г. Киров |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А29-7146/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмановой К.Г.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального района "Княжпогостский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2015 по делу N А29-7146/2015, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН: 1117005235, ОГРН: 1051101096441) в лице конкурсного управляющего Британова Константина Геннадьевича
к администрации муниципального района "Княжпогостский" (ИНН: 1117003968, ОГРН: 1021101067591)
о признании незаконными действий,
установил:
открытое акционерное общество "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - заявитель, ОАО "Княжпогостское ЖКХ", Общество) в лице конкурсного управляющего Британова Константина Геннадьевича обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - ответчик, Администрация, муниципальный орган), выразившихся в отказе в принятии от заявителя документов по личному составу, подлежащих обязательному хранению, который изложен в письме от 29.04.2015 N 02-19/1580.
Решением суда от 03.12.2015 требование Общества удовлетворено, оспариваемый отказ муниципального органа в принятии документов по личному составу организации-банкрота признан незаконным, на ответчика возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять соответствующие документы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Муниципальный орган отмечает, что площадь хранилищ сектора архивной работы Администрации не позволяет принять на хранение дополнительные документы, при этом возможность для расширения архивных площадей отсутствует; кроме того, ссылается на то, что в силу части 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) ОАО "Княжпогостское ЖКХ" с момента начала процедуры ликвидации не заключало с архивным сектором Администрации договор о передаче архивных документов на хранение, который в данном случае является обязательным; Общество не является источником комплектования муниципального архива, то есть архив не обязан принимать на хранение образующиеся в деятельности негосударственной организации документы. В этой связи ответчик настаивает на законности и обоснованности изложенного в письме от 29.04.2015 N 02-19/1580 отказа в принятии у конкурсного управляющего ОАО "Княжпогостское ЖКХ" документов по личному составу.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу N А29-9523/2013 ОАО "Княжпогостское ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Британов Константин Геннадьевич.
23.03.2015 конкурсный управляющий во исполнение требований пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2012 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратился к Администрации с заявлением о принятии документов организации-банкрота по личному составу, подлежащих обязательному хранению, на безвозмездной основе.
Письмом от 29.04.2015 N 02-19/1580 Администрация сообщила об отказе в принятии на хранение данных документов со ссылкой на отсутствие площадей для их хранения.
Не согласившись с действиями муниципального органа по отказу в принятии документов на хранение, Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона об архивном деле, указал, что муниципальный орган в лице архивного сектора Управления делами Администрации был обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу организации-банкрота на безвозмездной основе вне зависимости от наличия заключенного договора о передаче архивных документов на хранение, в связи с чем, установив, что оспариваемый отказ нарушает права граждан - работников ОАО "Княжпогостское ЖКХ" и влечет за собой невозможность завершения процедуры конкурсного производства, признал его незаконным, возложив на ответчика обязанность принять спорные документы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (независимо от форм собственности), а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона.
Частью 10 статьи 23 названного Закона предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Таким образом, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций соответствующими государственными или муниципальными архивами.
В соответствии со статьей 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Соответствующим муниципальным архивом в данном случае является архивный сектор Управления делами Администрации (по месту нахождения ликвидируемой организации). Данный архивный отдел в силу требования части 10 статьи 23 Закона об архивном деле обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу организации-банкрота.
Передача документов по личному составу при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, осуществляется с соблюдением установленного законом порядка. Данный порядок предполагает, что управомоченным на совершение данных действий субъектом является ликвидатор или конкурсный управляющий, который в целях передачи на архивное хранение обязан упорядочить архивные документы ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. При этом передача документов осуществляется на основании договора, заключаемого с соответствующим государственным или муниципальным архивом.
Вместе с тем предметом спора в рассматриваемом случае является отказ Администрации в принятии от Общества документов по личному составу, подлежащих обязательному хранению, который изложен в письме от 29.04.2015 N 02-19/1580. Единственным основанием для отказа в приеме названных документов является отсутствие в архивном секторе площадей для их хранения. В материалах дела также имеется письмо Администрации от 21.10.2015 N 02-19/4380, которое не является предметом спора, однако подтверждает то обстоятельство, что в качестве препятствия к приему документов на хранение ответчиком указывалось лишь отсутствие условий для обеспечения хранения документов.
В апелляционной жалобе муниципальный орган обращает внимание на то, что площадь хранилищ сектора архивной работы Администрации не позволяет принять на хранение дополнительные документы; на 155 погонных метрах архивных полок размещено 39 023 единиц хранения, в то время как по итогам паспортизации Росархива на указанной площади по норме возможно разметить не более 12 400 единиц хранения; возможность для расширения архивных площадей у ответчика отсутствует.
Однако, отсутствие в архивном секторе необходимых площадей не поименовано в законе в качестве достаточного основания для отказа в приема документов по личному составу организации-банкрота. ОАО "Княжпогостское ЖКХ" не является источником комплектования государственного или муниципального архива (доказательства обратного в деле отсутствуют), осуществляло свою деятельность на территории муниципального района "Княжпогостский", в связи с чем с учетом действующего законодательства у Администрации отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов по личному составу Общества.
Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует правовая норма, обязывающая юридическое лицо (не являющееся государственным или муниципальным архивом) либо его правопреемника хранить архивные документы ликвидированного юридического лица. Следовательно, архивные документы и документы по личному составу ликвидированного юридического лица в целях предотвращения их утраты, а также в целях охраны прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан по исполнению социально-правовых гарантий вне зависимости от иных обстоятельств подлежат передаче в соответствующий государственный либо муниципальный архив.
Принуждение ОАО "Княжпогостское ЖКХ" в лице конкурсного управляющего к заключению возмездного договора с архивом после подачи заявления о безвозмездном принятии на хранение документов по личному составу и отказа в приеме данных документов безвозмездно до момента заключения возмездного договора нарушает права и законные интересы предприятия, находящегося в процедуре банкротства, создает препятствие для исполнения обязательств конкурсным управляющим. Суд также учитывает и социальную значимость хранения архивных документов граждан и необходимость соблюдения их социальных прав и гарантий; передача в Администрацию спорных документов имеет социальную направленность, призвана защитить права жителей муниципального района, содержащих информацию о трудовом стаже и заработной плате граждан (личных дел, лицевых счетов и т.п.), в связи с чем несоблюдение установленного законом порядка хранения данных документов может повлечь нарушение прав и законных интересов указанных граждан.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что отсутствие соответствующего договора не препятствует возложению на муниципальный орган обязанности принять от заявителя спорные документы, при том, что Закон об архивном деле не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение.
Вместе с тем следует отметить, что Администрация в письме от 29.04.2015 N 02-19/1580 не ссылалась на нормы Закона об архивном деле, предусматривающие принятие на платной основе архивных документов по личному составу в случае отсутствия соответствующего договора. Поскольку отсутствие договора о передаче архивных документов на хранение в письме Администрации не обозначено в качестве основания для оспариваемых действий (бездействия), соответствующие аргументы в апелляционной жалобе в обоснование незаконности обжалуемого судебного акта во внимание не принимаются.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по своей сути повторяют доводы Администрации при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В решении суда данным доводам дана надлежащая правовая оценка, которую суд апелляционной инстанции находит правильной.
Иное толкование ответчиком положений законодательства Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя возложения на Администрацию обязанности принять спорные документы на хранение.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы муниципального органа, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2015 по делу N А29-7146/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2015 по делу N А29-7146/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района "Княжпогостский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7146/2015
Истец: Конкурсный управляющий Британов Константин Геннадьевич, ОАО "Княжпогостское ЖКХ", ОАО \ "Княжпогостское ЖКХ\"
Ответчик: Администрация муниципального района \ "Княжпогостский\"