город Омск |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А46-4029/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-15491/2015/2015) Прокуратуры г. Омска и (регистрационный номер 08АП-15382/2015) Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2015 по делу N А46-4029/2015 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вальтер" (ИНН 5528016689, ОГРН 1025501869810) к Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Прокуратуры г. Омска, о признании недействительным постановления N 4-п от 14.01.2015 в части признания утратившим силу распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 15.10.2013 N 2649-р,
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Омска - представитель Веселкова И.А. (по удостоверению, по доверенности N АГ/03-6945 от 29.10.2015 сроком действия 1 год);
от Прокуратуры г. Омска - представитель Марченко Т.В. (по удостоверению);
от общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" - представитель не явился, извещено;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - представитель Бусс С.А. (по удостоверению, по доверенности N 53 от 24.06.2015 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Вальтер" - представитель Радул Виталий Николаевич (личность удостоверена паспортом, по решению от 09.12.2015);
представитель прессы Пантелеев А.Ю. (заместитель главного редактора газеты "Деловой Омск");
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вальтер" (далее - заявитель, ООО "Вальтер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации города Омска N 4-п от 14.01.2015 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N3552-р и признании утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N2649-р" в части признания утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Прокуратура г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2015 по делу N А46-4029/2015 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление Администрации города Омска N 4-п от 14.01.2015 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N3552-р и признании утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N2649-р" в части признания утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Прокуратура г. Омска обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционных жалоб их податели указали, что спорный земельный участок является сформированным из состава ранее сформированных участков, в связи с чем, его предоставление с предварительным согласованием места размещения объекта неправомерно.
Податели жалоб настаивают на том, что в данном случае предоставление земельного участка могло быть осуществлено исключительно путем проведения торгов.
ООО "Декор-Строй", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) также в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Вальтер" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Прокуратуры г. Омска и Администрации поддержали доводы и требования своих апелляционных жалоб.
Представитель ООО "Вальтер" возразил на доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы и отзыв на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
27.12.2012 ООО "Вальтер" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта в районе пересечения улицы Светловской и Сибирского проспекта в Ленинском административном округе города Омска для строительства объекта недвижимости - гипермаркета строительных материалов, предполагаемым размером 50000 кв.м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 19.06.2013 N 1233-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 47 216 кв.м. с разрешённым использованием для строительства торгового комплекса по улице Светловской в Ленинском административном округе г. Омска.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 15.10.2013 N 2649-р утверждён акт о выборе указанного земельного участка, предварительно согласовано место размещения торгового комплекса по улице Светловской в Ленинском административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 19.06.2013 N 1233-р; ООО "Вальтер" предложено установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт.
На основании результатов проведённых работ по формированию участка филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) был осуществлён кадастровый учёт испрашиваемого заявителем земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 55:36:170111:3930.
13.01.2014 ООО "Вальтер" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930 в аренду для строительства торгового комплекса.
В ответ письмом от 17.01.2014 N 09/15870 Департамент сообщил ООО "Вальтер", что им принято распоряжение от 24.12.2013 N 3552-р, согласно которому распоряжение Департамента от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" признано утратившим силу.
Письмом от 24.02.2014 N 19/809 Администрации г. Омска сообщила, что Обществу отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 11:3930 в аренду для строительства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2015 по делу N А46-3716/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015, распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3552-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" признано недействительным.
21.01.2015 ООО "Вальтер" обратилось к Мэру города Омска, директору Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о рассмотрении обращения от 13.01.2014 о предоставлении соответствующего земельного участка и предоставлении испрашиваемого участка в аренду для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 14.01.2015 N 4-п распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" вновь было признано утратившим силу.
Полагая, что названное постановление от 14.01.2015 N 4-п в части признания утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
03.12.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 АПК РФ).
В данном случае заявителем оспаривается постановления Администрации города Омска N 4-п от 14.01.2015 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N3552-р и признании утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N2649-р" в части признания утратившим силу распоряжения директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска".
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.
Пунктами 2, 5, 6, 7, 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. В случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство на стадии публичного информирования могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Из положений указанных норм следует, что в случае соблюдения стадий и условий выбора земельного участка, в том числе условия о публичном информировании, при отсутствии возражений и заявок от иных претендентов, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, такое решение создает обязанность для уполномоченного органа по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства, а заинтересованные лица могут обжаловать такое решение в судебном порядке.
Однако ООО "Декор-Строй" не обжаловало в суд распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства от 15.10.2013 N 2649-р, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности со стороны указанного лица в получении спорного земельного участка.
В данном случае 24.04.2013 ООО "Декор-строй" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе. О возможности предоставления данного земельного участка общество узнало из газеты "Третья Столица" N 16 (754) от 18.04.2013.
24.05.2013 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в своём ответе уведомил ООО "Декор-строй" о порядке проведения аукционов.
Вместе с тем, после подачи вышеуказанного заявления в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ООО "Декор-строй" свою заинтересованность относительно спорного земельного участка более не выражало.
Так, судом первой инстанции установлено, и доказательств иного материалы дела не содержат, что с момента подачи указанного выше заявления и до проведения Прокуратурой г. Омска проверки соблюдения Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска земельного, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой вынесено представление от 25.11.2014, т.е. на протяжении 1,5 лет, ООО "Декор-строй" какие-либо действия как по выражению своего интереса к данному земельному участку, так и по защите своих прав и законных интересов, в случае реальной заинтересованности в отношении спорного земельного участка, не предпринимались.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из содержания самого заявления должно следовать, что оно является заявлением о предоставлении земельного участка, аналогичным заявлению первоначального заявителя. В противном случае, если в своем заявлении последующий заявитель просит выставить указанный участок на торги или поданное заявление не свидетельствует о том, что заявитель является реальным претендентом на спорный земельный участок, оно не может быть расценено как заявление заинтересованного лица о выборе спорного земельного участка, а следовательно и не является основанием для проведения торгов.
Из положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ следует, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценка законности действий, которые в итоге привели к невозможности предоставления земельного участка на основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2649-р, уже была предметом рассмотрения в рамках дела N А46-3716/2014. Со стороны заинтересованных лиц, которым не могли быть неизвестны при рассмотрении указанного дела обстоятельства, послужившие позднее основанием для принятия постановления N 4-п от 14.01.2015, допущены действия по преодолению силы судебного решения, свидетельствующие о неполной реализации своих прав и обязанностей первоначально при издании распоряжений от 15.10.2013 N 2649-р и от 24.12.2013 N 3552-р, а также при рассмотрении дела N А46-3716/2014.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-п, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательное решение в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа. Преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявление ООО "Вальтер", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам апелляционным судом не рассматривается, так как Прокуратура и Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Прокуратуры г. Омска и Администрации г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2015 по делу N А46-4029/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4029/2015
Истец: ООО "Вальтер"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, ООО "Декор-Строй", Прокуратура г. Омска