г. Вологда |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А66-12156/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Министерства сельского хозяйства Тверской области Вахтиной О.А. по доверенности от 21.01.2016, от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Федотова С.С. по доверенности от 11.01.2016, Харитоновой Г.Ю. по доверенности от 15.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2015 года по делу N А66-12156/2015 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
Министерство сельского хозяйства Тверской области (ОГРН 1026900572600, ИНН 6903007921; место нахождения: 170037, г. Тверь, пр-кт Победы, д. 53; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23; ОГРН 1046900050922, ИНН 6901058494; далее - управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 предписания от 28.07.2015 N 36-05-10/1705.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, производство по делу прекратить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились считают оспариваемое решение суда законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей министерства и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управлением на основании приказа от 28.05.2015 N 73 в отношении министерства проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
В ходе проверки управлением установлены и отражены в акте выездной проверки от 09.07.2015 (т. 3, л. 15-98) нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения, допущенные министерством.
Управлением также вынесено представление от 28.07.2015 N 36-05-10/1705 (далее - представление), в котором отражены следующие нарушения, допущенные министерством.
В пункте 1 представления отражено, что в 2014 году министерством произведено расходование средств федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства в сумме 29 302 руб., не обеспеченное софинансированием из областного бюджета в сумме 5 457 руб., которое предусмотрено Законом о бюджете Тверской области на 2014 год, Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 20.02.2014 N 249/17 (далее - Соглашение), государственной программой Тверской области, бюджетной росписью министерства.
Из пункта 2 представления следует, что в 2014 году министерством произведено расходование средств федерального бюджета по выплате субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в сумме 25 696 098 руб., не обеспеченное софинансированием из областного бюджета в сумме 13 759 489 руб., которое предусмотрено Законом о бюджете Тверской области на 2014 год, Соглашением, государственной программой Тверской области, бюджетной росписью министерства.
В пункте 3 представления указано, что в 2014 году министерством произведено расходование средств федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в сумме 27 540 229 руб., не обеспеченное софинансированием из областного бюджета в сумме 1 449 491 руб., которое предусмотрено Законом о бюджете Тверской области на 2014 год.
В резолютивной части представления указано на то, что управление требует рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 24.08.2015.
Министерство, не согласившись с пунктами 1, 2 и 3 представления, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 (далее - Правила N 392).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 392 субъект бюджетного планирования при определении уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации вправе предусмотреть в правилах предоставления субсидий дополнительные показатели, используемые для определения уровня софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее Правила N 1460) в соответствии с пунктом 2 которых субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат, в том числе, по кредитным договорам.
Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 8 Правил N 1460).
Постановлением Правительства Тверской области от 19.02.2013 N 51-пп "О возмещении части процентной ставки по кредитам (займам) и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области и Правительства Тверской области" (далее - Постановление N 51-пп) установлен порядок предоставления субсидий и размеры возмещения части затрат на уплату процентной ставки по кредитам за счет средств областного бюджета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, применительно к пункту 1 оспариваемого представления размер предоставленных субсидий в 2014 году по данному направлению составил 883 543 руб., из них за счет средств федерального бюджета - 749 000 руб., за счет средств областного бюджета - 134 543 руб.
Фактически уровень софинансирования расходных обязательств за счет средств областного бюджета составил 15, 23 %, что не противоречит положениям пункта 13 Правил N 392 и Постановлению N 51-пп.
Применительно к пункту 3 представления судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что объем субсидий на 2014 год, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Тверской области в целях софинансирования расходов по направлению "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2014 N 298-р в размере 544 932 900 руб. и соответствовал потребностям региона в средствах федерального бюджета, заявленной в Минсельхоз России письмом от 11.02.2014 N 488 для субсидирования переходящих кредитов в части исполнения обязательств 2014 года.
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.03.2014 N 1 к Соглашению общий объем средств господдержки на предоставление субсидии на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, определен в размере 582 319 700 руб., из них: 37 386 800 руб. - средства бюджета Тверской области, 544 932 900 руб. - средства федерального бюджета, что составляет 6,42% и 93,58% и соответствует установленному уровню софинансирования.
Дополнительным соглашением от 10.12.2014 N 5 к Соглашению общий объем средств государственной поддержки на предоставление субсидий определен в размере 728 027 900 руб., из них: 36 401 400 руб. - средства бюджета Твеской области, 691 626 600 руб. - средства областного бюджета, что составляет 5% и 95% соответственно.
Общий размер предоставленных субсидий в 2014 году по данному направлению составил 726 578 409 руб., что в процентом соотношении составляет 5,97% и 94,03% и соответствует установленному Постановлением N 392 уровню софинансирования.
Порядок предоставления в 2014 году сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств федерального и областного бюджетов урегулирован Порядком предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий за реализованное молоко, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 N 71-пп и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (далее - Постановление N 1370).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1370 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Порядок расчета размера субсидии и уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации определен пунктами 6 -10, 12 Постановления N 1370.
Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2013 N 106-р (далее - Распоряжение N 106-р) в целях реализации пункта 134 Постановления N 1370 установлен уровень софинансирования расходных обязательств субъекта по данному направлению расходов из федерального бюджета в размере 83%.
Из материалов дела следует, что применительно к пункту 2 представления объем субсидии на 2014 год, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Тверской области в целях софинансирования указанных расходов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 809-р и составляет 60 945 руб. 60 коп.
Законом Тверской области от 07.10.2014 N 73-ЗО "О внесении изменений в закон Тверской области от 27.12.2013 N 142-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" объем бюджетных ассигнований на финансирование указанных расходов за счет средств областного бюджета был увеличен и составил 32 631 800 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 10.11.2014 N 5 к Соглашению объем средств государственной поддержки на предоставление субсидии определен в размере 60 945 600 руб. за счет средств федерального бюджета, 32 631 800 руб. за счет средств областного бюджета.
Фактический объем средств государственной поддержки, направленный в 2014 году на субсидирование 1 килограмма реализованного товарного молока составил 79 817 900 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 60 945 600 руб., за счет областного бюджета- 18 872 300 руб., что составляет соответственно 72,36 % и 23,64 % и не превышает установленный Распоряжением N 106-р уровень софинансирования расходных обязательств субъекта за счет средств федерального бюджета.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что по всем направлениям, отраженным в пунктах 1-3 представления уровень софинансирования министерством выдержан, порядок предоставления субсидий не нарушен.
При указанных обстоятельствах управлением не доказана правомерность принятого преставления в части оспариваемых пунктов.
Апелляционной инстанцией отклоняются доводы подателя жалобы о не нарушении оспариваемым представлением прав и законных интересов заявителя и отсутствии для него негативных последствий, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, оно не может быть оспорено в суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Право должностных лиц Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме того закреплено в пункте 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (подпункт "г") (далее - Правила N 1092).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 74 Правил N 1092 отмена представлений и предписаний Службы (ее территориального органа) осуществляется в судебном порядке.
Учитывая, что оспариваемое представление управления принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2015 года по делу N А66-12156/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12156/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства Тверской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области