г. Москва |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А40-98292/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Тимер Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2015 по делу N А40-98292/15, принятое судьей Суставовой Н.И. (шифр судьи: 108-772)
по заявлению ПАО "Тимер Банк" (ОГРН 1021600000146, 420066, Казань, ул.Ибрагимова, д.58)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г.Москве (123373, Москва, Походный проезд, д.3А)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (125284, Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А)
о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: |
Фомин Д.А. по доверенности от 09.12.2015 N 0504/398; |
от ответчика: |
Калинина А.В. по доверенности от 16.02.2015 N 06-14/08682; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратился "Тимер Банк" (Публичное акционерное общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве с заявлением о признании недействительным решения N22-22р/8 от 26.01.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Решением суда от 15.10.2015 в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что заявителем допущено нарушение срока, установленного п.1 ст. 86 НК РФ.
С решением суда не согласился заявитель - ПАО "Тимер Банк" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и признать недействительным оспариваемое решение. В обоснование своих требований заявитель ссылается на положения пунктов 3.4., 3.6. Положения N 311-П и указывает, что сообщения были направлены в пределах срока, установленного п.1 ст. 86 НК РФ.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Инспекцией представлены письменные пояснения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Третьим лицом подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст.123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговых правонарушений Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве вынесено решение от 20.01.2015 г. N 20-22/р/8 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. На основании указанного решения заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п.2 ст. 132 НК РФ в виде штрафа в размере 360 000 руб.
В ходе налоговой проверки установлено нарушение банком положения пункта 1 статьи 86 НК РФ, выразившегося в нарушении сроков представления сведений об открытии/закрытии счетов.
Решением УФНС России по г.Москве от 21.04.2015 г. N 21-19/038088 жалоба на решение 20.01.2015 г. N 20-22/р/8 оставлена без удолветворения.
В соответствии с п.1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Согласно п.2 ст. 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Порядок сообщения Банком России в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) устанавливается отдельным нормативным актом Банка России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Банком России утверждено "Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)" от 07.09.2007 N 311-П (далее - Положение 311-П).
Согласно пункту 1.1 Положения 311-П передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
Приказами ФНС России от 20.11.2014 NMMB-7-14/595@, от 24.04.2014 NMМВ-7- 12/252@ функции обработки электронных сообщений об открытии/закрытии счетов и доставки их в налоговый орган по месту нахождения банка возложены на Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" (далее - уполномоченный налоговый орган). Причем при обработке уполномоченным налоговым органом сообщения об открытии/закрытии счета в инспекцию поступает только то сообщение об открытии счета, которое было принято уполномоченным органом. Сообщения, по которым были направлены квитанции о непринятии, в инспекцию не направляются, (т.е. сведениями о многократности направления сообщений, непринятых уполномоченным органом, инспекция не располагает).
Таким образом, инспекция располагает только сведениями о дате открытия счета и дате направления сообщения банком.
Согласно пункту 1.6. главы 1 Положения N 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
В соответствии с положениями главы 3 Положения N 311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную кодом аутентификации уполномоченного налогового органа (далее - квитанция о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения).
Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности кода аутентификации банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к Положению 311-П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением.
Из материалов дела следует, что ПАО "Тимер Банк" были сформированы и отправлены по телекоммуникационным каналам связи 9 сообщений об открытии/закрытии счетов.
09.02.2012 ПАО "Тимер Банк" открыло ООО "ОптАльянс" счет, сообщение направлено банком 10.02.2012, однако, указанное сообщение не было принято уполномоченным налоговым органом в связи с наличием ошибки по коду 018 "Недопустимое значение реквизита", о чем 13.02.2012 в банк была направлена квитанция о непринятии.
16.02.2012 ПАО "Тимер Банк" повторно направило сообщение об открытии счета, которое было принято уполномоченным налоговым органом без ошибок.
Таким образом, сообщение об открытии 09.02.2012 ООО "ОптАльянс" счета поступило в инспекцию только 16.02.2012, то есть с пропуском установленного срока.
26.03.2012 ПАО "Тимер Банк" открыло ООО "АСИР Трейд" счет, сообщение направлено банком 27.03.2012, однако, указанное сообщение не было принято уполномоченным налоговым органом в связи с наличием ошибки по коду 102 "Ошибка в наименовании файла", в банк была направлена квитанция о непринятии. Сообщение, принятое уполномоченным налоговым органом, было направлено банком только 02.04.2012.
Таким образом, сообщение об открытии 26.03.2012 ООО "АСИР Трейд" счета 23.03.2012 поступило в инспекцию только 02.04.2012, то есть за пределами трехдневного срока.
27.03.2012 ПАО "Тимер Банк" открыло ООО "Сервис трейд" счет, сообщение направлено банком 28.03.2012, однако, указанное сообщение не было принято уполномоченным налоговым органом в связи с наличием ошибки по коду 018 "Недопустимое значение реквизита", в банк была направлена квитанция о непринятии данного сообщения.
Сообщение, принятое уполномоченным налоговым органом, было направлено банком только 02.04.2012.
Таким образом, сообщение об открытии 27.03.2012 ООО "Сервистрейд" счета поступило в инспекцию только 02.04.2012, то есть за пределами трехдневного срока.
13.11.2012 ПАО "Тимер Банк" открыло ООО "Гарант Премиум" счета (три счета), сообщения направлены банком 14.11.2012, однако, указанные сообщения не были приняты уполномоченным налоговым органом в связи с наличием ошибки по коду 018 "Недопустимое значение реквизита", в банк была направлена квитанция о непринятии данных сообщений.
22.11.2012 ПАО "Тимер Банк" повторно направило сообщения об открытии счетов, которые были приняты уполномоченным налоговым органом без ошибок и направлены квитанции о принятии.
Таким образом, сообщения об открытии 13.11.2012 ООО "Гарант Премиум" счетов поступили в инспекцию только 22.11.2012, то есть за пределами трехдневного срока.
09.04.2013 ПАО "Тимер Банк" открыло Козловской Н.В. счет, сообщение направлено банком только 15.04.2013. Указанное сообщение было принято уполномоченным налоговым органом без ошибок.
Таким образом, сообщение об открытии счета 09.04.2013 поступило в инспекцию только 15.04.2013.
07.11.2013 ПАО "Тимер Банк" открыло ООО "Мастер" счет, сообщение направлено банком 08.11.2013, указанное сообщение не было принято уполномоченным налоговым органом в связи с наличием ошибки по коду 102 "Ошибка в наименовании файла" и по коду 025 "Недопустимое соотношение реквизитов а:2 и МММ: 100, в банк была направлена квитанция о непринятии данного сообщения.
19.11.2013 ПАО "Тимер Банк" повторно направило сообщение об открытии этого же счета, которое было принято уполномоченным налоговым органом без ошибок и направлена квитанция о принятии.
Таким образом, сообщение об открытии 07.11.2013 ООО "Мастер" счета поступило в инспекцию только 19.11.2013, то есть за пределами трехдневного срока.
26.03.2014 ПАО "Тимер Банк" открыло ИП Сорокину О.О. счет, сообщение направлено банком только 09.04.2014 и принято уполномоченным налоговым органом без ошибок.
Таким образом, сообщение об открытии 26.03.2014 ИП Сорокину О.О. счета поступило в инспекцию только 09.04.2014, то есть за пределами трехдневного срока.
С учетом изложенного из материалов дела следует, что банком были сформированы и отправлены по телекоммуникационным каналам связи сообщения об открытии/закрытии счетов, с нарушением установленного срока, при этом, в части по сообщениям ПАО "Тимер Банк" изначально были получены квитанции о непринятии. Из анализа первичных сообщений и квитанций о непринятии следует, что именно сотрудниками ПАО "Тимер Банк" были допущены ошибки при заполнении реквизитов сообщений.
Доводы заявителя о том, что пункт 3.6 Положения 311-П устанавливает дополнительный срок в 5 дней в случае, если банк при направлении сообщения об открытии/закрытии счета допустил ошибку, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.6. главы 1 Положения N 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
В соответствии с нормами главы 3 Положения N 311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную кодом аутентификации уполномоченного налогового органа.
Извещение об ошибке направляется в банк в случае прохождения сообщением об открытии/закрытии счета форматно-логического контроля и соответственно получения данного сообщения налоговым органом, но при выявлении в результате проверки налоговым органом ошибок, не связанных с форматно-логическим анализом и не влияющих на саму возможность получения данного сообщения, а квитанция о непринятии электронного сообщения направляется уполномоченным налоговым органом в случае невозможности расшифровки электронного сообщения (невозможности его фактического получения), некорректности кода аутентификации банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в Приложении 1 к Положению N 311-П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами (пункт 3.2. Положения N 311-П).
Согласно пункту 3.4. Положения N 311-П в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением N 311-П, а в соответствии с п. 3.6 Положения N 311-П в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 11 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением N 311 -П. Указанный срок продлевается до 15 рабочих дней в случае, если формирование и направление банком электронного сообщения связано с получением от клиента дополнительных документов и сведений, необходимых для исправления соответствующих данных.
Таким образом, действие пункта 3.6 Положения 311-П распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений банка.
Согласно пункту 2 таблицы 5.1 приложения 5 к Положению N 311-П (действующему в спорный период) в поле "Тип информации" для квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения указывается текст "КВИТПРМСЧЕТ", для извещений об ошибках указывается текст "ИЗВОШИБСЧЕТ".
В квитанциях о непринятии, направленных банку по результатам обработки уполномоченным налоговым органом электронных сообщений об открытии/закрытии счетов, в поле "Тип информации" указан текст "КВИТПРМСЧЕТ". То есть, с учетом норм Положения указанные документы представляют собой квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений об открытии/закрытии счетов, а не извещения об ошибке.
В связи с этим, в рассматриваемом случае пункт 3.6 Положения 311-П, устанавливающий срок для исправления выявленных несоответствий между сведениями, представленными банком в сообщении об открытии/закрытии счета, и учетными данными, имеющимися в налоговых органах, не подлежит применению.
Довод ПАО "Тимер Банк" о том, что инспекцией нарушен срок на составление акта по результатам выявленных нарушений, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку указанное обстоятельство не является существенным нарушением условий процедуры (п.14 ст.101 НК РФ) и не влечет безусловного основания для признания недействительным решения налогового органа.
С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2015 по делу N А40-98292/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98292/2015
Истец: АО "ТИМЕР БАНК" (ПУБЛИЧНОЕ, ПАО "Тимер Банк"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве, МИФНС России N50 по г. Москве
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, УФНС РФ по г. Москве