г. Вологда |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А05-11391/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.И.,
при участии от Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Есина А.Ю. по доверенности от 02.02.2016, от акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" Смысловой Е.С. по доверенности от 13.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2015 года по делу N А05-11391/2015 (судья Болотов Б.В.),
установил:
Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230, ИНН 2901161840; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 2; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН 1082902002677, ИНН 2902060361; место нахождения: 164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д. 12; далее - АО "ЦС "Звездочка", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом от 03.08.2015 N 323/П в период с 17.08.2015 по 28.08.2015 управление провело плановую выездную проверку соблюдения обществом обязательных требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 (далее - Технический регламент).
В ходе вышеназванной проверки управление установило и в акте проверки от 28.08.2015 N 44/15 АЛО отразило, что в нарушение пунктов 184, 186, 188, 191, 194, 195, 196, 226 Технического регламента общество эксплуатирует Мелководную набережную при полном несоответствии ее техническому состоянию, не соблюдается режим эксплуатации, технический надзор не ведется, ремонтно-восстановительные мероприятия не проводятся, отсутствует разрешение (свидетельство о годности гидротехнического сооружения) на эксплуатацию объекта, на всем протяжении секций N 3-12, 17-23 обнаружены повреждения, на некоторых участках полностью отсутствуют отбойные устройства; общество эксплуатирует Мелководную набережную, Глубоководную набережную, Спецнабережную, причал для п/х "Гоголь" при отсутствии справочника допускаемых нагрузок, цифровые обозначения на швартовых тумбах, нумерация электрических колонок, знаки опорной и наблюдательной геодезических сетей отсутствуют; эксплуатация причала п/х "Гоголь" осуществляется при отсутствии паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта, отсутствии соблюдения режима эксплуатации, ведения технического надзора, проведения ремонтно-восстановительных мероприятий, инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта, разрешительного характера эксплуатации объекта, не проведены промеры глубин и работы по водолазному обследованию дна для обнаружения предметов, влияющих на безопасность судоходства, не установлен плакат со схемой эксплуатационных нагрузок.
В связи с выявленным нарушением управлением составлен протокол от 22.09.2015 N 10/15 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а материалы проверки, в силу статьи 23.1 указанного Кодекса, переданы в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Объективную сторону вышеназванного административного правонарушения образует деяние, выражающееся в нарушении технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец, обязанные соблюдать требования технического регламента или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 данного Закона (пункт 1 статьи 7 Закона N 184-ФЗ).
При этом, под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (абзац 2 статьи 2 Закона N 184-ФЗ), а под техническим регламентом - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (абзац 24 статьи 2 Закона N 184-ФЗ).
Спорный Технический регламент устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура и распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования (пункты 1, 2 и 4 Технического регламента).
В силу пункта 5 Технического регламента, к объектам технического регулирования относятся:
а) объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением N 1;
материалы, изделия и оборудование для судов, предусмотренные приложением N 1 к техническому регламенту;
б) процессы эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам морского транспорта;
в) объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы;
г) процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам инфраструктуры морского транспорта.
Как следует из подпункта 2 пункта 4.1 Устава общества, оно осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей государства и частного бизнеса (государственно-частного партнерства) в продукции гражданского и военного судостроения.
Для достижения целей, указанных в Уставе, общество вправе осуществлять в порядке, установленном законодательными и нормативными актами Российской Федерации деятельность по строительству, переоборудованию, модернизации, ремонту и гарантийному обслуживанию судов и кораблей военного назначения всех типов и классов; проектирование, строительство, модернизацию, ремонт, утилизацию и гарантийное обслуживание всех типов плавсооружений, металлоемких и сложных конструкций для нужд народного хозяйства и т.д. (пункт 4.2 Устава).
Учитывая вышеприведенное, а также то, что у общества имеются в собственности гражданские суда, которые оно эксплуатирует, имеющиеся причальные набережные ему необходимы для обеспечения эксплуатации, ремонта, отстоя данных судов и судов, в отношении которых общество осуществляет свою деятельность согласно Уставу общества.
Осуществление деятельности, указанной в Уставе общества, также подтверждается распечатками с официального сайта заявителя в сети Интернет, фотоматериалами. При этом судом не принимаются ссылки подателя жалобы на то, что информация на сайте не может быть принята во внимание по причине ее давнего размещения, как надуманные.
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, в данном случае общество является и изготовителем и исполнителем работ, в том числе в области ремонта и утилизации объектов морского транспорта.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы заявителя о том, что он не является субъектом вмененного правонарушения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно паспортам Спецнабережной, Глубоководной набережных они предназначены для судоремонта, назначение Мелководной набережной аналогично назначению Спецнабережной и Глубоководной набережных, причал на городской пристани используется для межрейсового отстоя п/х "Гоголь" в период летней навигации, что отражено в акте проверки N 44/15 АЛО. Указанные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
Следовательно с учетом изложенного общество обязано соблюдать требования Технического регламента, поскольку при эксплуатации объектов морского транспорта использует данные сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского транспорта.
Пунктом 184 Технического регламента предусмотрено, что, обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения следующих требований:
а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;
б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;
в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта;
г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;
д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта;
е) наличие квалифицированного персонала, обслуживающего объект инфраструктуры морского транспорта;
ж) разрешительный характер эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.
В силу пункта 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Пунктом 188 Технического регламента установлено, что объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на причале на видном месте.
Согласно пункту 191 Технического регламента для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять следующие требования:
а) швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
б) фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;
в) швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;
г) не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.
На поверхности головы каждой швартовной тумбы наносятся цифровые обозначения, читаемые со стороны берега сверху (порядковый номер швартовной тумбы), а ниже, под горизонтальной чертой, - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные между собой вертикальной чертой. Телефонные и электрические колонки должны быть пронумерованы в пределах одного причала (пункт 194 Технического регламента).
Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения (пункт 195 Технического регламента).
Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки и таблицы с высотой складирования различных грузов. В справочнике допустимых нагрузок отражается основная номенклатура грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов до корректировки справочника допускаемых нагрузок высота складирования грузов отражается в рабочих технологических документах. Эксплуатация объекта с превышением допускаемых нагрузок запрещается (пункт 196 Технического регламента).
В проекте ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта в случае разрушения или повреждения знаков опорной и наблюдательной сети инструментальных наблюдений за техническим состоянием сооружения должно предусматриваться их восстановление (пункт 226 Технического регламента).
Материалами дела, в том числе актом проверки от 28.08.2015 N 44/15 АЛО, подтверждается и заявителем не оспаривается, что эксплуатация Мелководной набережной, Глубоководной набережной, Спецнабережной, причала для п/х "Гоголь" осуществляется обществом с нарушением пунктов 184, 186, 188, 191, 194, 195, 196, 226 Технического регламента.
При таких обстоятельствах доводы управления о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что данный Технический регламент не распространяется на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые и используемые только для государственной службы, и связанную с указанными кораблями (судами) специальную инфраструктуру, в то время, как основным видом деятельности ответчика является строительство, переоборудование, модернизация, ремонт и гарантийное обслуживание судов и кораблей военного назначения всех типов и классов правомерно не принят судом первой инстанции по основаниям, приведенным в оспариваемом решении, с которыми апелляционная инстанция согласна.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Технического регламента его действие не распространяется на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые и используемые только для государственной службы, и связанную с указанными кораблями (судами) специальную инфраструктуру.
Таким образом, если специальная инфраструктура используется только для эксплуатации военных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемых и используемых только для государственной службы, действие Технического регламента на нее не распространяется.
Между тем каких-либо ограничений в распространении действия Технического регламента на инфраструктуру, которая не является специальной, либо которая предназначена как для эксплуатации вышеназванных объектов морского транспорта, так и для одновременной эксплуатации иных объектов морского транспорта, действующее законодательство не содержит.
В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, Мелководная набережная, Глубоководная набережная, Спецнабережная, причал для п/х "Гоголь" являются причальными сооружениями и не относятся к какой-либо специальной инфраструктуре, предназначены для эксплуатации (включая ремонт и утилизацию) всех видов судов, как указанных в подпункте "а" пункта 3 Технического регламента, так и не указанных в нем.
Доказательств обратного материалы дела, в том числе назначение, основные работы и технологические возможности цехов предприятий N 000-013-71.693, Устав общества, паспорта на набережные, не содержат.
Вместе с тем суд первой инстанции с учетом характера административного правонарушения, имущественного положения общества, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств (частичное устранение допущенных нарушений) и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, назначил обществу наказание по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере 100 000 руб., что управлением не оспаривается.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2015 года по делу N А05-11391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11391/2015
Истец: Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: АО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА"