г. Вологда |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А05-10081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Осокиной Н.Н., Докшиной А.Ю., Ралько О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2015 года по делу N А05-10081/2015 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий цех Апрель" (ОГРН 1082902001412, ИНН 2902059101; место нахождения: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, Тепличный проезд, дом 5; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1081001001927, ИНН 1001017400; место нахождения: 185031, г. Петрозаводск, ул. Мурманская, дом 22; далее - управление) от 14.08.2015 по делу об административном правонарушении N 10/А-48/265 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционный инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 06.07.2015 N 447-р управление с 09.07.2015 по 17.07.2015 провело внеплановую выездную проверку предпринимателя Вишняковой Т.Н. с целью исполнения приказа Россельхознадзора от 08.12.2014 N 705, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации, о предупреждении распространения вируса африканской чумы свиней на территории Архангельской области, а также соблюдения ветеринарного законодательства Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его переработки, по результатам которой составлен акт проверки от 17.07.2015 N 10/А-48-447-р.
При проверке управление установило поступление предпринимателю от общества 06.07.2015 и 07.07.2015 животноводческой продукции - колбасных изделий в ассортименте без ветеринарных сопроводительных документов.
По факту реализации обществом животноводческой продукции (колбасных изделий в ассортименте и рагу из свинины) без ветеринарных сопроводительных документов Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2015 N 10/А-48/265 и вынесено постановление от 14.08.2015 N 10/А-48/265 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением управления, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи.
Частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования.
В примечании к статье 10.8 КоАП РФ определено, что под продуктами животноводства в частях 1 и 2 этой статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (далее - Единый перечень N 317) включены колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови (код ТН ВЭД 1601 00); прочие мясо и пищевые мясные субпродукты, свежие, охлажденные или замороженные (код ТН ВЭД 0208).
Правоотношения в области ветеринарии регулируются Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2).
Согласно статье 15 Закона N 4979-1 продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории, а предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что к ветеринарно-санитарным мерам относятся обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их с продукцией, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.
Согласно части 9 статьи 7 Закона N 184-ФЗ до принятия соответствующих технических регламентов ветеринарно-санитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основы правового регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в спорный период был определен Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила N 422).
Указанные Правила являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (пункт 1.1 Правил N 422).
Согласно пункту 1.2 Правил N 422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил N 422 партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться:
ветеринарными свидетельствами форм N 1 - 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;
ветеринарными справками ФОРМЫ N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города);
ветеринарными сертификатами ФОРМ N N 5А, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l - при вывозе грузов с территории Российской Федерации;
ветеринарными сертификатами формы N N 6.1, 6.2, 6.3 - при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.
Таким образом, при хранении, переработке, реализации и перевозке пищевых продуктов, перечисленных в Едином перечне (с учетом позиций, субпозиций и подсубпозиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза), должны оформляться указанные ветеринарные сопроводительные документы, отсутствие которых влечет привлечение виновного лица к административной ответственности.
В данном случае Управлением при проверке предпринимателя Вишняковой Т.Н. установлено приобретение ею у общества по товарным накладным от 08.07.2015 N А-000036514 и от 07.07.2015 N А-000036716 колбасных изделий в ассортименте. При этом общество при реализации указанной продукции не предоставило предпринимателю ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние продукции, эпизоотическое состояние места ее выхода.
В связи с чем Управление правомерно привлекло Общество к административной ответственности по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, а именно за реализацию продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние продукции, эпизоотическое состояние места ее выхода.
Вывод суда первой инстанции о том, что Общество фактически осуществляло перевозку продукции без ветеринарного сопроводительного документа, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Также суд первой инстанции неправомерно посчитал, что наличие на каждую партию выработанной продукции ветеринарных справок от 06.07.2015 и от 07.07.2015 позволяет реализовывать спорную продукцию без ограничений.
Действительно в материалы дела представлены ветеринарные справки от 06.07.2015 229 N 0303851 и от 07.07.2015 N 229 N 0303852 составленные по форме N 4, свидетельствующие о том, что колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты мясные и из мяса птицы подвергнуты ВСО, изготовлены из сырья, прошедшего ВСЭ в полном объеме.
В то же время справки по форме N 4 в соответствии с правилами N 422 выдаются для сопровождения товара при перевозке грузов в пределах района (города). В данном случае товар поставлялся из города Северодвинска в город Архангельск и соответственно согласно Правилам N 422 должны быть представлены иные ветеринарные свидетельства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря ноября 2015 года по делу N А05-10081/2015 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий цех Апрель" в признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.08.2015 по делу об административном правонарушении N 10/А-48/265 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю.Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10081/2015
Истец: ООО "МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЦЕХ АПРЕЛЬ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Евменов Н. В.