г. Владимир |
|
30 сентября 2009 г. |
Дело N А43-14712/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2009 по делу N А43-14712/2009,
принятое судьей Окороковым Д.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Диета"
о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью Фирма "Диета"- Жданова Д.Е. на основании доверенности от 01.06.2009 сроком действия три года;
Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - Ершовой А.А. на основании доверенности от 18.11.2008 N 275 сроком действия до 31.12.2009,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Диета" (далее - общество, ООО "Диета") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на помещение, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Дзержинского, дом 1, пом. 1, условный номер 52:21:0000 00:01295:А:П1.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2009 заявление Общества удовлетворено и оспариваемое решение государственного органа, изложенное в письме от 13.04.2009 N 10/027/2009-335, о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на помещение, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Дзержинского, дом 1, пом. 1, условный номер 52:21:0000 00:01295:А:П1, по основанию отсутствия государственной регистрации договора аренды нежилого муниципального помещения от 31.07.1997 N 701/пр. признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что, поскольку подписанный сторонами договор аренды нежилого помещения от 31.07.1997 N 701/пр. в установленном порядке не был зарегистрирован, он считает незаключенным.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Администрация г.Дзержинска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя администрации г.Дзержинска.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 23.11.2007 администрация г. Дзержинска Нижегородской области и Общество заключили контракт, в рамках которого последнее обязалось за счет собственных или привлеченных средств произвести капитальный ремонт нежилого встроенного помещения N П1, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, проспект Дзержинского, д. 1, литер А.
Дополнительным соглашением к настоящему контракту от 23.11.2007 N 34 стороны установили окончательное соотношение долей в праве общей долевой собственности на нежилое встроенное помещение N П1, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Дзержинского, д. 1, литер А.
Условия заключенного контракта сторонами исполнены.
23.03.2009 Общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на объект недвижимости.
Письмом от 13.04.2009 N 10/027/2009-335 государственный регистратор приостановил государственную регистрацию перехода права собственности и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, указывая в обоснование, что в результате проведения правовой экспертизы он пришел к выводу о незаключенности договора аренды нежилого помещения ввиду отсутствия его государственной регистрации.
Не согласившись с такими действиями государственного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для приостановления государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на спорный объект недвижимости по причине отсутствия регистрации договора аренды у регистрирующего органа не имелось, поскольку договор аренды нежилого помещения от 31.07.1997 N 701/пр. считается заключенным.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
Согласно статье 4 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).
Статья 13 Закона о государственной регистрации определяет порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
проведение правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
Основаниями для государственной регистрации прав в соответствии со статьей 17 Закона о государственной регистрации являются:
-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статье 18 Закона о государственной регистрации.
Согласно статье 19 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.
В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Суд апелляционной инстанции также считает, что по результатам изучения представленных документов у государственного регистратора отсутствовали правовые основания полагать, что ООО фирма "Диета" не является арендатором нежилого помещения на основании договора аренды от 31.07.1997 N 701/пр., а договор аренды нежилого помещения является незаконным. При этом суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В рассматриваемом случае положения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, закрепленные в данной статье, следует применять с учетом требований статьи 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статьи 6 Федерального закона N 15-ФЗ от 26.01.1996 "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", устанавливающих, что до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
31.01.1998 вступил в действие Закон о государственной регистрации прав, статья 6 которого закрепила, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
До начала деятельности Учреждения юстиции (Дзержинский филиал Государственного учреждения юстиции Нижегородской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приступил к регистрации прав и сделок с 01.12.1998) порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество определялся постановлением администрации Нижегородской области от 16.10.1996 N 274 "О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и инвентаризации недвижимости на территории Нижегородской области".
В соответствии с пунктом 4.1 Временного положения о создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и инвентаризации недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением администрации Нижегородской области от 16.10.1996 N 274, государственной регистрации подлежали в том числе договоры аренды недвижимого имущества.
Полномочия по регистрации были делегированы Комитетам по управлению муниципальным (городским) имуществом в лице их структурных подразделений. Государственная регистрация прав производилась путем внесения соответствующих записей в Поземельную книгу.
В городе Дзержинске Нижегородской области регистрирующим органом являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Дзержинска.
Вместе с тем, по смыслу законодательства в случае, если в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами устанавливалась регистрация прав на недвижимость, то такая регистрация является юридически действительной, но не является государственной регистрацией в том содержательно-правовом смысле, который придают ей положения Гражданского кодекса Российской Федерации, и ее отсутствие не порождает последствий, установленных в пункте 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Суд первой инстанции правильно указал, что в качестве регистратора договоров до начала деятельности Учреждения юстиции выступал сам Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Дзержинска, являвшийся арендодателем по договору аренды от 31.07.1997 N 701/пр., то есть сведения о договоре у регистрирующего органа (КУМИ) имелись.
Таким образом, цель, преследуемая проводимой на момент заключения названного договора регистрацией (учета муниципального объекта), достигнута самим фактом его заключения, поскольку регистрирующий орган одновременно являлся и стороной этого договора. При отсутствии регистрации вышеуказанного договора аренды в Поземельной книге он не может считаться незаключенным в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом этих обстоятельств суд полагает, что у государственного регистратора отсутствовали предусмотренные статьей 19 Закона о государственной регистрации основания для приостановления государственной регистрации перехода права собственности и права долевой собственности на объект недвижимого имущества.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако оно не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2009 по делу N А43-14712/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14712/2009
Истец: ООО фирма Диета г. Дзержинск, ООО Фирмы "Диета", г. Дзержинск, пред. истца Жданов Д.Е.
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, г.Н.Новгород, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, УФРС по Нижегородской области
Третье лицо: Администрация г. Дзержинска, Администрация г. Дзержинска Нижегородской области