г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А21-5084/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-144/2016, 13АП-145/2016) Администрации МО "Гусевский городской округ", МУП "Управление ЖКХ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2015 по делу N А21-5084/2015 (судья Глухоедов М.С.), принятое
по иску МУП "Управление ЖКХ"
к ООО "ЖЭУ-1"
3-е лицо: Администрация МО "Гусевский городской округ"
о понуждении передать техническую документацию на многоквартирные дома,
установил:
Муниципальное унитарное предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" (далее - ответчик) об обязании (с учетом уточнения требований) передать техническую документацию, сведения для ведения регистрационного учета граждан в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Гусеве Калининградской области, согласно перечню (л.д. 153-158).
Решением суда от 28.10.2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Указанное решение обжаловано Администрации МО "Гусевский городской округ" и МУП "Управление ЖКХ" в апелляционном порядке.
По мнению Администрации МО "Гусевский городской округ" и МУП "Управление ЖКХ", обжалуемое решение подлежит отмене.
Судом не учтено, что ответчик, в отсутствие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, перестал оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Ввиду наличия домов без управления, Администрацией МО "Гусевский городской округ" Калининградской области постановлением от 08.05.2015 г. N 530 "О введении на территории МО "Гусевский городской округ" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация муниципального характера", МУП "Управление ЖКХ" определено организацией ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на период проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
В связи с утратой полномочия ООО "ЖЭУ-1" по управлению многоквартирными домами, ответчик обязан с переходом этих обязанностей к иному лицу передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета и техническую документацию.
Стороны и третье лицо представителей в судебное заседание не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, ответчик, являясь управляющей организацией, осуществлял деятельность по управлению многоквартирных домов, расположенных в городе Гусеве Калининградской области согласно перечню, приведенному в уточненном иске.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 года N 255-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015 г.
ООО "ЖЭУ-1" в выдаче лицензии было отказано.
Постановлением Администрации муниципального образования "Гусевский округ" Калининградской области от 08.05.2015 г. N 530 на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" введен режим функционирования "чрезвычайная ситуация муниципального характера" с 08.05.2015 г. с 18 часов; истец, имеющей лицензию N 08 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определен ответственным за выполнение услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества многоквартирных домов согласно приложению N1 к постановлению с перечнем услуг и тарифов согласно приложениям NN2, 3 к постановлению.
Ссылаясь на положения вышеназванного постановления 08.05.2015 г. N 530, истец обратился к ответчику с требованием передать техническую документацию в отношении спорных многоквартирных домов, необходимую для их управления.
Поскольку техническая документация ответчиком передана не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015 г. После 01.05.2015 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В целях предоставления юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществлявшим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами до того, как эта деятельность стала подлежать лицензированию, адекватного срока для обеспечения возможности продолжать заниматься этой деятельностью федеральный законодатель в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 255-ФЗ предусмотрел требование о получении лицензии до 01.05.2015 г.; после наступления этой даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускалось.
Осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии лицензии после 01.05.2015 г. было предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ) в качестве исключения из общего правила лишь для случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 1.3 статьи 161), а также для случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), действие лицензии которых прекращено или лицензии которых аннулированы, - на последних прямо возлагалась обязанность продолжать надлежащим образом осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 данного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 данного Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Что же касается юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые осуществляли такую деятельность до введения ее государственного лицензирования и которым было отказано в выдаче лицензии, то по буквальному смыслу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ после 1 мая 2015 года они во всяком случае должны были прекратить занятие предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами - вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 255-ФЗ дополнена положениями, согласно которым юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществлявшее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом до введения ее государственного лицензирования, обязано, если в срок до 014.04.2015 г. оно не обратилось в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии либо получило отказ в ее выдаче, продолжать деятельность по осуществлению управления многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ, т.е. до возникновения обязательств по непосредственному управлению многоквартирным домом у собственников помещений в многоквартирном доме или обязательств по управлению таким домом у товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива либо у новой управляющей организации (юридического лица, индивидуального предпринимателя).
Таким образом, юридическое лицо, которое осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами до принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. N 255-ФЗ и которым было отказано в выдаче лицензии на занятие такой деятельностью, после 01.05.2015г.не только вправе, но и обязаны продолжать управление многоквартирными домами до наступления событий, предусмотренных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, доводы жалоб о наличии оснований для передачи истребуемой технической документации, подлежат отклонению.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении АС Московского Округа от 24.08.2015 г. по делу А41-4262/2013 и Определении КС РФ от 08.12.2015 г. N 2735-О.
Поскольку постановлением от 08.05.2015 г. N 530 "О введении на территории МО "Гусевский городской округ" истец определен организацией ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на период проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, и принимая во внимание пояснения сторон о том, что проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организации планируется завершить в ноябре 2015 года, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2015 года по делу N А21-5084/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5084/2015
Истец: МУП "Управление ЖКХ"
Ответчик: ООО "ЖЭУ-1"
Третье лицо: Администрация МО "Гусевский городской округ"