г. Пермь |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А50-17589/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от заявителя - Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта" (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375): Зиннер М.В. по доверенности от 01.12.2015
от заинтересованного лица - Департамента финансов Администрации города Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610): Баландина Т.В. по доверенности от 22.12.2015
от третьего лица - Комитета по физической культуре и спорту администрации города Перми: Безматерных Т.С. по доверенности от 15.01.2016
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А50-17589/2015
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта"
к Департаменту финансов Администрации города Перми
третье лицо: Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми
о признании недействительным ненормативного акта
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным вынесенного 22.07.2015 Департаментом финансов Администрации города Перми (далее - Департамент, заинтересованное лицо) представления N 15 об устранении выявленных нарушений в части предложения учреждению возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318 461,77 рубль.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 ноября 2015 года по делу N А50-17589/2015, принятым судьей Дубовым А.В., заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным вынесенное 22.07.2015 Департаментом финансов Администрации города Перми представление об устранении выявленных нарушений в части предложения МАОУ ДОД "ДЮСШ ОР по гребным видам спорта" возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318 461,77 рубль, как не соответствующее Бюджетному законодательству Российской Федерации. На Департамент финансов Администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МАОУ ДОД "ДЮСШ ОР по гребным видам спорта".
Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов Администрации города Перми обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции, подтвердив факты неправомерности произведенных расходов по выплате заработной платы директору и сотрудникам учреждения, неправомерно признал представление недействительным в части предложения возместить на лицевой счет учредителя средства субсидии. Департамент указывает на то, что в нарушение норм действующего законодательства проводимые учреждением расходы по начислению заработной платы в отсутствие локального нормативного акта противоречат Трудовому кодексу РФ, Закону "О бухгалтерском учете" и являются нецелевыми.
Определением от 03.02.2016 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми. Дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции назначено на 24.02.2016.
Рассмотрение настоящего дела начато в составе судей: Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г. В связи с нахождением судьи Гуляковой Г.Н. в отпуске определением от 24.02.2016 на основании ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Гуляковой Г.Н. на Борзенкову И.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МАОУ ДОД "ДЮСШ ОР по гребным видам спорта" поддержал заявленные требования.
Представитель Департамента финансов администрации города Перми в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на нецелевое использование денежных средств и отсутствие оснований для признания оспариваемого представления недействительным.
Представитель Комитета по физической культуре и спорту администрации города Перми в судебном заседании поддержал позицию Департамента, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов администрации г. Перми в период с 09.06.2015 по 03.07.2015 проведена проверка соблюдения МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" условий предоставления субсидий.
По результатам проверки установлено, что учреждение в нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2011 N
402-ФЗ, п. 5.2 и 5.3 "Положения об отраслевой системе оплаты труда муниципальных учреждений, подведомственных комитету по физической культуре и спорту администрации г. Перми", утвержденного Постановлением N 706, допустило неправомерное расходование на оплату труда полученных от учредителя субсидий в размере 318 461,77 руб. в связи с неверным установлением коэффициентов за стаж и квалификационную категорию, выплат премий без учета фактически отработанного времени, начислений заработной платы директору и иным сотрудникам учреждения в отсутствии приказа учредителя.
Указанные обстоятельства отражены в акте контрольного мероприятия от 14.07.2015 и послужили основанием для выдачи представления N 15 от 22.07.2015, которым МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" предложено в срок до 12.10.2015 принять меры по устранению выявленных нарушений, устранению причин и условий возникновения выявленных нарушений и возместить на лицевой счет учредителя средства субсидии в сумме 318 461,77 руб.
Считая указанное представление незаконным МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" обралось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (пункт 1).
Порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ целевых субсидий устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления соответственно (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Постановлением администрации г. Перми N 1009 от 23.12.2009 утвержден "Порядок предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания из бюджета города Перми" (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка субсидии на выполнение муниципального задания предоставляются муниципальному бюджетному учреждению и муниципальному автономному учреждению функциональным либо территориальным органом администрации города Перми, осуществляющим по поручению администрации города Перми отдельные функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения, руководителем аппарата администрации города Перми, осуществляющим от имени администрации города Перми отдельные полномочия учредителя в отношении подведомственных администрации города Перми муниципальных учреждений.
Субсидии на выполнение муниципального задания предоставляются на основании соглашения между учредителем и подведомственным муниципальным бюджетным (автономным) учреждением по типовой форме согласно приложению к Порядку предоставления субсидий на выполнение муниципального задания. Средства, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города Перми в виде субсидий на выполнение муниципального задания, расходуются в соответствии с их целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели (п. 3.1, 3.2 Порядка).
Пунктами 4.1, 4.2 Порядка предусмотрен возврат субсидий. Предоставляемые в виде субсидий на выполнение муниципального задания, подлежат возврату в бюджет города Перми в случае, если фактически исполненное бюджетным (автономным) учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в муниципальном задании. При установлении учредителем, органом внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Перми, наделенным полномочиями в области контроля, нецелевого использования бюджетными и автономными учреждениями предоставленных субсидий на выполнение муниципального задания указанные средства подлежат возврату в бюджет города Перми бюджетными и автономными учреждениями в течение 90 календарных дней со дня получения акта по результатам контрольного мероприятия.
Как следует из материалов дела, МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" создано на основании постановления администрации г. Перми N 487 от 06.08.2010.
Согласно п. 1.2. Устава МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования "Город Пермь" осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по ее поручению осуществляет Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми на основании правовых актов администрации г. Перми (1.2 Устава).
28.12.2012 и 31.12.2013 между МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" и Комитетом по физической культуре и спорту администрации г. Перми заключены соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в соответствии с которым учредитель обязался предоставить субсидии на выполнение муниципального задания.
В ходе контрольных мероприятий заинтересованным лицом установлено, что в период с 01.01.2013 по 30.06.2014 директору МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" производилось начисление и выплата специальной части заработной платы, учитывающей квалификационную категорию, государственные и ведомственные награды и стаж работы в размере 0,55% от оклада в отсутствие приказов учредителя на установление указанных выплат, выплачена премия за 2014 год без учета фактически отработанного времени, излишне выплачена премия за 2 квартал 2014 года исходя из должностного оклада, установленного с 01.07.2014. Кроме того при проверке установлены нарушения порядка выплат заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат иным сотрудникам учреждения.
Во исполнения акта проверки Департаментом приняты меры к возмещению на счет учредителя неправомерных расходов (субсидий) путем направления оспариваемого представления.
В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Пермской городской Думы от 22.09.2009 N 209 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений города Перми, в соответствии с которым система оплаты труда работников отдельного учреждения устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, Положением и иными нормативными правовыми актами города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми N 706 от 20.10.2009 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми.
Согласно п. 6.1, 6.2 названного положения заработная плата руководителя учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей. Базовая часть заработной платы руководителя состоит из должностного оклада и специальной части, учитывающей квалификационную категорию, государственные и ведомственные награды, стаж работы, и рассчитывается по соответствующей формуле.
Таким образом, установление размера заработной платы руководителю муниципального учреждения и осуществление их выплат должно осуществляться на основании приказа учредителя.
Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Перми N 1009 от 23.12.2009, установлен порядок возврата субсидий на выполнение муниципального задания, а именно:
средства, предоставляемые в виде субсидий на выполнение муниципального задания, подлежат возврату в бюджет города Перми в случае, если фактически исполненное бюджетным (автономным) учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием (п. 4.1);
в случае невыполнения муниципального задания по итогам финансового года неиспользованные остатки средств субсидий на выполнение муниципального задания подлежат возврату в бюджет города Перми в объеме, соответствующем недостигнутым показателям муниципального задания, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом (п. 4.2);
не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение муниципального задания при достижении бюджетным (автономным) учреждением показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), характеризующих объем муниципальной услуги (работы), используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного и автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано (п. 4.3);
при установлении учредителем, департаментом финансов администрации города Перми, осуществляющим внутренний муниципальный финансовый контроль (далее - департамент финансов), нецелевого использования бюджетными и автономными учреждениями предоставленных субсидий на выполнение муниципального задания, использования субсидий на выполнение муниципального задания с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, данные средства подлежат возврату в бюджет города Перми бюджетными и автономными учреждениями в сроки, установленные указанными органами (п. 4.4).
В ходе контрольных мероприятий заинтересованным лицом не установлено, что фактически исполненное учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием и факта невыполнения муниципального задания. Также не установлено, что учреждение использовало средства на заработную плату и начисления на оплату труда сверх установленного норматива или расходовало денежные средства за счет уменьшения средств, предназначенных на выплаты по другим статьям.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат в отсутствие соответствующего приказа учредителя не меняет их назначения и не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств, а лишь может указывать на несоблюдение порядка установления таких выплат. Указанные нарушения подлежат устранению иным способом, реализованным заявителем путем направления в адрес сотрудников писем об излишне выплаченной заработной плате и возврате указанных выплат на счет МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для направления МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта" представления с требованием о возврате полученной субсидии в сумме 318461,77 руб. на лицевой счет учредителя, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с тем, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, решение суда подлежит отмене на основании ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению относится на Департамент и подлежит взысканию в пользу заявителя. От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе Департамент на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 ноября 2015 года по делу N А50-17589/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным представление Департамента финансов Администрации города Перми от 22 июля 2015 года N 15 как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент финансов Администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта".
Взыскать с Департамента финансов Администрации города Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610) в пользу муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта" (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17589/2015
Истец: МАОУ ДОД "ДЮСШОР по гребным видам спорта"
Ответчик: Департамент финансов Администрации г. Перми, Контрольно-ревизионное управление департамента финансов администрации г. Перми
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ