г. Самара |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А55-16043/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалёвой Е.М., Буртасовой О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Таразанов И.А., доверенность от 10 сентября 2015 года N 2-4/645,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещён,
Администрации городского округа Самара - Егорова Е.С., доверенность от 25 декабря 2015 года N 3-01-02/12225,
от третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Воронина Е.А., доверенность от 01 февраля 2016 года N 151,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (смена наименования на Департамент градостроительства городского округа Самара) - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2015 года по делу N А55-16043/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконными действий и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с учётом изменения требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ (л.д. 63 - 65), о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении по существу заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4 279 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0706002:552 по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая и передаче его на рассмотрение в орган местного самоуправления, выраженный в письме N 12/7081 от 18 мая 2015 года и обязать Министерство рассмотреть по существу заявление от 15 декабря 2014 года о предоставлении в аренду данного земельного участка, а также направить проект договора аренды (л.д. 63 - 65).
Определением суда от 24.08.2015 г. Министерству отказано в удовлетворении ходатайства о замене его на Администрацию городского округа Самара, но Администрация была привлечена к участию в деле к качестве второго заинтересованного лица, а также к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В судебном заседании суда первой инстанции 27.10.2015 г. представитель заявителя уточнил требования (л.д. 92), согласно которым заявитель просил признать незаконными действия Министерства по отказу в рассмотрении по существу заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 4 279 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0706002:552, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, улица Демократическая, и передаче его на рассмотрение в орган местного самоуправления, выраженный в письме N 12/7081 от 18.05.2015 г.; признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения в установленный срок по заявлению общества, переданному из Министерства, о предоставлении обществу данного земельного участка в аренду, а также обязать заинтересованных лиц рассмотреть по существу заявление от 15.12.2014 г. о предоставлении в аренду названного земельного участка, и направить заявителю проект договора аренды.
Протокольным определением от 06.11.2015 г. суд отказал заявителю в принятии указанных уточнений в связи несоответствием их положениям ст. 49 АПК РФ, так как заявитель фактически дополнил требования, а не изменил предмет требований.
При этом, судом разъяснено, что отказ в принятии уточнений не препятствует заявителю в установленном порядке обратиться в суд с данными требованиями, а суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований уточненных в судебных заседаниях суда первой инстанции 22 - 27.10.2015 г., о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представители Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзывах и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента градостроительства городского округа Самара, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Определением суда от 24.02.2016 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Семушкина В.С., на судью Буртасову О.И., а рассмотрение дела начато сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества, Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель на основании свидетельства о государственной регистрации права 63-АК N 032939 от 07.02.2013 г. (л.д. 11) является собственником одноэтажного нежилого здания площадью 988,8 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0706002:552, а право пользования данным земельным участком принадлежало обществу на основании договора аренды N 571 от 29.01.2010 г., заключенного с Министерством (л.д. 21 - 26) и договора N СмрФ-4/247/10 от 04.07.2010 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, предназначенного для целей строительства (л.д. 31 - 34). Правоотношения по договору аренды прекратились 20.09.2012 г., что подтверждается актом приема-передачи от 10.04.2013 г. (л.д. 36).
15.12.2014 г. общество в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 4 279 кв.м., кадастровый номер: 63:01:0706002:552, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, улица Демократическая (л.д. 8), но в рассмотрении заявления Министерством отказано (л.д. 10) по причине отсутствия у Министерства полномочий по рассмотрению указанного заявления.
Не согласившись с действиями Министерства по отказу в рассмотрении по существу заявления и передаче его на рассмотрение в орган местного самоуправления, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015 г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к Порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I ЗК РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, судом первой инстанции правильно указано, что на дату принятия Министерством оспариваемого заявителем отказа - 18.05.2015 г. Министерство не было наделено полномочиями по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена.
Письмом от 18.05.2015 г. N 12/7081 Министерство уведомило заявителя о передаче пакета документов в уполномоченный орган местного самоуправления для продолжения работы по заявлению в соответствии с компетенцией.
Согласно данным электронного документооборота заявление общества от 15.12.2014 г. поступило в Департамент управления имуществом городского округа Самара 09.06.2015 г. и зарегистрировано за входящим номером СП-9/3108.
Из приложенных к заявлению документов установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 988,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, N 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 07.02.2013 г. N 63-63-01/541/20112-076 (л.д. 11).
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку полномочия по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и проектов дополнительных соглашений к ним, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, предоставлены Департаменту управления имуществом городского округа Самара в соответствии с п.п. 2 п. 2 постановления Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 г. N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (утратившего силу с 19.08.2015 г.), заявление общества было перенаправлено по компетенции в орган местного самоуправления письмом от 25.06.2015 г. N 38-Д05-01-01/5183.
В настоящее время полномочия на подготовку проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и проектов дополнительных соглашений к ним, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, предоставлены Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании п.п. 4 п. 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 г. N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Таким образом, судом правильно отмечено, что 07.07.2015 г. заявление общества передано в орган местного самоуправления городского округа Самара для дальнейшей работы (л.д. 45 - 51), а поэтому суд обоснованно посчитал, что в настоящее время заявление общества находится на рассмотрении, по нему проводится необходимая работа, направляются запросы в уполномоченные органы, а о результатах рассмотрения заявления обществу будет сообщено в установленном порядке.
Установив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не представлены доказательства несоответствия требованиям закона оспариваемого отказа и нарушения им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы общества о необоснованном отказе судом в приеме уточнений заявленных требований отклоняется апелляционным судом с учетом следующих обстоятельств.
По смыслу нормы ч. 1 ст. 49 АПК РФ предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Следовательно, изменение предмета иска означает изменение материально-правовых требований истца к ответчику.
В апелляционной жалобе общество указывает, что о передаче спорного пакета документов на рассмотрение в Администрацию городского округа Самара ему стало известно уже после обращения в суд первой инстанции с первоначальным требованием.
Вместе с тем из содержания заявления общества усматривается, что о передаче полномочий заявителю стало известно из письма Министерства от 18.05.2015 г. N 12/7081, которым заявитель был уведомлен о передаче пакета документов в уполномоченный орган местного самоуправления для продолжения работы по заявлению в соответствии с компетенцией и копия которого представлена заявителем в материалы дела.
Таким образом, на момент обращения в суд первой инстанции заявителю уже было известно о том, что в связи с внесением изменений в ЗК РФ с 01.03.2015 г. изменился порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделена Администрация городского округа Самара.
Вместе с тем заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными действий Министерства по отказу в рассмотрении по существу заявления о предоставлении в аренду земельного участка и передаче указанного заявления на рассмотрение в орган местного самоуправления, и обязании Министерства рассмотреть по существу указанное заявление.
В судебном заседании ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований было обоснованно отклонено, ввиду его несоответствия положениям ст. 49 АПК РФ, поскольку заявитель фактически дополнял первоначально заявленные требования, а не изменял их предмет.
Таким образом, общество в заявленных уточнениях не изменило требования к Министерству, а дополнило просительную часть аналогичными требованиями к Администрации, в связи с чем, суд обоснованно отказал обществу в принятии уточненных требований, разъяснив при этом, что отказ в принятии уточнений не препятствует заявителю в установленном порядке обратиться в суд с данными требованиями.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2015 года по делу N А55-16043/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16043/2015
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент градостроительства г. о. Самара, Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара