г. Самара |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А65-25250/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего председателя суда Ефанова А.А.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Аникиной Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - Веревочкина О.П., доверенность N 8 от 20.01.2016 г.,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 4 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2015 года
по делу N А65-25250/2015 (судья Хасаншин И.А.),
по иску Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, 420014, г. Казань, ул. Кремлевская, д.1, (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554),
к обществу с ограниченной ответственностью "Городской аптечный склад+", 443034, г. Самара, а/я 1563, (ОГРН 1096312002610, ИНН 6312089260),
с участием третьих лиц:
муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", 420012, г. Казань, ул. Груздева, д.5, (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, 420054, г. Казань, ул. Авангардная, д. 74, (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
о признании самовольными и обязании снести пандус и крыльцо, примыкающие к площадке входного узла торгового павильона,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском (с учетом принятых судом уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Городской аптечный склад+" о признании самовольными и обязании снести пандус и крыльцо, примыкающие к площадке входного узла торгового павильона, расположенные за пределами земельного участка с кадастровым номером 16:50:160509:149.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2015 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Истец и третье лицо обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявители указывают, что спорные строения - пандус и крыльцо, примыкающие к входному узлу торгового павильона, являются самовольными постройками и подлежат сносу за счет средств ответчика. По мнению заявителей, размещение спорных строений должно было согласовываться с органами местного самоуправления с оформлением соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок и проектной документации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и третьих лиц, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьих лиц.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее и имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Городской аптечный склад+" является собственником двухэтажного нежилого здания (торгового павильона) общей площадью 104,60 кв.м, площадью застройки 56,3 кв.м, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Юлиуса Фучика, д.50а. (свидетельство о регистрации права от 26 марта 2012 года (л.д.19)).
Земельный участок под зданием с кадастровым номером 16:50:160509:149 площадью 56 кв.м находится в муниципальной собственности, ответчику предоставлен в аренду согласно договору N 17344 от 11 октября 2013 года (л.д.16,24-25).
Актом обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля N 186 от 11 апреля 2015 года установлено, что входная группа здания площадью 10 кв.м, расположена за пределами арендованного земельного участка, на землях общего пользования (л.д.13-15).
Истец полагая, что пандус и крыльцо, примыкающие к входному узлу торгового павильона, являются самовольными постройками и подлежат сносу, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Однако из представленных в материалы дела доказательств, указанных обстоятельств не усматривается в силу следующего.
Ввод в эксплуатацию законченного строительством здания осуществляется при условии, что объект отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительном нормам и правилам, государственным стандартам.
Постановлением Главы Администрации города Казани N 198 от 15 ноября 2000 года утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 14 сентября 2000 года о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания аптечного павильона (л.д. 56-62).
Поскольку, в рассматриваемом случае в эксплуатацию вводилось здание аптечного павильона, законодательством Российской Федерации предусмотрены определенные требования к объектам фармацевтической деятельности.
Обязанность по обеспечению людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата входа (выхода) в аптечный павильон лежит на ответчике, как на организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность в данном помещении.
Из технического паспорта на здание торгового павильона по состоянию на 9 октября 2012 года следует, что к входному узлу (тамбуру) здания примыкают пандус для маломобильных групп населения площадью 2,82 х 1,43-м и крыльцо для иных посетителей аптеки площадью 2,42 х 1,43-м., при этом площадь самого входного узла здания (тамбура) по сравнению с техническим паспортом здания по состоянию на 15 августа 2008 года не изменилась (л.д.53).
Как правильно указал суд первой инстанции, установка пандуса к зданию аптеки осуществлена с учетом требований, установленных положениями статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которым, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, согласно которым лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Следовательно, вход в аптечный павильон в соответствии с действующим законодательством правомерно оборудован пандусом, с помощью которого осуществляется доступ в аптеку маломобильных групп населения.
В отношении крыльца следует отметить, что в акте Государственной приемочной комиссии от 14 сентября 2000 года и техническом паспорте здания по состоянию на 15 августа 2008 года, спорное крыльцо отсутствует, однако очевидно, что лестница существовала и на момент сдачи здания в эксплуатацию, поскольку ее отсутствие влечет невозможность входа в здание.
Из технических паспортов аптечного павильона по состоянию на 15 августа 2008 года и на 9 октября 2012 года, а также из акта Государственной приемочной комиссии от 14 сентября 2000 года следует, что площадь застройки здания аптечного павильона по наружному обмеру составляет 56,3 кв.м, и не менялась на протяжении всего периода эксплуатации здания.
Кроме того, пунктом 1.6 постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 24 августа 2007 года N 2575 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры г. Казани маломобильных граждан" установлено обязательное требование о том, что при подготовке проектов постановлений о предоставлении земельных участков для размещения объектов социальной инфраструктуры включать в договор аренды пункт о приспособлении указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Однако, как видно из договора аренды земельного участка N17344 от 11 октября 2013 года истец эти требования законодательства не выполнил (л.д.24-25), предоставив ответчику в аренду земельный участок меньше площади застройки.
При таких данных суд апелляционной инстанции считает, что исполнение ответчиком требований закона об обеспечении доступа маломобильных групп населения в виде обустройства пандуса для инвалидов при одновременном неисполнении требований данного закона со стороны истца не может в данном случае расцениваться как самовольная постройка.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных в соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации требований о сносе пандуса для маломобильных групп населения и крыльца для посетителей аптеки.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2015 года по делу N А65-25250/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Председательствующий |
А.А. Ефанов |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25250/2015
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань
Ответчик: ООО "Городской аптечный склад+", Самарская область, г. Самара
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Росреестр)