г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А56-43127/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): Касьяновой С.А. по доверенности от 13.014.2015 N 05
от ответчика (должника): Землякова Р.Ю. по доверенности от 22.06.2015 N 78/01-9521
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32134/2015) ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2015 по делу N А56-43127/2015 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ОАО "Силовые машины-ЗТЛ, ЛМЗ, ЭЛЕКТРОСИЛА, ЭНЕРГОМАШЭКСПОРТ"
к ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, об обязании проставить апостиль
установил:
Открытое акционерное общество "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Управление), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на нотариально удостоверенной копии справки Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД) от 10.03.2015 N 07-11/09574 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2015 году для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан;
- об обязании проставить апостиль на нотариально удостоверенной копии справки МИ ФНС России по ЦОД от 10.03.2015 N 07-11/09574 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2015 году для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан.
Решением суда от 11.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильном применены нормы материального права, не принято во внимание, что Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее - Минская конвенция), а следовательно, отказ налоговых органов Республики Казахстан в приеме справок о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации без проставления апостиля следует рассматривать как нарушение принятых на себя Республикой Казахстан международных обязательств, но не как обстоятельство, свидетельствующее о законности либо незаконности принятого Главным управлением решения об отказе в предоставлении государственной услуги. Кроме того, податель жалобы не усматривает наличия каких-либо доказательств нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.03.2015 Общество получило справку МИ ФНС России по ЦОД N 07-11/09574 о подтверждении постоянного местопребывания Общества в Российской Федерации в 2015 году.
Указанная справка выдана для предоставления в налоговые органы Республики Казахстан.
01.04.2015 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на нотариально удостоверенную копию справки от 10.03.2015 N 07-11/09574, для целей предоставления указанного документа в налоговые органы Республики Казахстан.
Управление письмом от 01.04.2015 N 78/04-4231 отказало Обществу в проставлении апостиля со ссылкой на пункт 35 Административного регламента предоставления Минюстом государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, а также на статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее - Конвенция), участниками которой являются РФ и Республика Казахстан, пояснив, что проставление апостиля в данном случае не требуется.
Полагая данный отказ незаконным, а также нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно руководствовался следующим.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, в соответствии с положениями которой документы, изготовленные или засвидетельствованные на территории одной из Договаривающихся Сторон учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Полагая, что положения вышеназванной Конвенции применимыми к спорным правоотношениям, Главное управление отказало в проставлении апостиля.
Данную позицию суд посчитал ошибочной ввиду следующего.
Министерство юстиции Российской Федерации реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подпункт 30.30 пункта 7 Положения).
Деятельность Минюста по предоставлению государственной услуги регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). В соответствии со ст. 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента территориальные органы Минюста России проставляют апостиль на копиях официальных документов, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей, верность которых засвидетельствована нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 35 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Одним из таковых оснований является то, что официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов.
В качестве такого договора Минюст России применил Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и отказал в предоставлении испрашиваемой Обществом государственной услуги.
Однако, материалами дела подтверждается и не опровергнуто подателем жалобы, что обращение Общества за предоставлением апостиля на справке МИ ФНС обусловлено участием Общества в налоговых правоотношениях, в то время как Конвенция от 22.01.1993 распространяет свое действие на отношения по гражданским, семейным и уголовным делам. Налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не входят.
Как пояснил Минюст в своем письме от 01.04.2015 Обществу, в настоящее время Минюстом России и Министерством юстиции Республики Казахстан ведется работа, направленная на достижение договоренности относительно применения статьи 13 Конвенции к официальным документам, выданным налоговыми органами.
Ввиду того, что договоренность в отношении налоговых правоотношений между договаривающимися странами на момент обращения Общества с заявлением еще не была достигнута, у Главного управления не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Применение Конвенции в действующей редакции к налоговым правоотношениям на момент поступления в Минюст запроса Общества и принятия решения Управлением об отказе в проставлении апостиля свидетельствует о расширительном толковании подателем жалобы международного договора.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в проставлении апостиля на справках налогового органа (их нотариально удостоверенных копиях) оказывает непосредственное влияние на реализацию правомочий Общества как участника налоговых правоотношений и безусловно влечет за собой нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Управлением не было учтено, что неподтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации в Республике Казахстан повлечет для Общества негативные последствия в виде двойного налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198 и 201 АПК РФ, обоснованно удовлетворил требование Общества о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля, в нарушение пункта 35 Административного регламента, а также обязал Главное управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем проставления апостиля на нотариально удостоверенной справке МИФНС.
Судом дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 ноября 2015 года по делу N А56-43127/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43127/2015
Истец: ОАО "Силовые машины-ЗТЛ, ЛМЗ, ЭЛЕКТРОСИЛА, ЭНЕРГОМАШЭКСПОРТ"
Ответчик: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу