город Самара |
|
24 февраля 2016 г. |
А55-20883/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 1 декабря 2015 года по делу N А55-20883/2015 (судья Ястремский Л.Л.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский" к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара о взыскании 733 334 руб. 67 коп.
третьи лица :
1) Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Самара "Центр информационно-хозяйственного и автотранспортного обеспечения";
2) Территориальное общественное самоуправление "Соцгород" Куйбышевского района г.о. Самара;
3) Куйбышевская районная общественная организация Самарской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов";
4) Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области
5) Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре,
с участием:
от истца - представитель Ручкина С.С. (доверенность от 11.01.2016),
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара о взыскании 733 334 руб. 67 коп., в том числе 694 240 руб. 52 коп. основного долга по договору управления многоквартирными домами от 12.03.2011, 39 094 руб. 15 коп. основного долга за электроснабжение мест общего пользования.
Суд в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Самара "Центр информационно-хозяйственного и автотранспортного обеспечения"; Территориальное общественное самоуправление "Соцгород" Куйбышевского района г.о. Самара; Куйбышевскую районную общественную организацию Самарской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"; Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре.
Решением суда первой инстанции от 01 декабря 2015 года с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский" взыскано 694 240,52 руб. основного долга по договору управления многоквартирными домами от 12.03.2011 и 39 094,15 руб. основного долга за электроснабжение мест общего пользования, а также 17 667 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 1 декабря 2015 года по делу N А55-20883/2015, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие доказательств государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные помещения, а также на то, что указанные помещения были переданы в оперативное управление другим лицам.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии ответчика и третьих лиц.
Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и ответчиком 12 марта 2011 года был заключен договор управления многоквартирными домами.
Согласно данному договору управляющая организация (истец) по заданию собственника (ответчика) в течение определенного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику (нанимателям) жилых помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными и домами деятельность. Вопросы капитального ремонта многоквартирных домов регулируются отдельным договором. Состав выполняемых работ (услуг) установлен приложение N 2 к договору и в отношении конкретного многоквартирного дома определяется степенью благоустройства (категорией) дома, под которой понимается наличие необходимых внутридомовых инженерных систем. В отношении нежилых помещений, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома и используемых организациями или гражданами не в бытовых целях, управляющая организация осуществляет только содержание и ремонт общего имущества дома, коммунальные услуги не предоставляет.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.3.1, 3.3.5 договора управления собственник помещений обязан:
- предоставлять управляющей организации в течение трех рабочих дней сведения о заключенных договорах найма (аренды), в которых обязанность вносить плату за помещение в размере, пропорциональном занимаемому помещению, а также коммунальные услуги возложена собственником полностью или частично на нанимателя (арендатора) с указанием Ф.И.О. ответственного нанимателя (наименования и реквизитов организации, оформившей права аренды), о смене ответственного нанимателя или арендатора (собственники жилых и нежилых помещений;
- полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услугами, а также иные платежи, установленные договором.
Статья 155 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения подлежит ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Как усматривается из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежат на праве муниципальной собственности нежилые (жилые) помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: ул. Калининградская, д.28 письмо ДУИ исх. N 15-07-16/1 1533 от 13.03.2015; ул. Пугачевский тракт, д.55А договор N 000426Л от 11.08.2008;ул. Липяговская, д.5 договор N 000574Л от 08.12.2011; пер. Ново-Молодежный, д. 14 договор N 000574Л от 08.12.2011; ул. Центральная, д. 11 договор N 000574Л от 08.12.2011; пер. Долотный, д.16 договоре 000574Л от 08.12.2011; ул. Флотская, д.17 договор N 000574Л от 08.12.2011; ул. Лысвенская, д.2 договор N 000574Л от 08.12.2011; ул. Фасадная, д. 17 договор N 000574Л от 08.12.2011; ул. Белорусская, д. 103А распоряжение ДСА N РД-701 от 26.05.2014
В соответствии с п.11 ст.155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется, исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (п.2 ст. 156 ЖК РФ). Изменение размера платы в случае оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ (ст.156 ЖК РФ).
Согласно п.15-16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, факт выявления ненадлежащего качества услуг (работ) и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг (выполнении работ) отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг (выполнении работ). Акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Подобные акты в отношении объектов, указанных в расчете исковых требований, отсутствуют.
В соответствии с п. 4.3. договора управления размер платы за содержание и ремонт устанавливается в соответствии с нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, регулирующим вопрос оплаты нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В период 2012 - 2015 г. размер платы за содержание и ремонт на 1 кв.м общей площади помещения установлен Постановлениями Администрации городского округа Самара N 1865 от 29.12.2012, N 714 от 17.07.2013, N 1883 от 20.12.2013, N 255 от 27.03.2015.
Сумма задолженности ответчика по договору управления за период с 01.08.2012 по 30.06.2015 составила 694 240,52 руб.из них: ул. Калининградская, д.28 432 533,03 руб.; ул. Пугачевский тракт, д.55А 81 551,36 руб.; ул. Липяговская, д.5 11 400,87 руб.; пер. Ново-Молодежный, д.14 11 425,10 руб.; ул. Центральная, д. 11 7 067,62 руб.; пер. Долотный, д.16 112 579,87 руб.; ул. Флотская, д.17 9 231,92 руб.; ул. Лысвенская, д.2 7 280,18 руб.; ул. Фасадная, д.17 9 990,32 руб.; ул. Белорусская, д. 103А 11 180,24 руб.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п, 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, ООО "ПЖРТ Куйбышевский является исполнителем коммунальных услуг и заключила договоры на поставку коммунальных ресурсов (электрическая энергия) с ресурсоснабжающими организациями: ЗАО "Самарагорэгнергосбыт", ООО "Сбыт-Энерго", ОАО "Самараэнерго". Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 Правил).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество многоквартирного дома. Состав данного имущества определяется в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006. Согласно действующему законодательству на собственниках помещений лежит бремя расходов по оплате коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества (общедомовые нужды) (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, заключивший напрямую договор с ресурсоснабжающей организацией, обязан вносить исполнителю коммунальных услуг (ООО "ПЖРТ Куйбышевский") плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 17 Приложения N 2 к Правилам приходящийся на нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению общедомовых помещений в многоквартирном доме установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным, органами государственной власти Самарской области.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным в нему категориям потребителей по Самарской области утверждены Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области: Приказы N 202 от 09.12.2011 (на 2012 год); N 321 от 20.11.2012 (на 2013 год); N 409 от 30.11.2012 (на 2013 год); N 352 от 29.11.2013 (на 2014 год); N 403 от 27.11.2014 (2015 год).
Сумма задолженности за электроснабжение общедомовых помещений за период с 01.09.201г. по 30.06.2015 г. составила 39 094,15 руб. с учетом НДС 18%, из них: ул. Калининградская, д.28 16 598,55 руб.; ул. Пугачевский тракт, д.55А 4 757,57 руб.; ул. Липяговская, д.5 566,90 руб.; пер. Ново-Молодежный, д.14 533,85 руб.; ул. Центральная, д.11 297,10 руб.; пер. Долотный, д.16 15 310,92 руб.; ул. Флотская, д.17 192,81 руб.; ул. Лысвенская, д.2 268,07 руб.; ул. Фасадная, д.11 325,69 руб.; ул. Белорусская, д. 103А 242,69 руб.
Доводы заявителя об отсутствии доказательств государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные помещения, а также о том, что указанные помещения были переданы в оперативное управление другим лицам, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Тот факт, что указанные помещения являются муниципальной собственностью муниципального образования городского округа Самара, ответчик не оспаривал ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Принадлежность ответчику указанных помещений подтверждается также представленными в дело приказами департамента управления имуществом городского округа Самара по распоряжению указанными помещениями.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Доказательств регистрации права оперативного управления за указанными ответчиком третьими лицами в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, исходя из представленных доказательств, считает вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований о взыскании основного долга обоснованным.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2015 года по делу N А55-20883/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20883/2015
Истец: ООО "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Куйбышевская районная общественная организация Самарской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Муниципальное бюджетное учреждение г. о. Самара "Центр информационно-хозяйственного и автотранспортного обеспечения", ТОС "Соцгород" Куйбышевского района г. о. Самара, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре, Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области