г. Воронеж |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А35-10705/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 по делу N А35-10705/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области о признании незаконными сообщений, обязании совершить действия, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждении "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Курской области" (далее - ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление, регистрирующий орган)
о признании незаконными сообщений Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации от 12.11.2014 номер - 01/119/2014-510, 01/119/2014-515, 01/119/2014-512, 01/119/2014-514 и от 09.12.2014 номер - 01/146/2014-694, 01/146/2014-695, 01/146/2014-696;
об обязании Управления Росреестра по Курской области зарегистрировать право оперативного управления на нежилые помещения, расположенные в ремонтных мастерских (Литер В), кадастровый номер 46:29:102122:452, 46:29:102122:376, 46:29:102122:377, 46:29:102122:378 расположенных по адресу: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116 б, а также на помещения, расположенные в здании склада (литер Б) кадастровый номер 46:29:102122:455, 46:29:102122:382, 46:29:102122:383, расположенных по адресу: Российская Федерации, Курская область г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.116 б;
о взыскании с Управления Росреестра по Курской области в пользу ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Сообщения Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации от 12.11.2014 номер - 01/119/2014-510, 01/119/2014-515, 01/119/2014-512, 01/119/2014-514, от 09.12.2014 номер - 01/146/2014-694, 01/146/2014-695, 01/146/2014-696 признаны незаконными.
Управление обязано зарегистрировать право оперативного управления на испрашиваемые объекты недвижимости за ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области".
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов ответчик ссылается на то, что заявитель обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на помещения, которые согласно сведениям государственного кадастра недвижимости расположены в здании с кадастровым номером 46:29:102122:387. Однако в ЕГРП уже открыт раздел на здание с кадастровым номером 46:29:102122:387 и в нем содержатся сведения о зарегистрированном на него праве собственности Российской Федерации.
Заявление о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на здание в связи с его разделением, а также заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на соответствующие помещения в Управление Росреестра по Курской области не представлены.
Таким образом, проведение государственной регистрации права оперативного управления на испрашиваемые объекты недвижимости в соответствии с нормами действующего законодательства в новом разделе ЕГРП при наличии открытого раздела на здание, в котором находится помещения, в настоящее время не представляется возможным и будет противоречить правилам ведения ЕГРП.
ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для регистрации испрашиваемого права. Управлением неверно истолкованы нормы Закона N 122-ФЗ. Предоставленные ФГБУ помещения не являются вновь созданными объектами недвижимости.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Курской области" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
На основании распоряжения Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 03.12.2013 N 239 расп. (с изменениями, внесенными распоряжением от 16.09.2014 N 172 расп.) за ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" закреплены на праве оперативного управления помещения, расположенные в здании ремонтных мастерских (Литер В) и здании склада (Литер Б) по адресу г. Курск, ул.50 лет Октября, д. 116-б.
ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" 15.08.2014 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с заявлением о регистрации права оперативного управления помещений, расположенных в здании ремонтных мастерских (Литер В) по адресу - Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.116 б, а именно:
- нежилое помещение I, площадью 1798,4 кв.м., состоящее из комнат 2-16,18,19а - 1-й этаж, 1-17 - 2-й этаж, кадастровый номер 46:29:102122:452;
- нежилое помещение II, площадью 22,2 кв.м., состоящее из комнаты 19, кадастровый номер 46:29:102122:376;
- нежилое помещение III, площадью 11,2 кв.м., состоящее из комнаты 11а, кадастровый номер 46:29:102122:377;
- нежилое помещение IV, площадью 64,9 кв.м., состоящее из комнаты 1, кадастровый номер 46:29:102122:378.
ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" 22.10.2014 обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права оперативного управления помещений, расположенных в здании склада (Литер Б) по адресу - Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116 б, а именно:
- нежилое помещение I, площадью 761,2 кв.м., состоящее из комнат 12-17 - 1-й этаж, 2-5,7,8,8а,9,9а,11-14 - 2-й этаж, кадастровый номер 46:29:102122:455;
- нежилое помещение III, площадью 74,2 кв.м. - 1-й этаж, кадастровый номер 46:29:102122:382;
- нежилое помещение IV, площадью 69,8 кв.м. - 1-й этаж, кадастровый номер 46:29:102122:383.
Управление Росреестра по Курской области вынесло уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права оперативного управления на помещения.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Управление Росреестра по Курской области приняло решение об отказе в регистрации права оперативного управления, о чем уведомило ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" сообщениями:
- от 12.11.2014 N N 01/119/2014-510, 01/119/2014-515, 01/119/2014-512, 01/119/2014-514;
- от 09.12.2014 N N 01/146/2014-694, 01/146/2014-695, 01/146/2014-696.
Не согласившись с указанными отказами, ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленное требование, суд области исходил из того, что оспариваемые отказы не соответствует нормам действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом N 122-ФЗ, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из материалов дела 15.08.2014, 22.10.2014 ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлениями о регистрации права оперативного управления на соответствующие объекты недвижимости.
В качества основания для государственной регистрации права оперативного управления на помещения в приложении к заявлениям представлены все необходимые документы, в том числе: распоряжение ТУ Росимущества в Курской области от 03.12.2013 N 239 расп, от 16.09.2014 N 172 расп, акты приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в оперативное управление ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области", утвержденные ТУ Росимущества в Курской области.
Тем не менее, Управлением Росреестра по Курской области было принято решение об отказе в регистрации права оперативного управления, о чем было уведомлено ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области".
Основаниями для отказа в государственной регистрации права оперативного управления послужили выводы Управления о том, что заявителем не представлены заявления о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на здание в связи с его разделением, заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на соответствующие объекты.
Между тем, регистрирующий орган не принял во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
На основании ч. 9 ст. 12 Закона N 122-ФЗ в случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
Законом N 122-ФЗ не предусмотрена новая процедура регистрации права собственности того же лица на выделенные объекты недвижимости с подачей заявления правообладателем о перерегистрации его права на выделенные объекты недвижимости.
Указанная правовая позиция соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 N ВАС-1032/2014.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II Приложения N 1 к данному постановлению к собственности Российской Федерации относятся: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 27.07.2015 N N 834/1, 834/2, 834/3, 834/4 и от 30.11.2015 NN 1401/2, 1401/3, 1401/4 указанные объекты - нежилые помещения в здании ремонтных мастерских, литер В, N I - площадью 1798,4 кв.м., N II - площадью 22,2 кв.м., N III - площадью 11,2 кв.м., N IV - площадью 64,9 кв.м., нежилые помещения в здании склада, литер Б, N I - площадью 761,2 кв.м., N III - 74,2 кв.м., N IV - 69,8 кв.м. учтены в реестре федерального имущества и относятся к федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Как следует из абз. 5 ч. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Частью 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Следовательно, право оперативного управления производно от права собственности и не может существовать отдельно от него, такое право является актом распоряжения собственником, в данном случае - Российской Федерацией, своим имуществом.
Как верно отметил суд области, спорные помещения ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" не являются вновь созданными объектами недвижимости. Решения о разделе здания литеры Б, В, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 50 лет октября, д. 116 б, Российская Федерация как собственник не принимала. Смены собственника недвижимого имущества не происходило, в связи с чем, отдельная регистрация права собственности Российской Федерации на занимаемые государственными учреждениями помещения не требуется.
Учитывая вышеизложенное, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные объекты сама по себе не противоречит государственной регистрации за государственными учреждениями права оперативного управления и не исключает такую регистрацию.
При этом, ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области" были представлены требуемые для государственной регистрации документы, содержащие все необходимые сведения в соответствии с нормами ст.ст. 17, 18 Закона N 122-ФЗ. В подлинности представленных документов сомнений у государственного регистратора не возникло, в связи с этим, Управление Росреестра по Курской области не имело правовых оснований для отказа в государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о незаконности оспариваемых отказов, признается апелляционным судом правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 по делу N А35-10705/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10705/2014
Истец: ФГБУ "ОТС ФПС по Курской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Курской области
Третье лицо: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Курской области