город Омск |
|
24 февраля 2016 г. |
А70-10848/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-460/2016) общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2015 по делу N А70-10848/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" (ОГРН 1107232041014, ИНН 7204162073) к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения от 19.12.2014 N 106 с изменениями, внесенными решением от 29.06.2015 N 35, в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимных расчетов между сетевыми организациями на первое полугодие 2015 года; об обязании устранить нарушения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "СУЭНКО",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" - Кондрашов Юрий Васильевич (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, действующий на основании доверенности от 21.08.2015 сроком 1 год);
от Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от публичного акционерного общества "СУЭНКО" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
ООО "Энерго-Лидер" (далее - заявитель, общество, ООО "Энерго-Лидер") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответчик, РЭК, регулирующий орган) о признании недействительным решения от 19.12.2014 N 106 с изменениями, внесенными решением от 29.06.2015 N 35, в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимных расчетов между сетевыми организациями в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" - публичного акционерного общества "СУЭНКО" на первое полугодие 2015 года; об обязании устранить нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичного акционерного общества "СУЭНКО" (далее по тексту - третье лицо, ПАО "СУЭНКО").
Решением от 06.11.2015 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных ООО "Энерго-Лидер" требований в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Энерго-Лидер" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, общество указало, что при установлении тарифа ответчиком была допущена ошибка, в связи с чем установленный тариф на первое полугодие 2015 года является экономически необоснованным, поскольку за 1 полугодие 2015 года общество понесло убытки в размере 700 000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Энерго-Лидер" выразило свое несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что в связи с непредставлением обществом в РЭК данных для расчета тарифа на 2015 год, РЭК произвела расчет по имеющимся данным за предыдущие периоды. По мнению подателя жалобы, взятые ответчиком данные за предшествующие периоды не могли привести к установлению настолько экономически необоснованного тарифа. В апелляционной жалобе общество в виде таблиц приводит анализ данных за 2012, 2013, 2014 год. Утверждает, что в регулирующий орган были представлены документы, достаточные для установления верного тарифа.
Также податель жалобы не согласен с тем, что корректировка тарифов на 2 полугодие 2015 года связана с применением заявителем упрощенной системы налогообложения.
ООО "Энерго-Лидер" утверждает, что фактические расчеты общества не позволяют прийти к выводу, что после корректировки тарифа на 2 полугодие 2015 года среднегодовая валовая выручка должна составить плановое значение.
Также общество не согласно с тем, что расчетные тарифы являются именно расчетными, и итоговая прибыль заявителя может отличаться от расчетной в связи с факторами его хозяйственной деятельности, которые ответчик не учитывал и не был обязан учитывать при расчете тарифа.
ПАО "СУЭНКО" и РЭК в представленных отзывах на апелляционную жалобу возразили против доводов ООО "Энерго-Лидер", просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "СУЭНКО" и РЭК, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции ООО "Энерго-Лидер" поддержало доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что РЭК было принято решение N 106 от 19.12.2014, в котором установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2015 год, в том числе для ООО "Энерго-Лидер" - строка 21 приложения.
Позже РЭК было принято решение N 35 от 29.06.2015 о внесении изменений в решение N 106, которым тарифы для заявителя (строка 19 приложения) были изменены на 2-е полугодие 2015 года.
Не согласившись с решением РЭК от 19.12.2014 N 106 с изменениями, внесенными решением от 29.06.2015 N 35, в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимных расчетов между сетевыми организациями в отношении ООО "Энерго-Лидер" - ПАО "СУЭНКО" на первое полугодие 2015 года, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.11.2015 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа было принято обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Федеральный закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с п.49 Методических указаний, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
В целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с методическими указаниями.
Таким образом, на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа. При этом, между собой сетевые организации рассчитываются за оказанные услуги по передаче электрической энергии на основании индивидуальных тарифов.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, регулирующие органы устанавливают необходимую валовую выручку территориально сетевой организации, которая определяется в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с п. 16-34 Основ ценообразования установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении тарифов, с прилагаемыми обосновывающими материалами.
Как следует из материалов дела, в период тарифного регулирования на 2015 год ООО "Энерго-Лидер" не обращалось в РЭК с заявлением об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами.
Письмом от 12.08.2014 N 18/1246 РЭК запросило у ООО "Энерго-Лидер" материалы, необходимые для тарифного регулирования на 2015 год (л.д. 61): документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на объекты электросетевого хозяйства; однолинейные схемы электрических сетей; бухгалтерскую отчетность за 2013 год, реестр субабонентов, подключенных к сетям; отчет по фактическому исполнению тарифа за период 2013 год. Обосновывающими материалами по данному вопросу могут быть ежемесячные копии счетов - фактур и актов об оказании услуг по передаче электрической энергии при расчете гарантирующим поставщиком с территориальной сетевой организацией, ежемесячные копии счетов - фактур на покупку технологического расхода электроэнергии (потерь), ежемесячные копии счетов - фактур при взаиморасчетах с вышестоящей электросетевой организацией (котлодержателем).
Однако, вопреки доводам подателя жалобы, из материалов дела не следует, что ООО "Энерго-Лидер" предоставило в РЭК испрашиваемые документы.
Доводы подателя жалобы относительно того, что факт обращения обществом в РЭК подтверждается представленной в материалы дела перепиской, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из представленных в материалы дела писем не следует, что ООО "Энерго-Лидер" обратилось в установленном законом порядке в РЭК с заявлением об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами.
Учитывая, что ООО "Энерго-Лидер" не обращалось в РЭК с заявлением об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами, то расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2015 год был произведен РЭК исходя из имеющихся у него данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих тарифов.
При расчете тарифов на услуги по передаче учитываются плановые расходы сетевых организаций и плановые объемы передаваемой электрической энергии.
Из материалов дела следует, что взаиморасчеты между ООО "Энерго-Лидер" и ПАО "СУЭНКО" в 1 полугодии 2015 года осуществлялись по индивидуальным тарифам, рассчитанным в соответствии с п.52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Заявитель обратился в РЭК с письмами от 19.02.2015 N 1 и от 13.04.2015 N 8, в которых просил пересмотреть индивидуальный тариф, установленный на 2015 год, предоставив информацию о том, что предприятие осуществляет свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения.
Однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в силу пункта 62 Основ ценообразования срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей и объемов покупки мощности организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо было принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2015 года, в том числе индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Во исполнение указанного постановления, в связи с изменениями сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической мощности на период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, экспертами РЭК были пересмотрены, в том числе, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и с 1 июля 2015 года в Решение РЭК от 19.12.2014 N 106 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на 2015 год" внесены изменения.
РЭК произведен перерасчет тарифов для взаиморасчета между сетевыми организациями ООО "Энерго-Лидер" и ПАО "СУЭНКО" со 2 полугодия 2015 года. При этом было учтено применение предприятием ООО "Энерго-Лидер" упрощенной системы налогообложения, включен налог на добавленную стоимость в размере 18%, а также налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: для данного предприятия это минимальный налог в размере 1% от товарной выручки.
В соответствии с пунктом 31 Правил государственного регулирования Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Таким образом, у РЭК отсутствовали правовые основания для пересмотра тарифов на 1 полугодие 2015 года.
Доводы подателя жалобы, о том, что установленный РЭК тариф на первое полугодие является ошибочным и экономически необоснованным, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Энерго-Лидер" не представило доказательства необходимости установления РЭК тарифа в ином размере.
Как уже было отмечено, в силу пункта 12 Правил государственного регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении тарифов, с прилагаемыми обосновывающими материалами.
ООО "Энерго-Лидер" своевременно не представило в РЭК экономически обосновывающие материалы, на основании которых РЭК следовало бы установить тариф в ином размере.
Суд апелляционной инстанции не принимает приведенные обществом в тексте апелляционной инстанции таблицы с данными о взаиморасчетах за предыдущие периоды, поскольку ООО "Энерго-Лидер" не представило документов в подтверждение указанных данных.
Таким образом, доводы подателя жалобы о необоснованности установленного на первое полугодие 2015 года тарифа отклоняются судом апелляционной инстанции за несостоятельностью и недоказанностью.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение РЭК в оспариваемой части соответствует закону, не нарушает права и законные интересы ООО "Энерго-Лидер" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не возлагает на Общество какие-либо незаконные обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Энерго-Лидер" не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на ООО "Энерго-Лидер".
В связи с тем, что Обществом при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1 500 руб., государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ООО "Энерго-Лидер" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2015 по делу N А70-10848/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 101 от 01.12.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10848/2015
Истец: ООО "ЭНЕРГО-ЛИДЕР"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ПАО "СУЭНКО"