г. Москва |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А41-40331/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцева С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ООО "Павшино-Сити" - Ваценко О.А., представитель по доверенности от 18.08.2015 N 7/2,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Щеснович А.А. представитель по доверенности от 20.01.2016, Дьяченко О.М. представитель по доверенности от 20.02.2016,
от Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами - Харченкова М.С. представитель 11.01.2016,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Павшино-Сити" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2015 по делу N А41-40331/15, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Павшино-Сити" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Министерству жилищно-коммунального хозяйства МО о признании недействительными результата проверки Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", оформленные актом проверки от 08.04.2015 N39 ОБ-15666; о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе в выдаче лицензии, оформленное п.31 протокола N12 от 17.04.2015; о признании незаконным распоряжение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 23.04.2015 N227; об обязании Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-Сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Павшино-Сити" (далее - ООО "Павшино-Сити", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, управление), Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионная комиссия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - министерство) о признании недействительными результата проверки Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", оформленные актом проверки от 08.04.2015 N 39 ОБ-15666; о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе в выдаче лицензии, оформленное п. 31 протокола N 12 от 17.04.2015; о признании незаконным распоряжение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 23.04.2015 N 227; об обязании Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-Сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области; о взыскании с Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "Павшино-Сити" расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2015 по делу N А41-40331/15 к участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (том 3, л.д. 57).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2015 по делу N А41-40331/15 прекращено производство по требованию о признании незаконным распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 23.04.2015 N 227. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (том 6, л.д. 47-52).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Павшино-Сити" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заедании представитель ООО "Павшино-Сити" заявил ходатайство об отказе от требования в части обязания лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Представители управления, лицензионной комиссии не возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный находит заявленное ООО "Павшино-Сити"" ходатайство об отказе от исковых требований в части обязания лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подлежащим удовлетворению в силу части 2 статьи 49 АПК РФ, поскольку отказ не противоречит закону и не нарушает права ответчика и других лиц.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поскольку ООО "Павшино-Сити" заявлен отказ от части исковых требований, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в части обязания лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Представитель ООО "Павшино-Сити" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.
Представители управления, лицензионной комиссии возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 25.03.2015 ООО "Павшино-Сити" обратилось в управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в г. Красногорск Московской области по адресам поименованным в данном заявлении (том 1, л.д. 27-29).
Управлением на основании распоряжения от 27.03.2015 N 39 ОБ-15666 проведена внеплановая проверка ООО "Павшино-Сити" соответствия соискателя лицензии установленным жилищным законодательством Российской Федерации лицензионным требованиям для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления, в соответствии с заявлением общества от 26.03.2015 N 39 ОБ-15666 (том 3, л.д. 9).
Данной проверкой установлено несоответствие соискателя лицензии - ООО "Павшино-Сити" лицензионным требованиям, установленным статьей 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно акту проверки от 08.04.2015 N 39 ОБ-15666 Госжилинспекцией выявлено не соблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации, установленной частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: на официальном сайте www.reformagkh.ru не размещены сведения за 2014 год о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к тему, чем допущено нарушение пп. "а" пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (том 3, л.д. 10-12).
К акту приложен скриншот страницы из единой информационно-коммуникационной сети "Интернет" (том 3, л.д. 18, 19, 20-28).
14.04.2015 Госжилинспекцией в Лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами направлено мотивированное предложение (N 39Исх-2048) об отказе соискателю в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (том 3, л.д. 29-32).
17.04.2015 по результатам заседания Лицензионной комиссии Московской области по управлению многоквартирными домами, большинством голосов (100%) принято решение об отказе ООО "Павшино-Сити" (Лицензионное дело N 39 ОБ-15666 от 27.03.2015, ИНН 5024121677) в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 31 протокола заседания Лицензионной комиссии N 12 от 17.04.2015).
23.04.2015 Госжилинспекцией издано распоряжение N 227 об отказе в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области - ООО "Павшино-Сити" (том 3, л.д. 45).
26.04.2015 заинтересованным лицом в адрес заявителя направлено уведомление от 26.04.2015 N 39Исх-2567 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (том 3, л.д. 46).
Не согласившись с результатами проверки и принятыми решениями, общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения обществом установленных положений стандарта раскрытия информации, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. При этом суд первой инстанции прекратил производство по делу в части признания незаконным распоряжения управления от 23.04.2015 N 227.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае заявитель, ссылаясь на нормы главы 24 АПК РФ, в качестве способа защиты нарушенного права избрал признание недействительным распоряжения управления от 23.04.2015 N 227, полагая, что данный документ является ненормативным правовым актом, при рассмотрении настоящего спора суд должен руководствоваться указанной главой 24 АПК РФ, устанавливающей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, и прежде всего установить, является ли обжалуемый документ ненормативном правовым актом.
Таким образом, в судебном порядке могут быть оспорены акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если по своему содержанию они затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности и являются при этом по своей правовой природе ненормативными.
Ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Распоряжение Госжилинспекции о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии, является ненормативным правовым актом, распоряжение подразумевает под собой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правила поведения конкретного лица, направленный на возникновение, прекращение, изменение прав и обязанностей этого лица, и рассчитанный на однократное применение.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Госжилинспекции ООО "Павшино-Сити" отказано в выдаче лицензии, данное распоряжение является основанием для прекращения права управлять многоквартирными домами, и также основанием для проведения органом местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющей организации для управления домами общества
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции ошибочно прекратил производство по делу в части оспаривания распоряжения управления от 23.04.2015 N 227.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, Кодекс) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 192 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и документы, перечисленные в статье 13 Закона о лицензировании.
Орган государственного жилищного надзора согласно части 1 статьи 194 Жилищного кодекса и статьи 14 Закона о лицензировании рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Постановлением Губернатора Московской области от 10.12.2014 N 271-ПГ (в редакции постановления Губернатора Московской области от 11.03.2015 N 64-ПГ) в соответствии с Жилищным, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.10.2014 N 658/пр "Об утверждении Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами", Законом Московской области N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области" и постановлением Губернатора Московской области от 21.11.2014 N 246-ПГ "О формировании Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами", в целях организации работы по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области образована лицензионная комиссия, утвержден ее состав и Положение о лицензионной комиссии (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения министерство является уполномоченным органом Московской области по проведению организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии и организационно-техническому обеспечению ее деятельности.
Согласно пункту 35 главы VI Положения лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на основании поступившего от органа государственного жилищного надзора мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии.
Согласно пункту 36 главы VI Положения лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от органа государственного жилищного надзора. Решение направляется в орган государственного жилищного надзора не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 37 главы VI Положения решение лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для органа государственного жилищного надзора основанием для выдачи лицензии.
В соответствии с пунктом 56 Административного регламента предоставления инспекцией государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, утвержденного распоряжением инспекции от 12.01.2015 N 3 (далее - Административный регламент) административная процедура "Рассмотрение заявления, документов о предоставлении лицензии и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии" осуществляется с момента поступления в управление заявления и других документов, указанных в пункте 20 Административного регламента, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Московской области.
Пунктом 69 Административного регламента определено, что ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и документов, осуществляет проверку полноты и достоверности представленных в них сведений.
Согласно пункту 70 Административного регламента внеплановая проверка соискателя лицензии проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в управление надлежащим образом оформленного заявления и документов о предоставлении лицензии, без согласования с органами прокуратуры.
Согласно пункту 72 Административного регламента по результатам проверки полноты и достоверности представленных сведений и результатам внеплановой проверки ответственный исполнитель составляет акт.
В соответствии с пунктом 73 Административного регламента в течение 2 рабочих дней с даты завершения внеплановой проверки соискателя лицензии ответственный исполнитель с учетом результатов проверки полноты и достоверности представленных сведений и внеплановой проверки готовит и направляет материалы в лицензионную комиссию с рекомендацией:
а) о предоставлении лицензии - в случае отсутствия оснований, установленных пунктом 36 Административного регламента;
б) об отказе в предоставлении лицензии - в случае наличия оснований, установленных пунктом 36 Административного регламента.
Согласно пункту 74 Административного регламента лицензионная комиссия рассматривает направленные инспекцией материалы и выносит решение о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии. Решение лицензионной комиссии направляется в инспекцию.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу части 2 статьи 194 Жилищного кодекса являются:
1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.
Те же положения Кодекса воспроизведены в пункте 36 Административного регламента (в предоставлении лицензии отказывается по следующим основаниям: а) наличие в представленных заявителем заявлении о предоставлении лицензии и (или) других документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям).
Пунктом 6 статьи 193 Жилищного кодекса к лицензионным требованиям отнесено соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса.
Оспариваемые заявителем решение лицензионной комиссии и изданное на его основании распоряжение об отказе в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области приняты заинтересованными лицами по результатам проверки, в ходе которой Госжилинспекцией выявлено, что соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям, установленным статьей 193 ЖК РФ.
Госжилинспекция представила лицензионной комиссии мотивированное предложение о несоответствии общества лицензионным требованиям, согласно которому последним не были исполнены требования раскрытия информации, установленные частью 10 статьи 161 ЖК РФ, выраженные в неисполнении управляющей компанией обязанности по раскрытию в сети Интернет на официальном сайте www.reformagkh.ru, выразившееся в отсутствии информации о годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год, выразившееся в не опубликовании бухгалтерского баланса за 2014 год и приложения к нему, чем допущено нарушение пп. "а" п. 3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - стандарта раскрытия информации).
В подтверждение указанных обстоятельств Госжилинспекцией представлен акт проверки от 08.04.2015 N 39 ОБ-15666 с приложенными к нему скриншотами страниц из информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, проанализировав содержание оспариваемых положений, с учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемые решения приняты в отсутствие достаточных к тому оснований и нарушают права и законные интересы общества.
Согласно пункту 1 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 именно стандарт устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Пунктом 9 стандарта установлены сроки первоначального размещения информации - 30 дней со дня заключения договора управления. В дальнейшем любое внесение информации будет считаться ее изменением.
Согласно подпункту "а" пункта 16 стандарта, изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию на официальном сайте в сети Интернет в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Павшино-Сити" бухгалтерский баланс за 2014 год и приложения к нему были утверждены и направлены в налоговый орган 31.03.2015 (том 4 л.д.12), что подтверждается протоколом общего собрания участников общества от 31.03.2015 (том 4 л.д.13), а также представленными документами о направлении в налоговый орган и принятии налоговым органом бухгалтерской отчетности за 2014 год в электронном виде.
Фактически бухгалтерская отчетность за 2014 год была размещена ООО "Павшино-Сити" 08.04.2015 на сайте www.reformsgkh.ru, то есть в течение 7 рабочих дней с даты ее утверждения и направления в налоговый орган, что соответствует требованиям стандарта раскрытия информации.
Данное обстоятельство следует из представленных в материалы дела документов, а именно протокола осмотра нотариусом 01.06.2015 с документальным приложением (том 4 л.д.14-57).
Кроме того, в любом случае на дату проведения проверки бухгалтерский баланс ООО "Павшино-Сити" за 2014 год был размещен на сайте www.reformsgkh.ru, следовательно, ООО "Павшино-Сити" соответствовало лицензионным требованиям, в том числе и к раскрытию информации, установленным частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Лицензионное требование заключается не в сроках раскрытия информации, а в обеспечении свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности и другой информации на дату проведения проверки.
С учетом изложенных обстоятельств по данному конкретному делу, апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о том, что в деятельности общества Госжилинспекцией установлено несоблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ.
На основании изложенного, выводы суда о правомерности и законности результатов проверки Госжилинспекции, оформленные актом проверки от 08.04.2015 N 39 ОБ-15666 нельзя признать правильными.
Таким образом, решение лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе в выдаче лицензии, оформленное пунктом 31 протокола от 17.04.2015 N 12
является незаконным и нарушающим права управляющей компании на осуществление ее уставной деятельности.
Соответственно, распоряжение управления от 23.04.2015 N 227 также следует признать незаконным по вышеизложенным основаниям.
Пунктом 4 Положения к основным задачам лицензионной комиссии отнесено обеспечение гласности и открытости лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области.
Согласно подпункту "к" пункта 6 Положения лицензионная комиссия в целях выполнения стоящих перед ней задач приглашает принять участие в заседаниях лицензионной комиссии соискателя лицензии, лицензиата, экспертов, представителей органа государственного жилищного надзора, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и заинтересованных физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица);
В соответствии с пунктом 18 Положения секретарь лицензионной комиссии в рамках своей компетенции: уведомляет членов лицензионной комиссии и заинтересованных лиц о дате, месте, времени и повестке заседания лицензионной комиссии (подпункт "д"); обеспечивает рассылку членам лицензионной комиссии и заинтересованным лицам материалов по вопросам повестки дня заседаний лицензионной комиссии и бюллетеней для голосования (подпункт "з"); уведомляет членов лицензионной комиссии и заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией (подпункт "и").
Согласно пункту 22 Положения заседания лицензионной комиссии являются открытыми. На заседании лицензионной комиссии могут присутствовать лица, не являющиеся членами лицензионной комиссии
В соответствии с пунктом 24 Положения члены лицензионной комиссии и заинтересованные лица должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты проведения заседания. Уведомление направляется любым способом, позволяющим достоверно установить получение уведомления лицом, которому оно направлено, в том числе путем факсимильного сообщения, телефонограммой или электронной почтой.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Положения в протоколе заседания лицензионной комиссии указываются, в том числе и общее количество и персональный состав членов лицензионной комиссии и иных лиц, участвовавших в заседании лицензионной комиссии.
Из приведенных и иных норм положения касающихся, порядка проведения заседания лицензионной комиссии (с учетом провозглашенного Положением принципа гласности и открытости лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области), следует, что заседание лицензионной комиссии должно было проведено с обязательным извещением соискателя лицензии о заседании лицензионной комиссии по вопросу выдачи лицензии ее соискателю. Более того, лицензионная комиссия должна пригласить его на данное заседание.
В материалах дела отсутствуют доказательства извещения общества о дате и времени заседании лицензионной комиссии, состоявшегося 17.04.2015, направления в его адрес материалов по вопросам повестки дня заседаний лицензионной комиссии, касающихся общества.
В данном случае общество было лишено возможности участвовать в заседании лицензионной комиссии, подготовиться к нему, представить комиссии пояснения по данным вопросам, доказательства устранения обществом выявленного нарушения.
Таким образом, лишив общество возможности участия в заседании лицензионной комиссии по вопросу выдачи лицензии, лицензионная комиссия лишила общество возможности участвовать в его проведении и пользоваться правами для защиты своих законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае допущенные лицензионной комиссией нарушения порядка рассмотрения заявления общества о выдаче лицензии признаются апелляционным судом существенным, в связи с чем требования общества о признании незаконным решения лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе в выдаче лицензии ООО "Павшино-сити", оформленное пунктом 31 протокола от 17.04.2015 N 12, распоряжения управления от 23.04.2015 N 227, а также признания недействительным результатов проверки Госжилинспекции, оформленных актом от 08.04.2015 N 390Б-15666 подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в обжалуемой части с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина для организаций составляет 3 000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1500 рублей.
Поскольку в порядке статьи 110 АПК РФ возмещаются затраты стороны, понесенные в связи с рассмотрением заявленных ею и удовлетворенных требований, расходы по госпошлине, уплаченной обществом при подаче заявления и апелляционной жалобе, подлежат взысканию с министерства и жилищной инспекции с каждого органа.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина на основании статьи 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 150, 151, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ ООО "Павшино-сити" от требования в части обязания лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принять решение о выдаче ООО "Павшино-сити" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу N А41-40331/2015 в указанной части отменить; производство по делу в данной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу N А41-40331/2015 в остальной части отменить.
Признать недействительными результаты проверки Госжилинспекции, оформленные актом от 08.04.2015 N 390Б-15666.
Признать незаконным решение лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе в выдаче лицензии ООО "Павшино-сити", оформленное пунктом 31 протокола от 17.04.2015 N 12.
Признать незаконным распоряжение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 23.04.2015 N 227.
Взыскать с Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "Павшино-сити" 5 250 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в пользу ООО "Павшино-сити" 5 250 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить ООО "Павшино-сити" из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 6000 рублей, уплаченной платежным поручением от 02.06.2015 N 633, в сумме 4500 рублей, уплаченной платежным поручением от 09.11.2015 N 1508.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40331/2015
Истец: ООО "Павшино-Сити"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области Россия,
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Лицензионная комиссия Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области