г. Пермь |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А71-11759/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Муравьевой Е. Ю., Варакса Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ОГРН 1071831002814, ИНН 1831120884): не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (ОГРН 1101821000423, ИНН 1821009492): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 декабря 2015 года по делу N А71-11759/2015,
принятое судьей Калининым Е. В.,
по заявлению Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
к обществу с ограниченной ответственностью "Ува-молоко"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Инспекция государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Инспекция Госстройнадзора УР) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью ООО "Ува-молоко", Общество) к административной ответственности по ч.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.12.2015 (резолютивная часть решения объявлена 15.12.2015) заявленные требования удовлетворены: общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что выданное предписание не содержало в себе нарушений обществом строительных норм и правил. Кроме того, полагает, что вмененное правонарушение ввиду отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, возможно квалифицировать в качестве малозначительного.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Ува-молоко" осуществляет строительство объекта капитального строительства: очистные сооружения сточных вод ООО "Ува-молоко" производительностью 800 м/сутки (первый этап строительства: реконструкция здания производственного корпуса завода по производству пива под очистные сооружения сточных вод ООО "Ува-молоко" производительностью 800 м/сутки), расположенного по адресу: УР, Увинский район, пос. Ува, ул. Механизаторов, д. 6Б на основании разрешения на строительство N RU 18521000-09-12 от 31.01.2012, выданного Администрацией муниципального образования "Увинский район".
Инспекцией выдано ООО "Ува-молоко" предписание 03-26-307П от 08.09.2014 об устранении нарушений на объекте капитального строительства "Очистные сооружения сточных вод ООО "Ува-молоко" производительностью 800 м/сутки), расположенного по адресу: УР, пос.Ува, ул. Механизаторов 6Б.
В период с 12.08.2014 по 08.09.2014 по распоряжению N 802/03 от 06.08.2014 согласно программе проведения проверок проведена проверка вышеуказанного объекта капитального строительства, застройщиком которого являлось ООО "Ува-молоко" первого этапа строительства. Актом проверки N 03-26-307А от 08.09.2014 было установлено и зафиксировано 11 пунктов нарушений. Что послужило основанием для выдачи предписания N 03-26-307П от 08.09.2014 (л.д. 24-25) по всем 11 пунктам нарушений, установлен срок устранения нарушений 31.10.2014.
22.05.2015 в адрес Инспекции поступило письмо Общества из содержания, которого следовало, что оснований для консервации объекта капитального строительства не имеется, поскольку производится наладка оборудования, предусмотренная проектом.
В период с 02.06.2015 по 30.06.2015 по распоряжению N 458/03 от 28.05.2015 в соответствии с письмом Общества от 22.05.2015 была проведена надзорная проверка.
Актом проверки N 03-26-145А от 18.06.2015 установлено и зафиксировано, что Обществом не проводятся строительно-монтажные работы на объекте, замечания указанные в предписании N 03-26-307П от 08.09.2014 не устранены, консервация объекта не выполнена. Указанное нарушение было отражено в предписании N03-26-145П от 18.06.2015, указан срок устранения 18.09.2015.
Согласно распоряжения N 1023/03 от 16.09.2015 в период с 21.09.2015 по 25.09.2015 была вновь проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания N 03-26-145П от 18.06.2015. Общество было уведомлено о проведении данной проверки посредством факсимильной связи (л.д. 13). Актом проверки от 25.09.2015 N 03-26-338А (л.д. 14-15) установлено и зафиксировано невыполнение ряда пунктов 2-5 предписания N03-26-145П от 18.06.2015, а именно:
1. Проектом 323/10, получившим положительное заключение экспертизы N 18-1-4-0006-12, предусмотрено строительство нового одноэтажного здания под производственный корпус очистных сооружений, с пристройкой административно-бытового корпуса на месте незавершенного строительства одноэтажного панельного здания, которое подлежит демонтажу. Демонтаж не выполнен. На месте старого здания проведена реконструкция производственной части в осях ?-1 не выполнена.
2. Не выполнены резервуары (иловые накопители) 2 шт. по 750 м? - поз.5.1 и 5.2 (резервуары прямоугольные сборные железобетонные емкостью 2X750 куб.м.), основание проект инв.N 323/10-ПЗУ2. Том 2, 323/10-АС.3.
3. Отсутствует канализационно-насосная в колодце К1н-1, основание проект 323/10-ПЗУ.2 том 2.
4. Проектом 323/10-ПЗУ2. Том 2 и 323/10-Ас.2 Том 12, предусмотрена канализационно-насосная станция (поз.6) перекачивающая стоки от предприятия на очистные сооружения по т.п. 902-1-136.88 (137.88), по факту установлена старая КНС (ржавая, без автоматики, малой производительности и т.д.).
По результатам проверки составлен акт внеплановой проверки от 25.09.2015 N 03-26-338 А (л.д. 14-15).
30.09.2015 в отношении ООО "Ува-молоко" должностным лицом инспекции Госстройнадзора УР составлен протокол N 51/03 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ при участии представителя общества по доверенности.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Поскольку ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок требований законного предписания, необходимым условием привлечения к ответственности является оценка выданного предписания на предмет его законности.
На основании ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации; наличия разрешения на строительство.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в ч. 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
В п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, предусмотрено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
Поскольку, в ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, по результатам проверки ООО "Ува-молоко" правомерно выдано предписание от 18.06.2015 N 03-26-145П.
В установленном порядке предписание не оспорено, недействительным не признано.
Из материалов дела следует, что требования указанного предписания в установленный срок не исполнены, что свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Заинтересованному лицу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, существенных процессуальных нарушений не допущено.
Срок привлечения общества к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден судом первой инстанции.
Наказание назначено обществу в минимальных пределах санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Относительно доводов апеллятора о малозначительности, суд апелляционной инстанции, отклоняя их, отмечает следующее.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Следовательно, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того либо иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В п. 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенные обществом нарушения нарушают установленный законом порядок управления. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, как малозначительное, не представлено.
Данных о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению обществом обязанности по исполнению предписания административного органа, материалы дела не содержат.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных, влекущих отмену или изменение судебного акта доводов, апелляционная жалоба общества не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года по делу N А71-11759/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11759/2015
Истец: Инспекция государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Ува-молоко"