согласно содержанию п. 12 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ земельные участки, предназначенные для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества не более чем три года представляются только гражданам и индивидуальным предпринимателям, суд счел не правомерным и не обоснованным.
Ссылаясь на положения ч.1 ст. 5 ЗК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 2 ГК, 48, ч. 3 ст. 23 ГК РФ, суд пришел к выводу, что физические лица, действуя в гражданских и земельных правоотношениях в правовом статусе индивидуального предпринимателя и осуществляя предпринимательскую деятельность, приравниваются к правовому статусу юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. При этом правовой статус индивидуального предпринимателя является специальным по отношению к правовому статусу гражданина Российской Федерации и отличаются от него по содержанию, так и по основаниям возникновения и прекращения.
Суд также указал, что из положений ч.ч. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ следует, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные заявителем в Управление на государственную регистрацию документы, исходя из вышеуказанных норм ЗК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что соглашение к договору аренды земельного участка, в регистрации которого Заявителю отказано, не дает права на предоставление предпринимателю земельного участка без проведения торгов.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
Суд и Управление Росреестра ошибочно исходили из того, что земельный участок предоставлен для сенокошения и выпаса скота.
При этом суд первой инстанции не учел следующего:
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 05.02.2007) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 80 Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления участка в арену) в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления участка в арену) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ранее действовавших редакциях и в действующей редакции от 30.12.2015) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 39.6. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 31 части 2 статьи 39.6. Земельного кодекса без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
В соответствии с частью 4 Статья 39.6. ЗК РФ при заключении договора без торгов гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Как следует из постановления Администрации Ики - Бурульского РМО РК N 855 от 25.12.2007 "О предоставлении земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Кавказ-2" Магомедову З.А в границах Светловского СМО Аки-Бурульского района РК", принятом в соответствии с ст.22, п.1 ст. 34, ст. 81 Земельного кодекса РФ, ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании личного заявления при отсутствии претендентов предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок предоставлен из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1037,2 га, в том числе пастбища 1029,6 га; в экспликации земельного участка указано, что из общей площади 1037,2 га пастбища 1029,6 га, остальное под дорогами, просеками, прогонами и прочие неиспользуемые земли (пески, овраги и т.д.).
Земельный участок был предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов в порядке пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, пункта 1 статьи 34, 81 Земельного кодекса, (в редакции, действовавшей в тот период); В настоящее время эти нормы утратили силу.
В договоре аренды N 66 от 25.12.2007 указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; в кадастровом паспорте земельного участка указано разрешенное пользование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства "Кавказ-2" (том 1 л.д. 74-76).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в соответствии с пунктами 12,31 части 2 статьи 3 Закона 39.6. Земельного кодекса при заключении нового договора проведения торгов не требуется.
Новый договор стороны вправе заключить самостоятельно.
Препятствий к заключению нового договора из материалов дела не усматривается, поскольку крестьянское фермерское хозяйство существует, земельный участок используется по целевому назначению; заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; сведений о том, что иное лицо обладает исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не имеется; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; доказательств, опровергающих это положение, суду не представлено.
Довод о том, что заявление следовало представить за месяц до истечения договора, отклоняется, поскольку законодательство не содержит запрета подать такое заявление ранее.
Довод о том, что следовало заключить новый договор, а не оформлять соглашение о внесении изменений, неприемлем, поскольку земельное и гражданское законодательство не содержит запрета на оформление договора путем составления двух или нескольких документов.
Условие о сроке договора не превышает установленного законодательством предельного срока аренды - 49 лет.
Противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества отсутствуют.
Довод Управления Росреестра о том, что соглашение к договору содержит внутренние противоречия: в пункте 2.1 соглашения срок действия договора с 29.05.2007 по 28.05.2056, а в самом договоре указано с 25.12.2007 по 25.12.2017, отклоняется, поскольку это объясняется технической ошибкой, не влекущей юридических последствий, поскольку в целом срок договора не превышает 49 лет; договор с момента заключения и до настоящего времени исполнялся и не прерывался; продление срока договора направлено не на прошлое время, а на будущее; управление не сообщало об этой ошибке заявителю и не предоставляло возможности ее исправить; юридических препятствий для устранения технической ошибки не имеется.
Иные изменения в договор, предусмотренные соглашением, не оспаривались Управлением Росреестра.
Оснований для отказа в регистрации права, предусмотренных частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не имеется, так как право аренды подлежит государственной регистрации, с заявлением о государственной регистрации прав обратилось надлежащее лицо, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства, акт органа местного самоуправления о предоставлении права аренды на земельный участок не признан недействительным, первоначальный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами не имеется; запретов на регистрации данного права не имеется, в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, имеются сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации противоречит требованиям законодательства и нарушает права индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что влечет его незаконность, недействительность.
Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Заура Абакаровича - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.10.2015 по делу N А22-2061/2015 - отменить.
Признать сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия от 30.04.2015 N 08/015/003/2015-639 об отказе в государственной регистрации Соглашения от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66 незаконным.
Обязать зарегистрировать Соглашение от 17.03.2015 к договору аренды земельного участка от 25.12.2007 N 66.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2061/2015
Истец: Магомедов З А, Магомедов Заур Абакарович
Ответчик: Управление Росреестра по РК
Третье лицо: Комитет имущественных и земельных отношений Администратции Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия, Комитет имущественных и земельных отношений Администратции Ики-Бурульского РМО РК, Управление Росреестра по Республики Калмыкия