г. Чита |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А19-15730/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года по делу N А19-15730/2015 (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ИНН 8506008175, ОГРН 1038500601314, место нахождения: 669001, Иркутская область, п. Усть-Ордынский, пер. Коммунальный, 11, далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Ныгдинский детский сад (ИНН 8501005075, ОГРН 1048500600873, место нахождения: 669474, Иркутская область, Аларский район, д. Ныгда, ул. Комсомольская,7, далее - учреждение) о взыскании штрафных санкций в размере 38 828 рублей 87 копеек за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года по делу N А19-15730/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу учреждение не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 23.01.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года.
Выездной проверкой достоверности представления индивидуальных сведений за первый квартал 2013 года, полугодие 2013 года, девять месяцев 2013 года, 2013 год, первый квартал 2014 года, полугодие 2014 года, девять месяцев 2014 года, 2014 год установлен факт представления Учреждением индивидуальных сведений, в одних случаях с занижением, в других - с завышением базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Итоги проверки отражены в акте от 29.05.2015 года N 048 101 15 АВ 0000453, по результатам рассмотрения которого начальником Управления Пенсионного фонда принято решение от 23.06.2015 года N 1ВП о привлечении Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ныгдинский детский сад к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, в виде штрафа в размере 38 828 рублей 87 копеек.
Требованием от 20.07.2015 года N 04810140095782 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователю предложено в добровольном порядке оплатить сумму штрафа в срок до 08.08.2015 года.
Неисполнение требования плательщиком послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда за взысканием финансовой санкции в судебном порядке.
Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, который в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Порядок рассмотрения органом контроля за уплатой страховых взносов материалов проверки и вынесения решения по результатам такого рассмотрения регламентирован статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей данного Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, в силу прямого указания закона решение о привлечении к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вменяемого в вину этому лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица (то есть какие конкретно недостоверные сведения указал страхователь в представленных документах, как в отношении конкретных застрахованных лиц, так и в отношении конкретных сумм страховых взносов именно у этих лиц).
Как правильно установлено судом первой инстанции, вопреки вышеуказанным требованиям в решении Управления Пенсионного фонда от 23.06.2015 г. N 1ВП не раскрывается, в чем заключается недостоверность (неполнота) сведений о начисленных страховых взносах, представленных Учреждением, в отношении каких работников они представлены, какие именно сведения были представлены и причины, по которым такие сведения расценены заявителем в качестве недостоверных. Обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Учреждения и его виновности в совершении правонарушения в решении не изложены.
В решении от 23.06.2015 г. N 1ВП содержится лишь констатация факта расхождения сведений о начисленных страховых взносах по данным страхователя и по результатам проверки, а также ссылка на приложение N 3 к акту проверки.
Подобное абстрактное описание события вмененного страхователю правонарушения не только противоречит требованиями части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ (в силу которой обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, должны быть указаны непосредственно в решении о привлечении к ответственности), но и препятствует проверке правомерности привлечения Учреждения к ответственности применительно к конкретным нарушениям действующего законодательства в отношении конкретных застрахованных лиц и правильности исчисления штрафных санкций.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные обстоятельства нельзя отнести к формальным нарушениям порядка привлечения к ответственности, поскольку нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы установления противоправного деяния и виновности лица в его совершении.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора арбитражный суд исходит из того, что проверка наличия оснований для взыскания суммы штрафных санкций (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) должна осуществляться в том виде и по тем основаниям, как они изложены в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, а не как трактует их орган Пенсионного фонда на стадии судебного разбирательства, поскольку в ином случае указанное позволяет ему субъективно оперировать сведениями и данными, размывая четкие основания принятого решения общими рассуждениями, что недопустимо при властно-распорядительных отношениях.
В данном случае несоблюдение заявителем требований части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ ставит оценку вменных страхователю нарушений в зависимость от субъективного мнения Управления Пенсионного фонда, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов.
Тот факт, что Учреждением прямо не оспорены выявленные в результате выездной проверки нарушения в части занижения и завышения плательщиком базы для начисления страховых взносов, не освобождает Управление Пенсионного фонда от обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ныгдинский детский сад является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пункты 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривали, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах. Взыскание указанных финансовых санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав рассматриваемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Доказательств того, что Учреждение не предоставило эти сведения или предоставило недостоверные сведения в отношении спорных сумм выплат, Управление Пенсионного фонда в материалы дела не представило.
В то же время, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 г. N 7828/12 по делу N А05-11287/2011 от 14.05.2013 г. N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Сам по себе факт занижения либо завышения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В действиях страхователя, выразившихся в представлении сведений о суммах выплат и начисленных страховых взносах, недостоверность которых обусловлена выявленным в ходе проведенной проверки занижением либо завышением плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов, отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета вследствие выявленного занижения и завышения базы для начисления страховых взносов у Управления Пенсионного фонда не имелось.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2015 года по делу N А19-15730/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15730/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)
Ответчик: Муниципальное казенное дошкольное учреждение Ныгдинский детский сад