г. Чита |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А19-14343/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2015 года по делу N А19-14343/2015 (суд первой инстанции - Чемезова Т.Ю.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (ИНН 3810031323, ОГРН 1023801428738, место нахождения: 664040, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184, далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Иркутска Средняя общеобразовательная школа N 42 (ИНН 3810023749, ОГРН 1023801428540, место нахождения: 664014. г. Иркутск, ул. Генерала Доватора, 23, далее - учреждение) о взыскании 36 479 руб. 51 коп., составляющих сумму штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, за 2012-2014 годы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2015 года по делу N А19-14343/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
С Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы N 42 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска взысканы штрафные санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 4 квартал 2014 в размере 1202 руб., и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве учреждение с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.01.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УПФР в Ленинском районе г. Иркутска на основании решения от 30.01.2015 N 048 004 15 ВР 0000032 проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета плательщиком страховых взносов - МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что представленные страхователем индивидуальные сведения в отношении 27 застрахованных лиц являются недостоверными, из которых: сведения в отношении 24 застрахованных лиц содержат недостоверные сведения о стаже на соответствующих видах работ, сведения в отношении 3 застрахованных лиц - недостоверные сведения о суммах начисленных страховых взносов, с учетом не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 06.03.2015 048 004 15 АВ 0000151.
Решением от 08.04.2015 N 048 004 15 РВ 00002941, вынесенным по результатам рассмотрения акта от 06.03.2015 048 004 15 АВ 0000151, с учетом частичного принятия возражений плательщика страховых взносов (в части одного застрахованного лица - Шепетневу Н.А.), МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 36479,51 руб.
Требование от 14.05.2015 N 048 004 15 ТР 0000294 об уплате штрафа в размере 36479,51 руб. направленное в адрес МБОУ г. Иркутска СОШ N 42, в установленный срок не исполнено.
В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) и статьей 1 Закона N 27-ФЗ МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данном пункте.
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В ходе выездной проверки установлено, что в нарушение пунктов 3, 4 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ учреждением в орган Пенсионного фонда представлены неполные и недостоверные сведения персонифицированного учета в части стажевого периода в отношении следующих застрахованных лиц: Смирновой Л.А., Величко Е.П., Савченко Н.А., Поповой А.Ю., Панимасовой (Мухурхановой) Е.С., Рожицина П.С., Фроловой С.В., Таборовой Л.Б., Кузнецовой М.И., Мараховского А.С., Попова С.А., Порватовой Е.А., Зажора Е.С., Фетисовой (Вахруновой) Е.Ю., Захаренко А.А., Зариповой Н.В., Кошкиной М.В., Тарасовой И.Н., Дума Н.Л., Зайчикова А.А., Кузнецовой М.А., Лыковой М.В.
Как следует из материалов проверки, сумма причитающихся за последний квартал указанного отчетного периода платежей в Пенсионный фонд на застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные индивидуальные сведения в части стажевого периода, составила 705550,08 руб. (на страховую часть -622881,61 руб., на накопительную часть - 82668,47 руб.). Размер штрафа по данному нарушению составил 35277,50 руб. (705550,08 руб. * 5 %).
МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 просило уменьшить размер штрафных санкций на 13894,90 руб., указав, что представление недостоверных сведений персонифицированного учета на застрахованных лиц Кузнецову М.А., Зажора Е.С. и Зарипову Н.В. не ущемило прав указанных лиц, а также не повлекло занижение базы для начисления страховых взносов.
Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ" прямо указывает пенсионным органам на недопустимость формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, и отмечает, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Данное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, принимая решение о привлечении к ответственности, не учло положения вышеуказанных норм, что является незаконным.
Факт представления учреждением недостоверных сведений подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком по существу.
При этом из решения о привлечении страхователя к ответственности от 08.04.2015 N 048 004 15 РВ 00002941 не следует, что представление сведений отразилось на достоверности начисленных страховых взносов. Занижение базы по страховым взносам Управлением Пенсионного фонда выявлено не было, сумма страховых взносов по результатам проверки не доначислялась.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что сам по себе факт выявления ошибок в данных сведениях не свидетельствует о предоставлении ответчиком недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, влекущих привлечение к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Законом не предусмотрена ответственность за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущие за собой занижение суммы платежей. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 Инструкции N 987н устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Апелляционный суд отклоняет ссылку заявителя жалобы на правовую позицию Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенную в постановлении от 05.11.2015 по делу N А19-21908/2014, поскольку в указанном деле арбитражными судами установлено излишнее начисление страховых взносов и представление недостоверных сведений на застрахованное лицо об исчисленных страховых взносах за период. В связи с чем арбитражные суды исходили из того, что поскольку сумма страховых взносов, фактически начисленных, относится к индивидуальным сведениям персонифицированного учета отражаемых и учитываемых в лицевом счете застрахованного лица, то неверное их исчисление и отражение в отчетности свидетельствует о недостоверности таких сведений представляемых в пенсионный фонд.
В настоящем же деле проверкой установлено представление неполных и недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о страховом стаже в отношении застрахованных лиц. При этом, несмотря на то, что сведения о страховом стаже относятся к индивидуальным сведениям персонифицированного учета отражаемым и учитываемым в лицевом счете застрахованного лица, апелляционный суд исходит из того, что представление сведений, в которых имелись недочеты, ошибки, опечатки, не отразилось на достоверности начисленных страховых взносов, занижение базы по страховым взносам указанное обстоятельство не повлекло, т.е. не повлекло неверное их исчисление и отражение в отчетности.
Нарушение срока представления соответствующих сведений МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 Пенсионным фондом не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о стаже на соответствующих видах работ в отношении 24 застрахованных лиц, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ответчика штрафа в размере 35277,50 руб. (705550,08 руб. * 5 %) следует отказать.
Указанная правовая позиция суда соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определениях от 01.07.2013 N ВАС-7986/13, от 27.06.2013 N ВАС-7518/13.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом установлено, что МБОУ г. Иркутска СОШ N 42, в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не включило в базу для начисления страховых взносов выплаты, начисленные работникам учреждения Смирновой Л.А. в октябре 2014 в сумме 206,90 руб., Литвинцевой В.Д. в ноябре 2014 в сумме 1628,35 руб. и Лыковой М.В. в декабре 2014 в сумме 3717,99 руб.
В связи с непринятием ГУ ИРО ФСС РФ указанных расходов, произведенных страхователем на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в общей сумме 5553,24 руб., отраженных в справке о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 30.01.2015, Пенсионным фондом данные выплаты включены в базу для начисления страховых взносов.
В результате допущенных нарушений занижение базы для начисления страховых взносов составило 5553,24 руб., что повлекло неуплату страховых взносов за 4 квартал 2014 в сумме 1504,93 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 1221,72 руб. (на страховую часть трудовой пенсии - 1221,72 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 0 руб.), на обязательное медицинское страхование - 283,21 руб.
Неверное определение базы для начисления страховых взносов повлекло, в нарушение норм статей 8,11, 15 Закона N 27-ФЗ, представление страхователем МБОУ г. Иркутска СОШ N 42 в орган контроля за уплатой страховых взносов недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении сумм страховых взносов, начисленных в пользу указанных застрахованных лиц за 4 квартал 2014.
Как следует из материалов проверки, сумма причитающихся за последние три месяца указанного отчетного периода платежей в Пенсионный фонд на застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные индивидуальные сведения в части сумм страховых взносов, составила 24040,04 руб. (на страховую часть).
Таким образом, ответчик правомерно привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 4 квартал 2014, в виде штрафа в размере 1202 руб. (24040,04 руб. * 5 %).
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П, суд апелляционной инстанции не усматривает из материалов дела обстоятельств, которые бы могли быть признаны смягчающими ответственность.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2015 года по делу N А19-14343/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14343/2015
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа N42