г. Чита |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А58-6116/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2016 года по делу N А58-6116/2015 по заявлению Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ИНН 2540080100, ОГРН 1022502260330) к Государственному комитету по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770) о признании недействительным постановления от 23.07.2015 N 106 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год",
суд первой инстанции, судья Евсеева Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Панчешин Р.А., представителя по доверенности от 01.01.2016;
от заинтересованного лица: Алексеева С.К., представителя по доверенности от 18.01.2016;
установил:
Заявитель, Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ОАО "ДВЭУК"), обратился в суд с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) о признании недействительным постановления от 23.07.2015 N 106 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год".
Определением Арбитражного суда первой инстанции 29 января 2016 производство по делу прекращено.
Принимая указанное определение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В данном случае постановлением отменены утвержденные индивидуальные тарифы для расчетов между обществом и компанией за услуги по передаче электрической энергии.
Заявителем не учтено, что акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, приказа ФСТ России от 07.06.2013 N 163, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного акты регулирующих органов об утверждении единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит определение отменить, направить вопрос на рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что выводы суда первой инстанции ошибочны, поскольку постановление от 23.07.2015 N 106 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год" и постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год" по своей природе являются ненормативными правовыми актами, поскольку регулируют правоотношения между ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "ДВЭУК" по установлению индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Суд сделал ошибочный вывод, что указанный тариф распространяется на граждан, т.е. неопределенный круг потребителей, поскольку они не являются сетевыми организациями.
Представитель Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 17.02.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и в частности п. 1 между ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "ДВЭУК".
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) от 23.07.2015 N 106 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год" установлено:
"Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные согласно приложению к постановлению Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 18.12.2014 N 338 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год" для взаимозачетов между ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "ДВЭУК" признать утратившими силу с момента с момента вступления в силу приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 05.06.2015 N343" (т.1, л. 14).
Пунктом 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что "решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц".
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из того, что прекращая производство по делу, суд первой инстанции, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 6256/13, проанализировал оспариваемое обществом постановление Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) пришел к обоснованному выводу о его нормативном характере.
При этом судом принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 06.04.2006 N 3-П, постановлении от 21.01.2010 N 1-П, определении от 20.02.2014 N 261-О.
Учитывая, что заявление общества принято к производству после исключения Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" из подведомственности арбитражных судов споров, связанных с признанием недействующими нормативных правовых актов, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по названному заявлению.
Поскольку сведений о том, что общество обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и ему отказано в связи с неподведомственностью спора, не представлено, арбитражный суд обоснованно указал заявителю на возможность реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
Возражения общества, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ином толковании примененных судом норм и не опровергают выводов суда. Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствуют о неправильном применении их судом или допущенной ошибке.
(Аналогичная правовая позиция основана на Определении Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 304-КГ15-16222 по делу N А27-2836/2015).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "29" января 2016 года по делу N А58-6116/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6116/2015
Истец: АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
Ответчик: Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия)