г. Саратов |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А57-16064/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А, Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области Белезняковой А.В., действующей на основании доверенности от 03.12.2015 N 03-02/027558, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Федоровой М.Н., действующей на основании доверенности от 14.09.2015 N 04-11/061, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Палагина М.В., действующего на основании доверенности от 23.07.2014 N 05-17/25,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Промышленные системы" Толстова Евгения Владимировича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года по делу N А57-16064/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению участника общества с ограниченной ответственностью "ТД Промышленные системы" Толстова Евгения Владимировича (г. Саратов),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (410049, г. Саратов, ул. им. Пономарева П.Т., д. 24, ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410010, г. Саратов, ул. Бирюзова, д. 7 А, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании незаконным решения от 16.03.2015 N 635А об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился участник общества с ограниченной ответственностью "ТД Промышленные системы" (далее - ООО "ТД Промышленные системы", общество) Толстов Евгений Владимирович (далее - Толстов Е.В., заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 16.03.2015 N 635А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением суда первой инстанции от 25 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Е.В. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Е.В. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.10.2014 единственным участником ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Е.В. принято решение N 1/Л о ликвидации ООО "ТД Промышленные системы", назначении ликвидатором ООО "ТД Промышленные системы" Моложаева В.Б.
13.01.2015 ликвидатором ООО "ТД Промышленные системы" Моложаевым В.Б. в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области представлены уведомление о ликвидации ООО "ТД Промышленные системы" (форма N Р15001) с приложением решения о ликвидации.
02.02.2015 ликвидатором ООО "ТД Промышленные системы" Моложаевым В.Б. в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области представлены уведомление о ликвидации ООО "ТД Промышленные системы" (форма N Р15001), решение о ликвидации, промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный решением единственного участника ООО "ТД Промышленные системы" Толстова Е.В. от 29.01.2015 N 2/Л.
10.02.2015 Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в ЕГРЮЛ внесена запись государственный регистрационный номер 2156450036830 о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ТД Промышленные системы".
06.03.2015 ликвидатором ООО "ТД Промышленные системы" Моложаевым В.Б. в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области представлено заявление о ликвидации юридического лица (форма N Р16001), ликвидационный баланс и иные документы в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2011 N 129-ФЗ).
16.03.2015 Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области принято решение N 635А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, поскольку в отношении общества назначено проведение выездной налоговой проверки, в связи с чем заявление о государственной регистрации ликвидации считается непредставленным.
Участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстова Е.В., полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ТД Промышленные системы" в связи с ликвидацией является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что обществом нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, заявление о государственной регистрации ликвидации содержит недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
Из изложенного следует, что при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может и не должно быть ликвидировано кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
В силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из материалов дела следует, что 04.02.2015 Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области принято решение N 01/10 о проведении в отношении ООО "ТД Промышленные системы" выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 14.01.2015.
Указанное решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области 09.02.2015 направлено в адрес Толстова Е.В., ликвидатора общества Моложаева В.Б., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 09.02.2015.
Принимая во внимание, что ООО "ТД Промышленные системы" является объектом выездной налоговой проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией считается непредставленным.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, о завершении расчётов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Материалами дела подтверждено, что обществом установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица нарушен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Е.В. указывает, что при обращении с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией в уполномоченный орган представлены все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы, проведение налоговой проверки в отношении общества не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
По итогам налоговой проверки в отношении ООО "ТД Промышленные системы" Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области может быть установлено наличие у общества задолженности подлежащей отражению в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица.
Суд апелляционной инстанции полагает, что подача заявления о государственной ликвидации общества после принятия налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки, результаты которой могут повлиять на состояние расчетов общества с бюджетом, и, следовательно, достоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, не могут быть расценены иначе как злоупотребление правом, что не допустимо в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года по делу N А57-16064/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16064/2015
Истец: Участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Е. В., Участник ООО "ТД Промышленные системы" Толстов Евгений Владимирович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области, Межрайонная ИФНС N19 по Саратовской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, МРИФНС N8 по Саратовской области, УФНС по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области