г. Москва |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А41-34079/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская": Манкевич Е.В., по доверенности от 29.01.2016,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: Кузнецов Д.С., по доверенности от 10.02.2016 N 49,
от третьего лица - Администрации Рузского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ИП Щуровский А.В.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Администрации сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2015 по делу N А41-34079/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Закрытого акционерного общества "Земельное общество "Космодемьянская" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с требованиями о признании незаконным решений и обязании, при участии в деле третьих лиц: Администрация Рузского муниципального района Московской области, Индивидуальный предприниматель Щуровский А.В., Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Земельное общество "Космодемьянская" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать незаконным решение от 31.01.2014 N МО-14/РКФ-53187 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013;
- признать незаконным решение от 28.02.2014 N МО-14/РКФ-117183 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок (количество контуров - 81), образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-214/3002/2013-8984 от 27.12.2013 и межевой план, заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, принятый ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области 25.02.2014.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Администрация Рузского муниципального района Московской области, Индивидуальный предприниматель Щуровский А.В., Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59, находящийся в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский". Право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 50-АГ N 068454 от 21.11.2011.
В целях образования многоконтурного земельного участка (количество контуров - 81) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", по заказу ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" были проведены кадастровые работы, в результате которых был подготовлен межевой план земельного участка.
27.12.2013 заявитель обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением N 50-0-1- 214/3002/2013-8984 о постановке на государственный кадастровый учет образованного объекта недвижимости.
13.01.2013 орган кадастрового учета принял решение N МО-14/РКФ- 11179 о приостановлении осуществления кадастрового учета, указав в качестве основания для приостановления наличия пересечений с земельными участками.
29.01.2014 заявитель представил в орган кадастрового учета доработанный межевой план в электронной форме на электронном носителе (межевой план на CD- диске, оформленный в виде XML-файла и заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014), о чем в заявлении N 50-0-1-214/3002/2013- 8984 имеется отметка "доп 3002/2014-728".
31.01.2014 орган кадастрового учета принял решение N МО-14/РКФ-53187 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета. В качестве основания кадастровой палатой указано: при сопоставлении сведений предоставленного межевого плана со сведениями Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) выявлено пересечение с границей земельного участка, сведения о котором отражены в межевом плане, подготовленном в результате уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0060132:71, кадастровым инженером A.M. Ватлиным (квалификационный аттестат N50-11-515).
25.02.2014 заявитель представил в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области межевой план на CD-диске, оформленный в виде XML-файла и заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, о чем в заявлении N 50-0-1-214/3002/2013-8984 имеется отметка "1778".
В свою очередь, орган кадастрового учета принял решение от 28.02.2014 N МО- 14/РКФ-117183 об отказе в снятии приостановления.
В обоснование отказа в снятии приостановления ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области указало, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, а именно:
- при сопоставлении сведений предоставленного межевого плана со сведениями ГКН выявлено, что образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в межевом плане, представленным с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет N 50-0-1-59/3001/2014-1180 от 13.02.2014, а так же N 50-0-1-247/3 001/20 1 3-1930 от 19.12.2013, а также N 50-0-1- 247/3001/2013-1926 от 19.12.2013;
- в нарушение пункта 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 412 от 24.11.2008, неверно выбрана кадастровая процедура. В соответствии с частью 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ раздел с измененным земельным участком может осуществляться для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования, а также находящихся в государственной либо муниципальной собственности;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59 наложен арест от 13.02.2008 регистрационная запись 50-50-98/06/2008-249.
Не согласившись с вынесенными решениями об отказе в снятии приостановления кадастрового учета, ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые заявителем решения об отказе в приостановлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:0059 являются законными и обоснованными, а требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу статьи 13 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты.
При этом, частью 3 названной нормы установлено, что кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план, а также в определенных случаях копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Частью 1 статьи 23 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Из системного толкования статей 1, 4, 7, 13, 22 и 23 Закона о государственном кадастре недвижимости следует, что описание местоположения границ земельного участка, указанное в межевом плане, составленном в результате выполнения кадастровых работ, приобретает статус сведений государственного кадастра недвижимости после принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет и при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, осуществление кадастрового учета сопровождается присвоением объекту недвижимости кадастрового номера в порядке, установленном нормативным актом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости являются уникальными характеристиками объекта недвижимости.
Между тем, что в рассматриваемом случае в решениях об отказе в осуществлении кадастрового учета не указаны кадастровые номера земельных участков, границы которых пересекает образуемый объект недвижимости.
При этом сведения, содержащиеся в межевом плане, представленном с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет N 50-0-1-59/3001/2014- 1180 от 13.02.2014, а также N 50-0-1-247/3001/2013-1930 от 19.12.2013, а также N 50-0-1-247/3001/2013-1926 от 19.12.2013, не являются сведениями ГКН, до принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета в отношении соответствующих объектов недвижимости.
Следовательно, довод кадастровой палаты о наличии пересечений спорного земельного участка с другим участком, является необоснованным и не может быть положен в основу отказа в снятии приостановления кадастрового учета и отказа в кадастровом учете земельного участка заявителя.
Доказательств обратного кадастровой палатой в нарушение положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Кроме того, в судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области также не смог ответить на вопрос апелляционного суда, о том с какими другими земельными участками имеется пересечение спорного земельного участка, пояснив, что не обладает данной информацией.
Апелляционным судом установлено, что заявителем были устранены пресечения с земельными участками, указанные в решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учета N МО-14/РКФ-11179.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Тверского районного суда города Москвы от 30.11.2007, с учетом постановления Тверского районного суда г. Москвы от 23.01.2008, наложен арест, в том числе, на земельный участок площадью 49 959 388 кв.м., кадастровый номер 50:19:0000000:0059 в виде запрета, адресованного собственнику или владельцу имущества, то есть указанного земельного участка, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им.
Между тем, по смыслу Закона о государственном кадастре недвижимости установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Рассмотрение таких требований не только не нарушает режим ареста земельного участка, но и позволяет его собственнику принять необходимые меры для его соблюдения и сохранения данного имущества от незаконного завладения третьими лицами, то есть установление судом границ земельного участка обеспечит сохранность земельного участка как недвижимой вещи, в том числе и для целей предусмотренных статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае нарушение режима ареста не происходит, поскольку установление описания границ земельного участка не является распоряжением земельным участком.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная правовая позиция согласовывается с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу, А41-47432/2012.
Частью 1 статьи 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя его требование об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок (количество контуров - 81), образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-214/3002/2013-8984 от 27.12.2013 и межевой план, заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, принятый ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области 25.02.2014.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2015 года по делу N А41-34079/15 отменить.
Требования Закрытого акционерного общества "Земельное общество "Космодемьянская" (ИНН: 5075017843; ОГРН: 1045011650628) удовлетворить.
Признать незаконным решение от 31.01.2014 N МО-14/РКФ-53187 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013.
Признать незаконным решение от 28.02.2014 N МО-14/РКФ-117183 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок (количество контуров - 81), образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-214/3002/2013-8984 от 27.12.2013 и межевой план, заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, принятый ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области 25.02.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34079/2015
Истец: ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Рузского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Дороховское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, ИП Щуровский Алексей Владимирович, Щуровский Алексей Владимирович, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15725/16
21.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6031/16
25.02.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16019/15
12.11.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34079/15