город Воронеж |
|
18 февраля 2016 г. |
N А08-5240/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района: Старикова Е.В., представитель по доверенности от 25.12.2015, выдана до 31.12.2016.
от ООО "ЕвроХим": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Управления капитального строительства администрации Яковлевского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.11.2015 по делу N А08-5240/2015 (судья Танделова З.М.) по заявлению ООО "ЕвроХим" (ИНН 3123282431, ОГРН 1113123008041) к Управлению финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района, третье лицо: Управление капитального строительства администрации Яковлевского района, о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, выразившегося в неисполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-9367/2014 о взыскании процентов с Управления капитального строительства Администрации Яковлевского района взысканных в связи с неисполнением судебного акта по делу N А08- 2829/2012,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕвроХим" (далее - Заявитель, Общество,) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области (далее - Управление), выразившегося в неисполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08 -9367/2014 о взыскании процентов с Управления капитального строительства Администрации Яковлевского района (далее - Должник) взысканных в связи с неисполнением судебного акта по делу N А08-2829/2012.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.11.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на уступку права требования по исполнительному листу.
Представитель Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "ЕвроХим" и Управление капитального строительства администрации Яковлевского района явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2015 по делу N А08-9367/2014 удовлетворены исковые требования ООО "ЕвроХим" к Управлению капитального строительства администрации Яковлевского района о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 242 473, 40 руб. в связи с неисполнением судебного акта по делу N А08-2829/2012 за период с 15.10.2013 по 10.11.2014.
31 марта 2015 года исполнительный лист серии АС N 005431732 (подлинник), копия ходатайства ООО "ЕвроХим", копия нотариальной доверенности на Хапилина А.В., копия решения суда с отметкой о вступлении в законную силу, в соответствии с п.3 ст. 319 АПК РФ, направлены в адрес Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области.
В Управлении финансов и налоговой политики открыт лицевой счет N 032630111011 для учета операций по исполнению расходов местного бюджета должнику по исполнительному листу АС N 005431732 - Управлению капитального строительства администрации Яковлевского района Белгородской области.
При этом требования исполнительного документа АС N 005431732 по делу А08-9367/2014 о взыскании денежных средств с УКС администрации Яковлевского района не исполнены в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа.
Как следует из извещения Управления финансов и налоговой политики N 362 от 22 сентября 2014 года приостановлено осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевом счете должника N 03263011011, открытом в Управлении финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области.
Согласно решению Муниципального совета Яковлевского района Белгородской области от 10.07.2015 г. N 4 "О судебном решении по взысканию финансовых средств с управления капитального строительства администрации района" в виду недостаточных поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов, дополнительных доходов в бюджет района в 2015 г., а также необходимостью срочного исполнения принятых бюджетных обязательств социального назначения, отсутствием утвержденной сметы доходов и расходов УКС администрации Яковлевского района на 2015 г., во внесении вышеуказанных изменений и дополнений было отказано.
В пункте 2 данного решения предусмотрено, что вопрос о возможности внесения указанных изменений и дополнений в районный бюджет на 2015 г. будет рассмотрен по итогам исполнения районного бюджета за третий квартал 2015 г.
Решением Муниципального совета Яковлевского района Белгородской области от 29.09.2015 N 4 "О судебном решении по взысканию финансовых средств с управления капитального строительства администрации района" в виду недостаточных поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов, дополнительных доходов в бюджет района в 2015 г., а также необходимостью срочного исполнения принятых бюджетных обязательств социального назначения, отсутствием утвержденной сметы доходов и расходов УКС администрации Яковлевского района на 2015 г., отсутствием хозяйственной деятельности управлением во внесении вышеуказанных изменений и дополнений в решение Муниципального совета Яковлевского района от 24.12.2014 N 2 "О бюджете муниципального района "Яковлевский район" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов отказано.
В пункте 2 данного решения предусмотрено, что вопрос о возможности внесения указанных изменений и дополнений в районный бюджет на 2015 г. будет рассмотрен по итогам исполнения районного бюджета в декабре 2015 г.
Неисполнение финансовым управлением исполнительного листа от 30 марта 2015 года серии АС N 005431732 послужило основанием для обращения ООО "ЕвроХим" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса РФ Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 4-П указано, что как следует из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации, гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Неисполнение судебного акта в установленный трехмесячный срок противоречит конституционному принципу гарантированности государством права на судебную защиту нарушенного права своевременным исполнением судебного акта, принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, установленного статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и требованиям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доказательств исполнения исполнительного документа в установленном размере в полном объеме, либо отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебного акта либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, Управлением суду не представлено.
Из материалов дела не усматривается, что административным органом было обеспечено в трехмесячный срок выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Довод об уступке права требования ООО "ЕвроХим" в пользу ООО "Альпийские решения" суд считает несостоятельным, так как определение арбитражного суда Белгородской области о процессуальном правопреемстве от 28.01.2016 по делу N А08-9367/2014 принято за пределами спорного периода.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии бюджетных средств апелляционной коллегией отклоняется, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения у апелляционного суда не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.11.2015 по делу N А08-5240/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5240/2015
Истец: ООО "ЕвроХим"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО Р-НА
Третье лицо: Управление капитального строительства администрации Яковлевского района