г. Саратов |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А12-45720/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" Крайнова А.В., действующего на основании доверенности от 31.12.2015 N 115,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 декабря 2015 года по делу N А12-45720/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
к комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (403882, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ОГРН 1073453000015, ИНН 3436016974)
о признании недействительным предписания от 26.06.2015 N 81-рк,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - комитет, административный орган) от 26.06.2015 N 81-рк об устранении выявленных нарушений.
Решением суда первой инстанции от 14 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Волгоградэнергосбыт" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Комитет явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 29.05.2015 N 81-рк с целью рассмотрения коллективного обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Королева, д. 20А, заявления граждан, проживающих по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Гражданская, д. 72А, в период с 29.05.2015 по 26.06.2015 проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Волгоградэнергосбыт" с местах осуществления фактической деятельности, по результатам которой составлен акт проверки от 26.06.2015 N 81-рк.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Гражданская, д. 72А, с января 2015 года по май 2015 года неправомерно производилось начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета, поскольку мощность потребления электрической энергии в данном доме составила менее 5 кВт/ч, потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Королева, д. 20А, в апреле 2015 года произведены начисления по электроснабжению на общедомовые нужды и перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды в связи с изменением индивидуального потребления за предыдущий период с января 2013 года.
26.06.2015 административным органом ПАО "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание N 81-рк об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит в срок до 06.08.2015 прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды собственникам многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Гражданская, 72А, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, обеспечить произведение расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды собственникам помещений по указанному адресу, исходя из утвержденных нормативов потребления; произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период с января по май 2015 года включительно по всем квартирам дома, начисленной исходя из показаний общедомового прибора учета (пункт 1), прекратить начисление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Королева, д. 20А, платы за электроснабжение на общедомовые нужды в связи с изменением индивидуального потребления за прошлые периоды (перерасчет); изменение объема потребления, в том числе по индивидуальным приборам учета должно быть учтено в расчете платы на общедомовые нужды в текущем расчетном месяце, а излишне уплаченные потребителями суммы (как и объемы) подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов этими же потребителями; обеспечить произведение начислений потребителям многоквартирного дома платы за электроснабжение на общедомовые нужды в соответствии с требованиями пунктов 37, 44 Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 2).
ПАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что выданное комитетом предписание является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, из буквального толкования части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ следует, что при расчете размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающим в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, либо доме, мощность потребления электрической энергии которого составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии), не должны применяться показания общедомового прибора учёта электроэнергии, поскольку сама организация такого учёта исключена требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Установка прибора учета в таком доме может быть осуществлена только на основании договора, то есть только с согласия собственников, и, следовательно, использоваться прибор учет может только с согласия собственников помещений такого дома.
Доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Гражданская, д. 72А, проводили общее собрание собственников и приняли решение по вопросу приобретения, установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта электроэнергии, обществом судам первой и апелляционной инстанций в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, применению подлежит порядок расчета размера платы за указанную коммунальную услугу с использованием утвержденного в установленном законом порядке норматива на коммунальную услугу.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя об ошибочном определении максимальной мощности потребляемой многоквартирным домом, поскольку при определении мощности потребления электрической энергии за час использовались значения максимального количества потребления электроэнергии за расчетный период, равный календарному месяцу, предоставленные заявителем в ходе проведения проверки.
При указанных обстоятельствах обжалуемое предписание административного органа в соответствующей части обоснованно признано законным.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Из пункта 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что приходящееся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленное за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
При расчете используются показатели объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилом помещении, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса; объема соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованного за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению; общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как верно указал суд первой инстанции, предоставление собственниками помещений в многоквартирном доме недостоверных сведений об объеме индивидуального потребления влечет соответствующее увеличение либо уменьшение объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, которое распределяется пропорционально между собственниками помещений.
При этом, в любом случае услуги электроэнергии, оказываемые исполнителем собственникам помещений, оказываются оплаченными в полном объеме независимо от того, в каком соотношении оказалось индивидуальное и общедомовое потребление услуги.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по смыслу пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, когда одному потребителю изменяется размер платы по причине предоставления недостоверных показаний индивидуальных приборов учета, либо непредоставления показаний, перерасчет другим потребителям не производится, поскольку результаты перерасчета одному из потребителей отражаются на объеме потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды для остальных потребителей в текущем месяце.
Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг обязательным условием проведения перерасчета платы является снятие исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета, составление исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации акта проверки состояния прибора учета, наличие письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги в связи с его временным отсутствием, составление акта, подтверждающего обстоятельства непредставления коммунальной услуги или предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Доказательства выполнения ПАО "Волгоградэнергосбыт" указанных требований в материалы дела не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что уменьшение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, не означает нарушение прав исполнителя коммунальной услуги, поскольку неоплаченный объем коммунального ресурса может быть учтен при расчете платы в последующих периодах.
При исчислении объема (количества) электрической энергии, предоставленное за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с формулой 12 в любом случае, учитывается изменение объемов потребленной коммунальной услуги конкретного потребителя, но только в расчетном периоде, в котором такие сведения потребителем были предоставлены.
Перерасчет платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды за предыдущие периоды не основан на Правилах предоставления коммунальных услуг и влечет нарушение прав потребителей коммунальной услуги.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ПАО "Волгоградэнергосбыт" о признании недействительным предписания комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 26.06.2015 N 81-рк об устранении выявленных нарушений.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ПАО "Волгоградэнергосбыт" повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 декабря 2015 года по делу N А12-45720/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-45720/2015
Истец: ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ", ПАО " Волгоградэнергосбыт"
Ответчик: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин, Комитет ЖКХ и капитального строительства Администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8206/16
17.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9605/16
24.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-146/16
14.12.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-45720/15