Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Чита |
|
24 февраля 2016 г. |
дело N А19-13377/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2015 года по делу N А19-13377/2015 по заявлению государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" (ИНН 3827029717, ОГРН 1083827001565) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760) о признании незаконным отказа N 38/001/005/2015-1356 от 09.07.2015 в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н., д. Бурдаковка, кадастровый номер 38:06:141202:341; об обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н., д. Бурдаковка, кадастровый номер 38:06:141202:341 за государственным унитарным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское",
(суд первой инстанции: судья Зарубина Т.Б.),
при участии в судебном заседании:
от государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" - Хочетулина А.Ю. - представителя по доверенности от 07.04.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - не явился, извещен,
установил:
государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" (далее также - заявитель, ГУП "ОПХ "Байкало-Сибирское" или предприятие) обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее также - Управление или Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, содержащегося в сообщении N 38/001/005/2015-1356 от 09.07.2015, на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" путем государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 10 февраля 2016 года был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 12 февраля 2016 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав доводы представителя предприятия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.02.2015 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - здание, находящееся в д. Бурдаковка Иркутского района Иркутской области, кадастровый номер 38:06:141202:341.
Уведомлением от 27.02.2015 N 38/001/005/2015-1356 Управление сообщило предприятию о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества.
В обоснование приостановления регистрирующий орган, в том числе указал на непредставление документов о регистрации ранее возникших прав на объект за Государственным научным учреждением Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ ИНИИСХ СО Россельхозакадемия), иных правоустанавливающих документов на объект, со ссылкой на пункт 2 статьи 13, абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
26.05.2015 предприятием в Управление в качестве документа, подтверждающего наличие ранее зарегистрированных прав представлены дополнительные документы - свидетельство о государственной регистрации за ГНУ ИНИИСХ СО Россельхозакадемией (правопредшественник) права оперативного управления на объект недвижимого имущества - бригадный дом, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 91,9 кв.м инв. N 25:212:001:020010940, лит. А, адрес объекта - Иркутская область, Иркутский район, с. Бурдаковка.
Однако Управление сообщением от 09.07.2015 N 38/001/005/2015-1356 отказало заявителю в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вышеназванного объекта недвижимого имущества, в обоснование которого указал на непредставление документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Предприятие, считая отказ, содержащийся в сообщении Управления от 09.07.2015 N 38/001/005/2015-1356, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа ошибочными, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Закона о государственной регистрации прав.
По правилам пункта 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации прав отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
На основании статьи 2 указанного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации прав установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Как указывалось выше, установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.02.2015 представителем предприятия в регистрирующий орган представлены документы на государственную регистрацию объекта недвижимости - нежилое здание, расположенное в д. Бурдаковка Иркутского района Иркутской области, кадастровый номер 38:06:141202:341, а именно: определение суда по делу N А19-6316/10-34 от 24.09.2014, приказ N 82 от 30.05.2008, приказ N 46 от 28.05.2008, разделительный ликвидационный баланс от 01.07.2008, справка о наличии обязательства на забалансовых счетах форма 0503230 от 07.07.2008, приказ N 97 от 23.07.2008, постановление N 88 от 29.05.2008, приказ N 79-лк от 29.05.2008, справка с Приложением N 1 к постановлению Правления ПФР от 29.07.2008, постановление N 138 от 29.10.2008, устав государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук от 28.05.2008, изменения в устав от 29.10.2008, заключение от 06.06.2012, акт приема-передачи (сооружения) от 06.08.2008, кадастровый паспорт от 31.05.2012, заявление от 11.02.2015 N 38/001/005/2015-1356.
Управление, посчитав, что представленные документы не подтверждают наличие у предыдущего правообладателя прав в отношении заявленного к регистрации объекта, а в Едином государственном реестре соответствующие сведения о зарегистрированных правах отсутствовали, уведомлением N 38/001/005/2015-1356 с 26.03.2015 по 25.06.2015 приостановило государственную регистрацию прав и предложило заявителю представить дополнительные документы (заявление предыдущего правообладателя о регистрации первоначального права хозяйственного ведения, либо документы о его регистрации за предыдущим правообладателем для регистрации перехода права к заявителю).
Впоследствии предприятием в качестве дополнительных документов, подтверждающих право его правопредшественника на спорный объект, было представлено свидетельство о государственной регистрации от 29.05.2012 N 38 АД 775117 (том 1, л.д. 43) за Государственным научным учреждением Иркутский Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук права оперативного управления на объект недвижимого имущества - бригадный дом, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 91,9 кв.м., инв. N 25:212:001:020010940, лит. А, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, с. Бурдаковка. Условный номер: 28-28-01/099/2012-33.
О чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 мая 2012 года сделана запись регистрации N 38-38-01/099/2012-034.
Придя к выводу, что заявителем на регистрацию были представлены документы, имеющие сведения различного содержания в части заявленных к регистрации прав (перехода прав) и зарегистрированных прав предыдущего правообладателя -Государственного научного учреждения Иркутский Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (хозяйственное ведение) в части индивидуально-определенных признаков объекта, заявленного к регистрации (площадь, кадастровый (условный) номер), суд первой инстанции приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для осуществления действий по государственной регистрации объекта недвижимости - нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдаковка, кадастровый номер: 38:06:141202:341.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, как поставленный при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, и неправильном применении норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона.
Абзацем 10 пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 в пункте 5 Постановления от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определяет Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
В Российской Федерации создаются и действуют, в том числе следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие (абзацы 1, 2 пункта 2 статьи 2).
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (абзац 1 пункта 2 статьи 8).
Имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества (абзацы 1, 2 пункта 1 статьи 11).
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (пункт 2 статьи 11).
Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда (пункт 1 статьи 29).
Из приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации следует, что решение о реорганизации унитарного предприятия в форме выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий принимается уполномоченным государственным органом. При этом имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, право на которое не переходит к выделенному унитарному предприятию от реорганизованного предприятия, а возникает с момента его передачи унитарному предприятию, и подлежит государственной регистрации как возникновение вещного права.
Какого-либо волеизъявления реорганизованного унитарного предприятия о закреплении за выделенным из него (вновь созданным) унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения и государственной регистрации этого вещного права, как и подтверждение государственной регистрации права хозяйственного ведения реорганизованного унитарного предприятия на данное имущество не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как уже указывалось выше предприятием в регистрирующий орган на государственную регистрацию объекта недвижимости - нежилое здание, расположенное в д. Бурдаковка Иркутского района Иркутской области, кадастровый номер 38:06:141202:341, в числе других были представлены следующие документы: приказ N 46 от 28.05.2008, приказ N 82 от 30.05.2008, разделительный ликвидационный баланс от 01.07.2008, акт приема-передачи от 06.08.2008, заключение от 06.06.2012, кадастровый паспорт от 31.05.2012.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 202-ФЗ было установлено, что Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приказа Российской академии сельскохозяйственных наук от 28.05.2008, тое есть уполномоченного государственного органа, в силу приведенных положений Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Россельхозакадемии реорганизован путем выделения из него научно-производственного отдела и преобразования его в Государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Росслельхозакадемии с правами юридического лица (пункт 1).
В хозяйственное ведение Государственного унитарное предприятия опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Росслельхозакадемии переданы основные и оборотные фонды, другое государственное имущество (пункт 4).
На основании указанного приказа согласно акту акт приема-передачи имущества от 06.08.2008 предприятию в числе основных средств передан Бригадный дом (д. Бурдаковка) 1982 года ввода в эксплуатацию общей площадью 132, 5 кв.м. (том 1, л.д. 28).
Согласно заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр кадастровых работ и оформления объектов недвижимости" от 06.06.2012 Бригадный дом (д. Бурдаковка), указанный в договоре N IX.19.4 от 6 августа 2008 года и Акте приема-передачи имущества от 6 августа 2008 года и объект с кадастровым номером 38:06:141202:341, кадастровый паспорт от 31 мая 2012 года являются одним и тем же объектом. Несоответствие площадей в сравнении с Актом приема-передачи имущества от 6 августа 2008 года вызвано тем, что при формировании Акта не были проведены обмерочные работы на объекте.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) установлено, что Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, при наличии кадастрового паспорта от 31 мая 2012 года на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова, Управление имело полные сведения об учтенном недвижимом имуществе, которые подтверждают существование этого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу указанного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предприятием для государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова, были представлены все необходимые документы.
При этом подлежат отклонению доводы Управления со ссылкой на свидетельство о государственной регистрации от 29.05.2012 N 38 АД 775117 за Государственным научным учреждением Иркутский Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук права оперативного управления на объект недвижимого имущества - бригадный дом, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 91,9 кв.м., инв. N 25:212:001:020010940, лит. А, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, с. Бурдаковка. Условный номер: 28-28-01/099/2012-33. Как уже указывалось выше, в рассматриваемом случае предоставление предприятием такого документа, подтверждающего право оперативного управления реорганизованного предприятия, в соответствии с Законом о государственной регистрации прав не требуется.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер).
Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из свидетельства о государственной регистрации от 29.05.2012 N 38 АД 775117 следует, что спорному объекту недвижимого имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, присвоен условный номер: 28-28-01/099/2012-33, следовательно, у Управления имелась возможность идентифицировать данный объект.
Из материалов дела также следует, что факт передачи предприятию уполномоченным государственным органом спорного нежилого помещения сторонами не оспаривается. Право заявителя на спорное имущество третьими лицами на момент его обращения за регистрацией права не оспаривается.
В силу указанного, у регистрирующего органа не было законных оснований отказывать заявителю в регистрации права оперативного управления на спорное недвижимое имущество, поскольку им формально соблюдены требования Закона о государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 201 АРК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2015 года по делу N А19-13377/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653) в государственной регистрации права хозяйственного ведения, содержащийся в сообщении N 38/001/005/2015-1356 от 09.07.2015, на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова, как несоответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, находящееся по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Желябина, д. 6 (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653), устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" (ИНН 3827029717, ОГРН 1083827001565) путем государственной регистрации права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" на нежилое здание с кадастровым номером 38:06:141202:341, находящееся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдакова.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, находящегося по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Желябина, д. 6 (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653), в пользу государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" (ИНН 3827029717, ОГРН 1083827001565) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" (ИНН 3827029717, ОГРН 1083827001565) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.12.2015 номер операции 15603572 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13377/2015
Истец: ГУП опытно-производственное хозяйство "Байкало-Сибирское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2957/16
06.05.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1557/16
24.02.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7432/15
18.11.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13377/15