г. Москва |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А41-3262/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Гилберт" - Абдулиной А.Т. (представителя по доверенности от 24.08.2015),
от комитета лесного хозяйства Московской области - Прискарь А.А. (представителя по доверенности от 23.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 по делу N А41-3262/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гилберт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконным отказ комитета от 13.10.2014 в заключении договора аренды земельного участка лесного фонда, расположенного: лесной квартал N 4, выдел N 3, лесной квартал N 5 выдел N 3 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи деревни Хлябово Мытищинского района Московской области, незаконным;
- обязать комитет заключить с обществом договор аренды данного земельного участка лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между ТОО "Метрофил ЛТД" и обществом 21.10.2002 заключен договор купли-продажи десяти объектов недвижимости по адресу: Московская область, Мытищинский район, Сухаревский с.о., восточнее дер. Хлябово, 5-й квартал Марфинского лесопарка северного спецлесхоза, входящих в комплекс базы отдыха "Селена":
- здание - бильярдная площадью 130,40 кв. м.;
- сторожка 2-этажная площадью 195,60 кв. м.;
- летний домик площадью 72,80 кв.м.;
- летний домик площадью 70,90 кв.м.;
- летний домик площадью 57,50 кв.м.;
- летний домик площадью 55,30 кв.м.;
- летний домик площадью 57,50 кв.м.;
- летний домик площадью 57,50 кв.м.;
- летний домик площадью 70,90 кв.м.;
- летний домик площадью 57,50 кв.м.
На основании данного договора 05.06.2007 произведена государственная регистрация права собственности общества на перечисленные объекты.
Начиная с 2006 года, общество обращалось в органы лесного фонда с заявлениями о рассмотрении вопроса о заключении договора аренды земельного участка лесного фонда, на котором расположены эти объекты базы отдыха "Селена", в частности с заявлениями от 28.11.2006, от 15.05.2012.
С учетом полученных ответов общество 09.09.2014 обратилось в комитет с заявлением о рассмотрении вопроса о выставлении земельного участка лесного фонда площадью 0,6 га, расположенного на территории выдела 3 квартала 4, выдела 3 квартала 5 Марфинского участкового лесничества Дмитровского филиала - лесничества ФГУ "Мособллес" на аукцион в установленном законом порядке для дальнейшего заключения договора аренды на 49 лет, указав, что на данном участке расположена база отдыха "Селена", объекты которой общество приобрело в собственность на основании договора купли-продажи от 21.10.2002.
Письмом от 13.10.2014 комитет сообщил обществу, что договоры аренды участков лесного фонда заключаются только по результатам аукционов; без проведения аукционов заключение договоров аренды участков лесного фонда с собственниками находящихся на данных участках объектов недвижимости будут заключаться только после 01.03.2015 (после вступления в законную силу соответствующих изменений в Лесной кодекс), дополнительно указав, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется исходя из предельных размеров земельных участков, устанавливаемых в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Не согласившись с комитетом, общество 20.01.2015 обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 74 Лесного кодекса в ранее действовавшей редакции предусматривала, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Правила статьи 36 Земельного кодекса имели приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса, в связи с чем в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса.
Принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами того же Кодекса.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09.
Тем самым, испрашиваемый земельный участок лесного фонда мог быть предоставлен комитетом обществу по его заявлениям без проведения аукциона.
В последнем заявлении в комитет - от 13.10.2014 (в связи с получением ответа на которое общество обратилось в суд) общество просило рассмотреть вопрос о выставлении испрашиваемого им земельного участка на аукцион в целях дальнейшего заключения договора аренды сроком на 49 лет, несмотря на то, что оно является собственником находящихся на участке объектов недвижимости. Такая просьба общества была обусловлена предыдущими ответами комитета.
Фактическая цель обращения общества была очевидна - получение земельного участка лесного фонда в аренду.
В ответе от 13.10.2014 комитет сообщил обществу, что договоры аренды участков лесного фонда заключаются только по результатам аукционов; без проведения аукционов заключение договоров аренды участков лесного фонда с собственниками находящихся на данных участках объектов недвижимости будут заключаться только после 01.03.2015 (после вступления в законную силу соответствующих изменений в Лесной кодекс).
Таким образом, данным ответом комитет фактически отказал обществу в предоставлении участка в аренду, указав на отсутствие, в принципе, возможности предоставить обществу участок в аренду в период до 01.03.2015 (предложив, по сути, дождаться наступления этой даты).
Принимая во внимание упомянутую цель обращения общества в комитет, приведенные положения лесного, земельного законодательства и указания Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, данный отказ комитета является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правильно удовлетворил соответствующее требование общества.
Статья 25 Лесного кодекса устанавливает виды использования лесов, и в соответствии с пунктом 8 указанной статьи предусмотрено использование лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Общество в данном случае планирует использовать данный земельный участок лесного фонда именно с этой целью.
Статьей 71 Лесного кодекса предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в редакции, действовавшей на дату принятия судом решения по настоящему делу, до 01.01.2017 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 4.1 Вводного закона в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением в комитет и на дату принятия судом решения по настоящему делу, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса (пункт 2).
Ссылка комитета на действующую в настоящий период редакцию пункта 2 статьи 4.1 Вводного закона (согласно которой при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями статьи 70.1 Лесного кодекса) отклоняется, поскольку она изложена в таком виде Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ, то есть после принятия судом обжалуемого решения (07.04.2015).
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Вводного закона в той же редакции государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
В данном случае испрашиваемый обществом земельный участок лесного фонда расположен в границах земельного участка N 50:12:0039213:83.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Исключений для государственных и муниципальных земельных участков, прошедших кадастровый учет как ранее учтенные участки, без установления их точной площади и описания границ посредством определения координат характерных точек, названная норма не содержит.
Поэтому пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса не создает препятствий к кадастровому учету образованного и описанного в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, представляющего собой часть ранее учтенного земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действующей с 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Следовательно, и старая, и новая редакции части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости допускают кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения - кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого земельного участка или его раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.
В частности, Вводным законом предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда:
- в отношении которых имеется план лесного участка;
- в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения;
- прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
Принимая во внимание эти особенности правового регулирования, отражающие специфику всех ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда, их государственный кадастровый учет с описанием границ в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно.
Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.
При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета. Денежные средства на мероприятия по землеустройству и землепользованию были выделены Федеральному агентству лесного хозяйства Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09)
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об обязании комитета заключить с ним договор аренды испрашиваемого обществом участка лесного фонда также является правильным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В ходе исполнения решения суда в части обязании комитета заключить с ним договор аренды испрашиваемого обществом земельного участка лесного фонда комитет может обеспечить формирование этого участка, определив его расположение, площадь, границы, а также проведение кадастрового учета такого участка.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент рассмотрения дела.
В данном случае для рассмотрения заявления общества по настоящему делу не требовалось разрешение вопроса об определении площади участка. Более того, такой вопрос не мог быть разрешен в рамках данного дела, поскольку работы по определению расположения участка и его формированию комитету только предстоит выполнить. При этом в случае несогласия с площадью участка, установленной комитетом, при заключении с ним договора аренды, общество вправе передать разногласия по соответствующему условию, равно как и по иным условиям договора на разрешение суда (статьи 445-446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установленный судом первой инстанции способ восстановления прав общества (возложение на комитет обязанности заключить с обществом договор аренды испрашиваемого обществом участка лесного фонда) апелляционный суд признает надлежащим. Как пояснил представитель общества в судебном заседании, целью обращения общества в суд по настоящему делу было - добиться положительного решения по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка лесного фонда, Кроме того, общество, как пояснил его представитель в судебном заседании, не возражало против обжалуемого решения суда, согласно с ним.
Ссылка комитета на часть 6 статьи 70.1 Лесного кодекса (при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом) в обоснование довода о том, что обеспечить подготовку проектной документации должно общество, а не комитет, отклоняется, хотя бы потому, что часть 6 статьи 70.1 была введена в Лесной кодекс Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ, то есть после принятия судом обжалуемого решения (07.04.2015).
Кроме того, приведенное положение Лесного кодекса предусматривает право, а не обязанность заинтересованного лица обеспечить подготовку проектной документации.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что, как пояснил представитель общества в судебном заседании, общество не может добиться от комитета положительного (принципиального) решения по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка лесного фонда, готово взять на себя расходы по формированию данного участка и по постановке его на кадастровый учет. При таких обстоятельствах стороны в ходе исполнения решения суда могут достичь согласия по разрешению данных вопросов.
Из доводов комитета, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 по делу N А41-3262/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гилберт" (ИНН: 7730134465) с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 150 000 рублей, перечисленных обществом платежным поручением от 31.08.2015 N 20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3262/2015
Истец: ООО "ГИЛБЕРТ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области