г. Москва |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А40-79013/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГУ Главного управления ПФР N 9 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2015
по делу N А40-79013/15, принятое судьей Лакоба Ю.Ю. (39-169)
по заявлению ОАО "Мослифт" (ИНН 7714941510)
к ГУ-Главному управлению ПФР N 9 по г. Москве и Московской области
о признании незаконным действий
при участии:
от заявителя: |
Батурин А.М. по дов. от 25.12.2015 N 906; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2015 признаны незаконными действия Государственного учреждения Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области, выразившиеся в отказе от принятия уточненного расчета от 29.01.2015 по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчета от 02.02.2015 г. за 2014 г., направленных Филиалом ОАО "Мослифт" Специализированным управлением N14 (регистрационный номер в ПФР 087-905-014803). Признаны незаконными решения Государственного учреждения Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области от 10.02.2015 N 087 905 15 РЗ 0000914 об отказе в зачете излишне уплаченных сумм на обязательное пенсионное страхование и от 10.02.2015 г. N087 905 15 РЗ 0000915 в части отказа в возврате излишне уплаченной суммы 4 206 632,87 руб. на обязательное пенсионное страхование и излишне уплаченной суммы 2 563 683 руб. на обязательное медицинское страхование, вынесенные в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N14 (регистрационный номер в ПФР 087-905-014803). Кроме того суд обязал ответчика в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, а именно: принять уточненные расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 г. от 29.01.2015 г. и расчет за 2014 г. от 02.02.2015 г. по Филиалу ОАО "Мослифт" Специализированному управлению N14 (регистрационный номер в ПФР 087-905- 014803), учесть их в базе данных и на лицевых счетах застрахованных лиц, принять решения о зачете излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 1 914 555, 74 руб. и решение возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 4 206 632,87 руб. и обязательное медицинское страхование на сумму 2 563 683 руб. с учетом расчета по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 г. от 29.01.2015 г. и расчета за 2014 г. от 02.02.2015 г. по Филиалу ОАО "Мослифт" Специализированному управлению N14 (регистрационный номер в ПФР 087-905-014803).
Фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в соответствии с п.6,11 ст.26 212-ФЗ зачету и возврату по заявлениям в установленной форме подлежат суммы излишне уплаченных страховых взносов. Настаивает на том, что переплата, отраженная в заявлениях Общества о зачете и возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, органом контроля не установлена и соответственно вынесены решения об отказе в проведении зачета и возврата.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 01 августа 2014 г. МГУП "Мослифт" реорганизовано в ОАО "Мослифт" путем преобразования.
Согласно ст.ст. 5, 6, 7, 8, 15, 24 Закона РФ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и исходя из положений ст. 75 Трудового кодекса РФ, ст. 58 Гражданского кодекса РФ при определении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование организация-правопреемник вправе учесть выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации из ЕГРЮЛ.
Частью 2 статьи 17 Закона РФ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ предусмотрено право плательщика подать уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Филиал ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 14 (регистрационный номер в ПФР 087-905-014803) сформировал уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1 ПФР) 9 месяцев 2014 года от 29.01.2015 и расчет за 2014 год от 02.02.2015.
При этом в разделах 1, 2.1 и 6 расчетов были отражены суммы выплат и вознаграждений, начисленные сотрудникам Филиала с учетом выплат и вознаграждений, произведенных Филиалом до момента реорганизации МГУП "Мослифт".
В строках 100, 110, 140 раздела 1 отражены суммы остатка страховых взносов, подлежащих уплате на 01.01.2014, а также суммы начисленных и уплаченных страховых взносов с начала 2014 год с учетом начислений и уплаты, произведенных Филиалом до момента реорганизации МГУП "Мослифт".
Филиал направил расчеты в ГУ-ГУ ПФР N 8 за 9 месяцев 2014 года и 2014 год в электронном виде с использованием программы для передачи отчетности.
О получении Фондом отчетности свидетельствуют протоколы обработки отчетности от 29.01.2015 и 04.02.2015 с приложением протоколов проверки РСВ документа, полученные Филиалом после сдачи отчетности.
В указанных протоколах перечислены файлы, направленные филиалом и проведена проверка данных представленных расчетов.
Основанием для отказа в принятии расчетов послужило включение Филиалом в базу для начисления взносов выплат с начала отчетного периода (01.01.2014 г.), а не с момента реорганизации (01.08.2014 г.), как это следовало сделать, по мнению Фонда, а также указание Филиалом сальдо расчетов с начала отчетного периода (01.01.2014 г.), а не с момента реорганизации (01.08.2014 г.).
05.02.2015 Филиал направил в ГУ-ГУ ПФР N 9 письмо с пояснениями по ранее направленным расчетам и просьбой разъяснить порядок заполнения расчетов с учетом начисления страховых взносов до момента реорганизации МГУП "Мослифт".
05.02.2015 Филиалом направлены в ГУ-ГУ ПФР N 9 заявления о зачете сумм излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 1 914 555,57 руб. и о возврате сумм излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 6 121 188,61 руб. и обязательное медицинское страхование на сумму 2 563 683,00 руб.
Решениями от 10.02.2015 N N 087 905 15 РЗ 0000914, 087 905 15 РЗ 0000915 Фонд отказал в зачете и возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
В обоснование отказов ответчик указал, что переплата, отраженная заявлениях о зачете и возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, органом контроля не установлена и соответственно вынесены решения об отказе в проведении зачета и возврата".
Полагая, что действия налогового органа и принятые им решения нарушают права и законные интересы ОАО "Мослифт", заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявитель считает, что действия ГУ-ГУ ПФР N 8, выразившиеся в отказе от принятия расчетов и решения по отказу в зачете и возврате излишне уплаченных сумм не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской сфере.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда РФ сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно представленным в материалы дела документам 01.08.2014 МГУП "Мослифт" преобразовано в ОАО "Мослифт", в связи с чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.
Полагая, что сведения об излишне уплаченных взносах за 9 месяцев 2014 года учтены (разнесены) Фондом на индивидуальных счетах застрахованных лиц, поскольку первоначальный расчет за 9 месяцев сдавался в установленный законом срок - до 15.11.2014, а сведения за 2014 год не разнесены, поскольку расчет не принят Фондом, заявитель направил в адрес ответчика следующие заявления:
заявление о зачете излишне уплаченных сумм по итогам 9 месяцев 2014 года и заявление о возврате излишне уплаченных сумм по итогам 2014 года по установленным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 04.12.2013 N 712н формам 23-ПФР и 24-ПФР, принятым в соответствии с п. 6 и 11 ст. 26 Закона Российской федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
Поскольку Филиал в уточненном расчете за 9 месяцев 2014 года и расчете за 2014 год учел выплаты работникам, произведенные до момента реорганизации (с 01.01.2014 г. по 31.07.2014 г.), то база для начисления страховых взносов, рассчитываемая нарастающим итогом с начала отчетного периода, по значительному числу работников превысила установленную Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 г. N 1101 предельную величину 624 тыс. руб., по достижении которой страховые взносы в Фонд пенсионного страхования начисляются в пониженном размере (10%), а в Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не начисляются.
За счет этого начисления по итогам 9 месяцев 2014 года и 2014 год уменьшились, и образовалась переплата в указанные фонды.
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Поскольку реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязательств по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу ч. 1 ст. 10 данного Закона признается календарный год.
При этом Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Каких-либо специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
В силу ст. 75 Трудового кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
В настоящем случае, после реорганизации трудовые отношения общества с его работниками не прекращены, что не оспаривается органом пенсионного фонда.
Поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Согласно ч. 10 п. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, представленные в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами, представленными на бумажных носителях.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ при представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Закон не содержит оснований для отказа в принятии расчета страховых взносов.
Частью 5 пункта 3 статьи 29 Закона 212-ФЗ предусмотрена обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате и зачете плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ является органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Частью 7 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 11, 14 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Между тем, обязанность по зачету и возврату страховых взносов, определенные законом, не были исполнены Фондом.
По смыслу гл. 24 АПК РФ к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Как указывалось выше, 05.02.2015 заявитель направил в ГУ-ГУ ПФР N 9 заявления о зачете сумм излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 1 914 555 руб. 57 коп.
В подтверждение заявленной суммы представлены: Уточненный Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) за 9 месяцев 2014 года от 29.01.2015, включающий сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица, Сводная ведомость для расчета страховых взносов в части ПФР и ФФОМС за 9 месяцев 2014года.
С учетом представленных сведений подлежащая зачету по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, сумма составит 1 914 555 руб. 74 коп.
05.02.2015 заявитель направил в ГУ-ГУ ПФР N 9 заявления о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 6 121 188 руб. 61 коп. и обязательное медицинское страхование на сумму 2 563 683 руб.
В подтверждение заявленного возврата излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование представлены расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) за 2014 год от 02.02.2015, включающий сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица, а также сводная ведомость для расчета страховых взносов в части ПФР и ФФОМС за 2014 год.
Согласно представленным в материалы дела расчетам общества сумма возврата излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 6 121 188 руб. 61 коп.
С учетом того, что по расчету мотивированных возражений не приведено заинтересованным лицом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению судом, как обоснованное, а выбранная им форма устранения допущенного нарушения прав общества направлена на восстановление его нарушенных прав.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2015 по делу N А40-79013/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79013/2015
Истец: ОАО "Мослифт"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N9 Москвы и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N 9 по г. Москве и Московской области