г. Владивосток |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А51-20891/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Чарекчан
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-654/2016
на решение от 17.12.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-20891/2015 Арбитражного суда Приморского края
по Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) в лице филиала по Приморскому краю
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю
об оспаривании решения,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ В ПК) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФКП Росреестра по Приморскому краю (далее - регистрирующий орган, Учреждение, ответчик) от 07.08.2015 N Ф01-15-36790, и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:69.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Настаивая на правомерности оспариваемого ТУ ФАУГИ в ПК в рамках настоящего спора отказа, указывает, что буквальное толкование статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не дает право собственникам объектов капитального строительства уточнять границы земельных участков, на которых такие объекты располагаются, до регистрации прав на сами земельные участки.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
03.08.2015 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю с заявлением об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:69, расположенного в с. Сиваковка Хорольского района Приморского края в районе ул. Советская, 25, приложив межевой план от 16.07.2015, выполненный кадастровым инженером по заказу Территориального управления.
В заявлении ТУ Росимущества указало, что право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано, однако на нем находится здание - Сиваковская насосная станция, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в силу чего земельный участок на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является федеральной собственностью.
Решением от 07.08.2015 N Ф01-15-36790 филиал Кадастровой палаты отказал в учете изменений объекта недвижимости, сославшись на то, что с заявлением о кадастровом учете изменений обратилось ненадлежащее лицо, учитывая, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Ханкайского учреждения эксплуатации мелиоративных систем и насосных станций.
Посчитав, что данное решение ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы публичного собственника, ТУ Росимущества оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 21 Закона N 221-ФЗ определено, что заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. При этом, с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в учете изменений кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:69 послужило то обстоятельство, что с указанным заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Давая оценку правомерности оспариваемого отказа по указанному основанию, коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, принимает во внимание следующее:
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 25:21:020101:69 расположено здание Сиваковской насосной станции инв. N 05:250:002:00001200, находящееся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2014 серия 25-АВ N 191586.
Из содержания абзаца 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности, так как на нем расположен находящийся в федеральной собственности объект недвижимости - здание Сиваковской насосной станции.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены, в частности, функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Следовательно, ТУ Росимущества по Приморскому краю, как уполномоченный орган публичного собственника, был вправе обратиться за кадастровым учетом изменений этого объекта недвижимости независимо от наличия у другого лица права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.
В соответствии со статьей 22 Закона N 122-ФЗ одним из документов, необходимых для кадастрового учета объектов недвижимости, является межевой план земельного участка.
Частью 3.1 статьи 38 данного закона установлено, что в межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права.
В межевом плане от 16.07.2015, представленном ответчику с заявлением о кадастровом учете изменений, в разделе "Исходные данные" приведена ссылка на свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2014 серия 25-АВ N 191586; копия свидетельства приложена к межевому плану.
Оценив пакет документов, представленных ТУ Росимущества в кадастровую палату, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель подтвердил наличие у него полномочий на обращение с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и представил все необходимые для кадастрового учета документы.
Иных оснований для отказа в осуществлении изменений кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:69 коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФКП Росреестра по Приморскому краю от 07.08.2015 N Ф01-15-36790 противоречит закону и нарушает права и законные интересы публичного собственника, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Резолютивная часть решения арбитражного суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2015 по делу N А51-20891/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20891/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Ответчик: ФГБУ "ФКП ФС государственной регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому краю, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю
Третье лицо: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ"